Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2009г. Выпуск 14 О концепции непрерывного образования в Российской Федерации

Постановка задачи
     В период, когда относительно медленная эволюция общественного производства обуславливала постоянство формы и содержания обучения, система образования выполняла функцию, ориентированную на воссоздание производительных сил общества. Фактически был сформирован тип конечного образования, продиктованный стремлением научить навсегда, чтобы это пригодилось человеку на протяжении всей его социальной и профессиональной деятельности. Сторонников идеологии, присущей тому периоду развития общества, ещё можно встретить среди представителей российского научно-образовательного сообщества. В конце XX - начале XXI веков мир вступил в новую технологическую эпоху; распространение информационных технологий вызвало фундаментальные сдвиги в экономике развитых стран, обусловленные доминирующим влиянием знаний и передовых технологий. В структуре новой экономики ведущее место заняли отрасли с высоким удельным весом нематериального, человеческого капитала, такие как образование, наука, интеллектуальные услуги, информационно-коммуникационные технологии, а ее важнейшим признаком стало ускорение темпов инвестирования в нематериальные активы и создание условий для постоянного воспроизводства знаний и их воплощения в новых высокотехнологичных продуктах и услугах.
     Европейский Союз, давно и активно работающий в образовании, в 2000 году принял стратегию превращения Евросоюза к 2010 г. в наиболее конкурентоспособную и динамичную в мире экономическую зону, в пространство экономики, основанной на знаниях. Этот курс получил название Лиссабонской стратегии, центральным пунктом которой являлось непрерывное образование. Европейский саммит, прошедший в Лиссабоне в марте 2000 г., стал поворотным моментом в определении политики и практики Европейского Союза. Его выводы подтвердили, что Европа уже вступила в эпоху знаний со всеми вытекающими культурными, экономическими и социальными последствиями. В информационном плане соответствующая деятельность сопровождалась разработкой индикаторов, которые бы позволили измерять результаты и оценивать достижение намеченных целей. В рамках Лиссабонской стратегии были сформулированы амбициозные цели, которые оказались  трудно достижимыми. Поэтому многие тогдашние намерения, в том числе и относительно непрерывного образования, сейчас перешли в отложенные ожидания. Система непрерывного образования включает в себя все виды образования и воспитания: дошкольное, среднее, начальное и среднее специальное, высшее, академическое, дополнительное и прочее. При этом переход с одного уровня на другой в условиях непрерывного образования в рамках системы образования у других странах выражен не так жестко, как в России.
    Объектом анализа настоящей работы можно считать непрерывное образование , а предметом исследования существующие взгляды и подходы к определению понятия непрерывное образование .
    Термин непрерывное образование впервые появился в США в 1950-х годах и в то время использовался как форма образования взрослых. Первоначально словесный оборот непрерывное образование употреблялся как синоним самообразования и потребности человека постоянно совершенствовать свои знания и умения (self-enhancement). Непрерывное образование понимается не как обучение без отпуска и каникул, а как неизменное желание и постоянная готовность включиться в образовательный процесс. Точное понимание качеств, свойств и следствий непрерывного образования может помочь сформировать подходы к разработке концепции построения образовательной системы, которая способна реализовать такую функцию образовательного процесса, как непрерывное образование .     

_________________________
Почепцова Д. В. Особенности функционирования и организации системы повышения квалификации библиотечных кадров в США : дис. ... канд. пед. наук - М., 1990. - 173 с

      Непрерывное образование интерпретируют как учебную деятельность человека, которая базируется на образовании, обретенном ранее, и которая имеет целью изучить возможность более эффективного использования собственных ресурсов или возможностей окружающей среды. В становящемся все более сложном мире каждому в течение жизни может потребоваться исполнять различные задачи. Становится необходимым продолжать учебу всю жизнь. Питер Дракер ввел в оборот особый термин - работник знания - для людей, склонных к постоянному интеллектуальному совершенствованию. Работники знания имеют высшее образование, обладают особым складом ума, наделены способностью приобретать и применять теоретические и практические знания, демонстрируют инициативный новаторский подход к работе. Когда формировалось понятие обучающегося общества, было введено понятие общества знания (knowledge society), где важнее всего научиться учиться . Вскоре в Докладе Учиться существовать: мир образования сегодня и завтра , подготовленном в 1972 г. Международной комиссией ЮНЕСКО по образованию под председательством Эдгара Фора была выдвинута новая социально-образовательная концепция. Доклад Фора содержал предложение принять как руководящую концепцию непрерывное образование во всех странах мира. Представленная ЮНЕСКО идея непрерывного образования реализуется в различных странах.

_________________________
Drucker Peter. The Age of Social Transformation: // The Atlantic Monthly. - 1994 http://www.theatlantic.com/politics/ecbig/soctrans.htm Маслов В.И. Зволинская Н.Н., Корнилов В.М Непрерывное образование: подходы к сущности // Труды ученых ГЦОЛИФКа: 75 лет: Ежегодник. - М., 1993. - С. 102-11

     Осознание необходимости в совершенствовании своих знаний и умений приходит к человеку либо как вынужденная реакция на внешние обстоятельства, либо как личная мотивация. Изменяя окружающий мир в ходе деятельности, человек, естественно, меняется сам. Его отношение к труду и предметам труда, окружающим людям, убеждениям, идеалам становится иным. В обществе растет социальная значимость непрерывного образования . Растет спрос на услуги в области образования. Источником спроса является личная заинтересованность, но вследствие массовости явления следует рассматривать заинтересованность в системе непрерывного образования как социальное явление, требующее соответствующих механизмов публичной и государственной поддержки, а также законодательного обеспечения. Формированию юридических требований к механизмам государственного управления системой образования и связанных с нею функциональных структур должно предшествовать построение концепции непрерывного образования .
     Экономическая и социально-политическая ситуация в стране в целом определяет систему правового регулирования, включая законодательство об образовании, которое зависит от перемен, происходящих в государстве и обществе, на рынках труда и образовательных услуг. Исследование функций законодательства об образовании имеет большое значение: от этого прямо зависит структура законодательства, поскольку любые функции выполняются определенной структурой.

_________________________
Роик В. Социальная модель государства: опыт западноевропейских стран и выбор России // Человек и труд. 2006. N 1

     Выражение обучающееся общество (learning society) относится к нынешнему современному типу общества, где приобретение знаний не ограничено в пространстве стенами образовательных учреждений, а во времени - завершением цикла образования установленного уровня. Одним из направлений стало создание нетрадиционных учебных заведений: университетов без стен , школ гибкого обучения и т. п. Самым известным примером является опыт функционирования Открытого университета в Великобритании, организованного таким образом, что подготовка там эквивалентна университетскому образованию и ведется без отрыва от производства, на заочной основе.
    Целью настоящей работы является анализ функционального содержания понятия непрерывное образование , а также исследование основных особенностей организационной структуры системы образования, способной реализовать концепцию непрерывного образования для населения страны.