Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2009г. Выпуск 14 О концепции непрерывного образования в Российской Федерации


Непрерывное образование в российском праве
     Первые концептуальные положения доктрины непрерывного образования в России были сформулированы в 1988 г. на Всесоюзном съезде работников народного образования и в дальнейшем получили реальное воплощение в ходе реформирования образования. Главные его идеи отражены в проекте Всесоюзной комплексной программы реализации концепции непрерывного образования . В этом документе сказано, что в современных условиях динамичного развития общества невозможно на каком-то определенном этапе жизни человека обеспечить его знаниями, достаточными для успешной общественной и профессиональной жизнедеятельности, поэтому образование должно носить непрерывный и прогностически ориентированный характер

_________________________
Каптерев А. И. Подход к непрерывному библиотечному образованию в СССР и США // Науч. и техн. б-ки СССР. - 1991. - 6. - С. 34-36.

     В Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года , утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1663-р, есть специальный раздел Система непрерывного профессионального образования , где перечислены основные направления деятельности Правительства в этой области: формирование конкурентного рынка услуг непрерывного образования и изменение механизмов финансового обеспечения программ и стимулирование спроса на услуги непрерывного образования.
    Расширение предложения на рынке непрерывного образования предполагается обеспечить за счет привлечения к оказанию таких услуг научных, образовательных и исследовательских организаций, получивших соответствующую государственную аккредитацию. Все организации вне зависимости от форм собственности должны иметь одинаковое право претендовать на государственное задание (заказ) по оказанию образовательной услуги, размещаемое на конкурсной основе. При государственной поддержке предстоит создать независимые центры присвоения (сертификации) профессиональных и прикладных квалификаций, которые будут аккредитовываться ассоциациями работодателей. Наличие прикладных квалификаций станет обязательным требованием в бюджетных учреждениях. Содействие получат программы внедрения современных технологий обучения, в том числе дистанционных.
    Поддержка частно-государственного партнерства будет осуществлена в том числе в форме грантов, выделяемых на конкурсной основе успешным образовательным программам. Платежеспособный спрос на услуги непрерывного образования будет стимулироваться и через налоговые льготы для работодателей. Предстоит внедрить финансовые сертификаты, подтверждающие право получения образовательных услуг в рамках повышения квалификации, с возможностью их использования в негосударственных образовательных организациях. Начнется создание системы сертификации профессиональных квалификаций и профессионального обучения мигрантов трудоспособного возраста в соответствии с требованиями российского рынка труда. Начнется формирование открытого национального депозитария образовательных модулей и электронных образовательных ресурсов для системы непрерывного профессионального образования на базе современных сетевых информационных технологий.
    Система непрерывного образования персонала играет особую роль в системе непрерывного образования. Постоянное повышение квалификации - право и юридическая обязанность каждого работника. Каждый работник обязан постоянно повышать свою квалификацию. Обязанность администрации - обеспечить каждому работнику общества необходимые условия для поддержания и повышения уровня профессиональной подготовки. В случае необходимости в интересах общества перехода на новые продукцию, технологию, методы организации производства и управления администрация обязана предоставить всем работникам, которые вследствие указанных причин могут потерять работу, возможность подготовки и переподготовки. При указанных обстоятельствах подготовка и переподготовка персонала осуществляется за счет средств общества. В случае если подготовка и переподготовка сопряжена с овладением работником специальными знаниями, требующими расходов, существенно превышающих обычно принятые, администрация и работник вправе согласовать условия о привлечении средств работника. Статистика непрерывного образования является особым видом деятельности. Становление в России экономики, основанной на знаниях, задает качественно новые требования к уровню подготовки кадров по перспективным направлениям и специальностям. Кроме того, необходимы постоянное совершенствование и актуализация навыков работников в соответствии с меняющимися потребностями социально-экономического и технологического развития. Расширение участия населения в непрерывном образовании призвано содействовать обеспечению возможностей для адаптации их на рынке труда и в конечном счете обеспечению устойчивого экономического роста и повышению благосостояния общества. В связи с этим встает вопрос о разработке методологии и организации комплексного статистического мониторинга непрерывного образования в его различных проявлениях (формальное, неформальное, информальное образование) и институциональных формах.
    Статистика непрерывного образования является особым видом деятельности. Становление в России экономики, основанной на знаниях, задает качественно новые требования к уровню подготовки кадров по перспективным направлениям и специальностям. Кроме того, необходимы постоянное совершенствование и актуализация навыков работников в соответствии с меняющимися потребностями социально-экономического и технологического развития. Расширение участия населения в непрерывном образовании призвано содействовать обеспечению возможностей для адаптации их на рынке труда и в конечном счете обеспечению устойчивого экономического роста и повышению благосостояния общества. В связи с этим встает вопрос о разработке методологии и организации комплексного статистического мониторинга непрерывного образования в его различных проявлениях (формальное, неформальное, информальное образование) и институциональных формах.
    Утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в качестве одного из направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития указывает на модернизацию системы образования. Формирование системы непрерывного образования на основе внедрения национальной квалификационной рамки, системы сертификации квалификаций, модульных программ позволит максимально эффективно использовать человеческий потенциал и создать условия для самореализации граждан в течение всей жизни. В частности, к 2020 году намечено внедрение системы ежегодной поддержки до 100 организаций, реализующих лучшие инновационные программы непрерывного профессионального образования.
    Исходя из тенденций развития экономики и рынка труда целью государственной политики в области развития рынка труда в долгосрочной перспективе является создание правовых, экономических и институциональных условий, обеспечивающих развитие гибкого эффективно функционирующего рынка труда, позволяющего преодолеть структурное несоответствие спроса и предложения на рабочую силу, сократить долю нелегальной занятости, повысить мотивацию к труду и трудовую мобильность. Вторая задача - улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности на основе реформирования системы профессионального образования всех уровней, развития системы непрерывного профессионального образования, системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров с учетом определения государственных приоритетов развития экономики.
    Целью государственной молодежной политики является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития страны. Первая задача - вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях саморазвития, обеспечение поддержки научной, творческой и предпринимательской активности молодежи. Решение данной задачи будет достигаться за счет модернизации материально-технической базы учреждений по работе с молодежью, расширения их сети, модернизации системы подготовки и формирования механизмов непрерывного образования специалистов по работе с молодежью.
Общероссийский Классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (Часть III Виды продукции и услуг Раздел M. Услуги в области образования) содержит раздел 804 Деятельность по формированию системы непрерывного образования для взрослых. Классификатор так описывает деятельность по формированию системы непрерывного образования: Эта группа включает виды деятельности, связанные с формированием системы непрерывного образования для взрослых, то есть образование для людей, которые не обучаются в системе высшего образования. Обучение может проводиться в дневное время или на вечерних занятиях, в школах или специальных учебных заведениях, предусмотренных для взрослых. Включаются также все виды обучения по радио или телевидению, а также заочное обучение. В программы обучения могут включаться как общеобразовательные, так и специальные предметы. Обычно большая часть деятельности в области этих видов образования предполагает добровольное согласие обучающегося на посещение занятий, поскольку он/она имеют особые мотивы для того, чтобы пройти эту программу. Включаются программы обучения грамоте для взрослых. Включается также образование первой и второй ступеней по специальным предметам, не включенное в другие группировки, и образование, которое не поддается подразделению на ступени.

_________________________
RUSSIAN CLASSIFICATION OF ECONOMIC ACTIVITIES AND PRODUCTS ОК 004-93

     Утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. N 803 Федеральной программы развития образования на 2006 - 2010 годы полагает, что формирование системы непрерывного образования на основе внедрения национальной квалификационной рамки, системы сертификации квалификаций, модульных программ позволит максимально эффективно использовать человеческий потенциал и создать условия для самореализации граждан в течение всей жизни.
    Необходимо обеспечить равные условия доступа государственных и негосударственных организаций, предоставляющих качественные образовательные услуги, к образовательной инфраструктуре и государственному и муниципальному финансированию.
    Расширение предложения на рынке непрерывного образования предполагается обеспечить за счет привлечения к оказанию таких услуг научных, образовательных и исследовательских организаций, получивших соответствующую государственную аккредитацию. Все организации вне зависимости от форм собственности должны иметь одинаковое право претендовать на государственное задание (заказ) по оказанию образовательной услуги, размещаемое на конкурсной основе.

_________________________
Основные направления деятельности правительства Российской Федерации на период до 2012 года (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1663-р)

     Реформирование сети образовательных учреждений направлено на интеграцию образовательных программ в целях формирования умений, востребованных в различных сферах профессиональной деятельности, а также социальных умений, необходимых человеку для жизни и работы независимо от выбранной образовательной траектории и обеспечение гибкости организации обучения за счет возможности перехода с общеобразовательной траектории на профессиональную и наоборот, а также связи между различными профессиональными траекториями за счет модульного обучения и смешанных курсов и таким образом развитие системы непрерывного образования;

_________________________
Приложение к Приказу Рособразования от 25 мая 2007 г. N 921 КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СЕТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ РОСОБРАЗОВАНИЮ

      Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 содержит описание деятельности в области образования. Деятельность  в области образования включает виды деятельности, связанные с государственным, а также частным образованием всех видов, представляемым учебными заведениями, а также частными преподавателями, с отрывом от производства или без отрыва от производства (интенсивный курс обучения), в дневное или в вечернее время, любой ступени и в качестве подготовки для любой профессии. Первые три группы охватывают образование, которое может быть отнесено к системе регулярного школьного образования , то есть к системе постепенного школьного обучения детей и молодежи, начиная от дошкольной ступени и кончая уровнем высшего учебного заведения. Разбивка на предложенные группировки основывается прежде всего на уровне предлагаемого обучения. Поскольку школьные системы весьма неодинаковы в разных регионах страны, классификация ограничивается достаточно широкими группировками. Исключения составляют виды обучения, прежде всего направленное на организованный отдых, как, например, обучение игре в теннис или гольф . Они классифицированы в соответствующей подгруппе группы Спортивная деятельность и деятельность по организации отдыха и развлечений прочая .
    Деятельность по формированию системы непрерывного образования включает виды деятельности, связанные с формированием системы непрерывного образования для взрослых, то есть образование для людей, которые не обучаются в системе высшего образования. Обучение может проводиться в дневное время или на вечерних занятиях, в школах или специальных учебных заведениях, предусмотренных для взрослых. Включаются также иные виды обучения, в том числе, по радио или телевидению, а также заочное обучение. В программы обучения могут включаться как общеобразовательные, так и специальные предметы. Обычно большая часть деятельности в области этих видов образования предполагает добровольное согласие обучающегося на посещение занятий, поскольку он / она имеют особые мотивы для того, чтобы пройти эту программу. Включаются программы обучения грамоте для взрослых. Включается также образование первой и второй ступеней по специальным предметам, не включенное в другие группировки, и образование, которое не поддается подразделению на ступени.
     Деятельность в области образования прочая включает виды деятельности в области образования, не включенные в другие группировки. Такими видами деятельности могут быть, например, организация обучения на платных курсах для подготовки абитуриентов к поступлению в учебные заведения, обучение в платных кружках для получения узкой профессиональной специализации (ремонт радиоаппаратуры определенного вида, обучение переплетному делу и тому подобное).
    Изучение непрерывного образования стало актуальным и в России в связи с ростом потребностей экономики во все более квалифицированных работниках, способных быстро осваивать новые знания и навыки. В этом плане Россия в большой степени может опираться на зарубежный опыт. Количественную оценку непрерывного образования концентрируют на четко определенных стратегических направлениях. Наилучшим источником информации считается физическое лицо - потребитель образовательных услуг, а не поставщики услуг в образовании. Приоритетными в данном случае являются индикаторы, которые обеспечивают количественные параметры участия в образовании и характеризуют связь образования с трудовой деятельностью.
     По данным, полученным в 2003 г., доля населения России в возрасте 25-64-х лет, включенного в процесс непрерывного образования, составляла 9,6%. Результаты показали, что спрос на дополнительное образование в России довольно высокий, и приобрести те или иные знания и навыки (особенно в области иностранных языков и ИКТ) хотели более половины опрошенных. Однако их желание существенным образом ограничено материальными возможностями и возрастом. Новое исследование непрерывного образования, выстроенное в большой степени на методологии Евростата, было проведено в России в начале 2007 г. Полученные данные свидетельствуют, что в непрерывном образовании участвовала четверть респондентов в возрасте 25-64 лет. На фоне европейских стран, где им охвачено почти половина взрослого населения, Россия демонстрирует довольно низкий уровень, занимая 26-е место. Среди тридцати рассматриваемых стран Россия по дополнительному образованию и самообразованию оказалась на 28 и 27 местах.