Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2009г. Выпуск 14 О концепции непрерывного образования в Российской Федерации


Непрерывное образование в международном праве
     Зачатки концепции непрерывного образования можно обнаружить у Платона, Конфуция, Сократа, Аристотеля, Сенеки и других выдающихся древних гигантов мысли. Идеи непрерывного образования представлены во взглядах Вольтера, Гете, Руссо, которые связывали их с достижением полноты человеческого развития. Первые попытки реализовать идею непрерывности образования были реализованы в ХIII-XIV вв. в городах Европы на базе так называемых цеховых школ , которые открывались и содержались ремесленными цехами. Основателем современных представлений о непрерывном образовании признан Ян Амос Коменский, в педагогическом наследии которого содержится ядро мысли, которая воплощена в наши дни в концепции непрерывного образования.
    Необходимость непрерывного образования признано во всем мире. Концепция непрерывного образования включает в себя все виды образования и воспитания, которые каждый человек получает от рождения и на протяжении всей жизни: дошкольное, среднее, начальное и среднее специальное, высшее, академическое, дополнительное и прочее.

_________________________
Кулешов И.В СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // www.sch1929.edusite.ru/DswMedia/kuleshov_3.doc

     В большинстве развитых стран проводится работа по созданию и совершенствованию модели пожизненного развития творческого потенциала национальных трудовых ресурсов. Эта политика возведена в ранг международной. Организация и государственная поддержка непрерывного процесса подготовки и переподготовки, обучения и переобучения кадров стала общим делом образовательных учреждений, работодателей и государства.
    В Германии непрерывное образование рассматривается как один из приоритетов государственной политики: в общественном сознании формируются установки на непрерывное образование в течение всей жизни; предусматривается создание правовой базы образования в любом возрасте; развивается сеть государственных и негосударственных учебных заведений и структур, предоставляющих дополнительные образовательные услуги взрослому населению. В Японии введены специальные государственные акты, регулирующие непрерывное образования тех, кто имеет постоянную работу. Закон аттестации педагогического персонала предусматривает обязательное повышение квалификации каждые пять лет и возможность повышения класса производственного сертификата после очередного обучения, что значительно повышает зарплату. В  Японии используются разнообразные программы государственных субсидий работодателям на проведение профессиональной подготовки персонала. Государственная помощь распространяется на сектор среднего и малого бизнеса. В Нидерландах реализуется проект индивидуальных счетов на профессиональное обучение. Этот счет пополняется работодателем и вкладами самого работника и может быть израсходован исключительно в целях повышения квалификации работника. В странах ЕС система образовательных ваучеров распространяется и на обучение работающих.

_________________________  
Матрусова Т.Н. Государственное регулирование сферы труда в Японии // Труд за рубежом. 2006. N 1. С. 9

     Образовательную деятельность во Франции отличает высокая степень правового регулирования, включая элементы непрерывного образования. Основные нормативные акты объединены в Кодекс образования. между частными образовательными учреждениями и государством устанавливаются более тесные отношения, что выражается в обучении на тех же условиях, что и в системе публичного образования, а преподаватели имеют статус публичных служащих. Публичные власти могут полностью или частично взять на себя расходы по деятельности частных заведений в обмен на их обязательства как публичной службы. Повышение бюджетного финансирования на 7,8% в 2008 г. достаточно убедительно характеризует отношение государства к этой сфере.

_________________________  
Пилипенко А.Н. ПУБЛИЧНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ ВО ФРАНЦИИ// Журнал российского права, 2008, N 7

     В Испании система непрерывного профессионального обучения находится в ведении государства и социальных партнеров. Эта система включает Трехсторонний фонд по обучению и занятости, учрежденный социальными партнерами (государство, профсоюзы и союзы работодателей). Средства, необходимые для деятельности этого фонда, отчисляют работодатели (0,6% от Фонда оплаты труда) и сами работники (0,1%). В рамках этой системы начиная с 1993 г. заключаются трехсторонние соглашения по непрерывному профессиональному обучению между организациями работодателей, профсоюзами и правительством. Эти соглашения содержат гарантии, признание важности для социальных партнеров развития непрерывного обучения и включение вопросов непрерывного обучения в отраслевые коллективные договоры.

_________________________  
Муравьева А.А. Формирование умений для рынка труда в Испании // Труд за рубежом. 2006. N 1. С. 93 - 103

     МОТ проводит связь между непрерывным обучением, компетентностью и квалификацией. Непрерывное обучение охватывает всю учебную деятельность, предпринимаемую в течение всей жизни для развития компетенции и квалификации работника. МОТ разграничивает компетентность и квалификацию работника. Термин компетентность , по определению МОТ, охватывает знания, навыки и умения, применяемые и совершенствуемые в конкретных условиях. Квалификация связывается с официальным выражением профессиональных и специальных навыков работников, которые признаются на международном, национальном или отраслевом уровнях. В российской интерпретации понятие компетентность по объему во многом будет совпадать с понятием деловые качества работника. Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 28 декабря 2006 г. О внесении изменений и дополнений в Постановление Пленума Верховного Суда от 17 марта 2004 г. N 2 О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации разъяснил, что под деловыми качествами работника следует понимать способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств, личных качеств работника (состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли и др.). В современных условиях на передний план выдвигается чрезвычайно важная задача - обеспечить подготовку работника нового типа (рабочего, фермера, менеджера). Его важнейшими качествами становятся профессиональная гибкость и мобильность, способность в случае необходимости быстро переквалифицироваться или даже сменить профессию.

_________________________  
Рекомендация МОТ N 195 о развитии людских ресурсов: образование, подготовка кадров, непрерывное обучение (2004 г.).

     Многие государства пришли к единому пониманию необходимости непрерывного профессионального образования, в котором системообразующим фактором станет целостность, отличная от механического приращения элементов традиционной системы. Возникает потребность в образовательных системах и комплексах, в которых структуры, процессы профессионального образования гибко и рационально соединяются в пространстве и времени так, что на каждом этапе или ступени достигается относительная завершенность профессионального образования, способная удовлетворить все множество образовательных потребностей отдельного региона и граждан разных стран.

_________________________  
Муравьева А.А. Системы квалификаций в странах Европейского союза // Труд за рубежом. 2004. N 2. С. 111 - 130

     Правительствам мира, отмечалось в уже упомянутой Декларации V Международной конференции ЮНЕСКО, необходимо проводить такую образовательную политику, реализация которой позволит человеку в XXI в. учиться познавать, учиться делать, учиться быть и учиться жить вместе. В целом новая образовательная парадигма ЮНЕСКО определена так: образование в новом веке должно быть инновационным и непрерывным , и мы должны учиться, чтобы быть .
    Такой видится новая модель образования, способствующая формированию социокультурного, информационно-образовательного пространства как среды духовно-нравственного становления личности, что соответствует новой парадигме социально-политического развития общества в XXI в.
    Интересные результаты дает сравнительный анализ стран по показателям числа пройденных курсов дополнительного обучения и соответствующих затрат времени. Лидером по этому показателю среди европейских стран является Швейцария, где почти четверть опрошенных обучались на трех и более курсах, еще 10% - на двух и 21% - на одном курсе. Иными словами, здесь половина взрослых граждан постоянно учится, затрачивая на это в среднем по 52 часа в год.