Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2009г. Выпуск 14 О концепции непрерывного образования в Российской Федерации


Признаки системы непрерывного образования
     Как видно из содержания предыдущих разделов, нормативные правовые акты российской правовой системы, равно как и международные акты, не содержат исчерпывающего легитимного определения непрерывного образования. Упоминания о системе или процессе непрерывного образования носят декларативный и отрывочный характер. Поэтому необходимо дополнить понятие непрерывное образование функциональным описанием процесса.  
     Непрерывное образование, как система взглядов на образовательную практику, провозглашает учебную деятельность человека как неотъемлемую и естественную составляющую часть его образа жизни во всяком возрасте. Она предусматривает необходимость достройки образовательной лестницы новыми ступенями, рассчитанными на все периоды взрослой жизни. В качестве основной цели непрерывного образования рассматривается пожизненное обогащение творческого потенциала личности.
    Содержание непрерывного образования ориентировано на опережение развития общества, на развитие профессиональной карьеры, личных навыков, качеств и иной социальной практики. Помимо самих знаний, умений, навыков в содержание входит сам процесс, опыт их приобретения и практического применения, пути и способы самостоятельного добывания, поиска и открытия, самообразование и личностный опыт как компонент содержания образования.

_________________________
Кулешов И.В Современная концепция непрерывного образования // sch1929.edusite.ru/DswMedia/kuleshov

     Важным фактором развития непрерывности в профессиональном образовании является расширение академических свобод учебных заведений, что создает возможность для формирования содержания образования в соответствии с региональными условиями и потребностями работодателей - заказчиков кадров. Образовательное учреждение может использовать около трети учебного времени для самостоятельного проектирования содержания образовательных программ. Очевидно, что сегодня это не в полной мере используют при разработке вариативных образовательных программ с учетом требований работодателей. С прагматической точки зрения непрерывное профессиональное развитие рассматривают как средство адаптации трудовых ресурсов к требованиям изменяющегося производственного процесса и условиям функционирования глобального рынка. Иметь в распоряжении персонал с актуальным набором знаний - экономическая необходимость для работодателя, а иметь багаж знаний, умений, навыков, компетенций, отвечающих требованиям рынка труда, быть востребованным в течение всей жизни этим рынком труда - экономическая задача работника.
    Любое реформирование всегда сопровождается нормативным пакетом документов (образовательным правом), которые определяют правовое пространство реформ, а также позволяют определить круг задач, которые необходимо решить в ходе реформирования. Оно должно охватывать наиболее важные аспекты образовательной деятельности. Нормативное правовое регулирование слабо представлено в регламентации непрерывного профессионального образования.

_________________________
Шкарлупина Г.Д. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ // Юридическое образование и наука, 2006, N 3

     Непрерывное профессиональное развитие в контексте международных документов представляют как обучающую деятельность, осуществляемую на постоянной основе с целью повышения уровня знаний, навыков и профессиональной компетенции.
    Стратегия непрерывного профессионального развития включает обязательное профессиональное образование для получения навыков; обновления знаний, умений, а также обучение профессиональным навыкам и другим жизненно важным, нужным и просто интересным для человека компетенциям.
    Методы непрерывного профессионального развития можно разделить на формальные (первичное получение профессионального образования, дополнительное профессиональное образование, обновление знаний, умений и навыков, присущих уже имеющемуся у человека уровню образования, через институционально оформленные структуры) и неформальные - обучение вне пределов институционально оформленного сектора образования (на рабочих местах, в музеях, общественных центрах, клубах).
    Непрерывное профессиональное развитие, его организация, регулирование и финансирование, подпадает под юрисдикцию органов управления образованием, а также входит в зону ответственности других правительственных и даже неправительственных структур, в частности, профсоюзов, которые должны быть заинтересованы и в обеспечении конкурентоспособности работника на рынке труда, и в личностном развитии работника, формировании его активной гражданской позиции, постоянном обогащении творческого потенциала личности.

_________________________
Власов В.И. Крапивин О.М., Непрерывное профессиональное образование в России //Гражданин и право, N 10, октябрь 2008 г Власов В.И. Крапивин О.М., Непрерывное профессиональное образование в России //Гражданин и право, N 10, октябрь 2008 г Власов В.И. Крапивин О.М., Непрерывное профессиональное образование в России //Гражданин и право, N 10, октябрь 2008 г

     Профессиональный стандарт Российской Федерации должен учитывать концепцию непрерывного пожизненного обучения работника как с отрывом от производства, так и на рабочем месте. Международный опыт свидетельствует, что концепция пожизненного образования, широко вошедшая в практику развития кадров в 70-е гг. прошлого столетия, окончательно превратилась в его основу в 1980-е и 1990-е. В связи с этим примечательно заключение, к которому пришли участники симпозиума Франция/МОТ (Международная организация труда) Динамика перемен и защита трудящихся , состоявшегося в январе 2002 г. в Лионе: Следует еще раз привлечь внимание к необходимости пожизненной учебы для трудящихся, которые заботятся о своей безопасности, работодателей, которые заботятся о производстве, и государства, которое заботится о будущем своих граждан .

_________________________
Лушникова М.В., Лушников А.М. Право на профессиональное образование и обучение: проблемы реализации в современных условиях // Трудовое право, 2007, N 4 Международный обзор труда. Т. 141. 2002. N 3 - 4. С. 162.

     Говорить о реализации идеи образование через всю жизнь можно только тогда, когда каждый гражданин имеет право и одновременно имеет возможность каждый раз при возникновении личного желания или иной необходимости получить любое образование, как говорят, реализовать индивидуальную образовательную траекторию , которая соответствует его способностям, запросам и нуждам.
    Идея непрерывного образования не эквивалентна идее образования через всю жизнь и не тождественна последней. Всякий учебный процесс можно представить как продвижение обучаемого по образовательной траектории. В целях настоящей работы под образовательной траекторией будем понимать воображаемую линию, отображающую в некотором виртуальном образовательном пространстве учебный процесс, его начальные и конечные условия, а также основные промежуточные элементы. О практической реализации идеи непрерывного образования можно говорить только тогда, когда через любую пару точек упомянутого виртуального образовательного пространства можно проложить реализуемую практически образовательную траекторию так, чтобы указанная траектория соответствовала определённому циклу обучения. Данное выше описание не претендует на исчерпывающую точность, но позволяет осознать следующее. Для реализации идеи непрерывного образования национальная система образования должна быть устроена так, чтобы гражданин мог продолжить свое обучение и развитие, на какой бы стадии образования он ни находился. Причем, не просто продолжить, а продолжить в нужном для себя направлении, по необходимой для себя специальности, в удобное для себя время, в комфортной для себя форме, и на нужный для себя (желательно минимальный) период.
     Система непрерывного образования обязана быть дополнена более дискретной градацией и не может представлять собой систему обучения, поделённую только на уровни образования. Переход к нему означает в перспективе введение кредитно-модульной системы образования. Начало же процессу положит предоставление любому учреждению права на образовательную деятельность. При переходе к  введению кредитно-модульной системы образовательных программ студенты смогут учиться не по единому учебному плану, а станут выбирать сами, какие предметы изучать. Определившись, они смогут набирать интересующие их кредиты (зачетные единицы) и модули (части образовательных программ), причем получат возможность делать это не в одном, как сейчас, а сразу в нескольких вузах. По завершении каждого такого курса студент получит сертификат, подтверждающий, что курс прослушан. Качество получаемых знаний будет подтверждаться аккредитацией каждого курса, а также системой проверок, организуемых независимыми центрами оценки качества образования.
     Национальная система непрерывного образования должна опираться в своей деятельности на мониторинг и прогноз на рынке труда и спроса на образовательные услуги. Обучающиеся должны иметь предпосылки для аргументированного выбора индивидуальной образовательной траектории. Две главные цели непрерывного образования тесно взаимосвязаны: активная гражданская позиция и конкурентоспособность на рынке труда.
    Система образования, в пределах которой могли бы быть реализованы миллионы разных, не совпадающих друг с другом, образовательных траекторий, является идеальной моделью для непрерывного образования. Каждая образовательная траектория должна быть обеспечена преподавателями, материально-технической базой и средствами обучения. Создание и обеспечение функционирования столь разветвлённой и многофункциональной системы для населения любой страны требует огромных интеллектуальных и экономических ресурсов. Самые богатые страны мира не могут позволить себе роскошь создать и содержать национальную систему образования такого формата. Возможно, вследствие практической невостребованности  в нашей стране отсутствует развитая концепция системы непрерывного образования. Поэтому систему непрерывного образования можно рассматривать только как некий идеальный образ, к которому можно стремиться, правда, без надежды достичь его в ближайшей перспективе. В теоретические построения или стратегические прогнозы развития образования включены, как правило, лишь отдельные элементы системы непрерывного образования. К наиболее распространенным организационным элементам, составляющим систему непрерывного образования, часто относят функциональную увязку между уровнями образования от дошкольного до послевузовского, а также развитие дополнительного образования и иные фрагменты обучения, включая повышение квалификации, переподготовку и переобучение кадров.
     Ставя целью создание системы непрерывного образования, можно придти к основным принципам, которые лежат в основе её. Непрерывное образование невозможно осуществить без активного участия в ней обучающегося. Мотивация для обучения может быть различной: потребность в знаниях, карьерные устремления, иные жизненные обстоятельства. Система непрерывного образования может лишь предоставить взрослому человеку возможность для обучения, но не содержит механизмов принуждения. Поэтому очень важно создать в гражданском обществе особое отношение к стремлению учиться, не подавить его в детском и юношеском возрасте.
    Необходимо так организовать учебный, воспитательный и иные сопутствующие социальные процессы, чтобы развить в человеке жажду познания. Хорошо известна пытливость детского ума, стремление малыша все постичь, все узнать, причем немедленно и сразу. Поэтому именно в детском саду и начальной школе надлежит начинать непрерывное образование и образование через всю жизнь. Именно в школе закладывается умение искать ответы на возникающие вопросы. Именно в школе нужно учить, как учиться. И главная задача школы - не погасить тот творческий огонёк, который не даёт покоя детской душе.
     Общество, желающее выстроить у себя систему непрерывного образования, должно вести прогноз и мониторинг спроса на услуги системы образования, представляемые в ответ на заказы экономики, а также на публичные и государственные запросы. Нужно по возможности, точно знать, каких специалистов ждут на рынке труда сегодня и какие будут нужны завтра. Нужно подстраивать систему образования под текущий и перспективный спрос на подготовленные кадры. Это относится не только к системе основного образования, но и к повышению квалификации, переобучению, а также вообще всем формам дополнительного образования. Общих признанных индикаторов или показателей для описания процесса непрерывного образования мировое сообщество не выработало. Мониторинг непрерывного образования пока еще не стал категорией служебной статистики.
     Непрерывное образование не является дополнением к основному образованию. Скорее наоборот, все формы основного образования, дополнительного образования, повышения квалификации, переподготовки, самообразования и иных видов обучения - вся эта совокупность включена в состав непрерывного образования и образования через всю жизнь. Выделенные элементы перечислены, как примеры известных и освоенных форм обучения, поддержанных гражданами и обществом наиболее часто используемых образовательных траекторий. Образовательные траектории для большинства граждан нашей страны включают в себя элементы с относительно готовой организационной и управленческой инфраструктурой. Они обеспечены преподавательским персоналом и материально-технической базой, имеют методическую основу в виде учебников, наглядных пособий и иного.
    Концепция непрерывного образования представляет собой развитую систему взглядов на образовательную практику, которая провозглашает учебную деятельность человека как неотъемлемую и естественную составляющую часть его образа жизни во всяком возрасте. Она предусматривает необходимость достройки образовательного пространства новыми функциональными структурами, рассчитанными на использование во все периоды взрослой жизни. В качестве основной цели непрерывного образования рассматривается пожизненное обогащение творческого потенциала личности. По определению Международной комиссии по образованию для XXI века при ЮНЕСКО, непрерывное образование должно превратиться в процесс непрерывного развития человеческой личности, знаний, навыков и способности формулировать суждение, предпринимая адекватные ему действия.
     Непрерывное образование нужно не только тем, кто учится, но и тем, кто учит. Характерная для нашего времени тенденция учиться в течение всей жизни актуальна для профессии учителя. Необходимость непрерывного образования учителей диктуется, прежде всего, непрекращающимся развитием самого общества, постоянным обновлением учебных планов и программ, совершенствованием технических средств обучения, изданием новых учебников и пособий, появлением новых педагогических технологий, способствующих повышению профессиональной компетентности учителя, возрастающими темпами роста научной информации.
    Непрерывное образование являет процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение духовного мира. Указанный процесс состоит из взаимно увязанных между собой учебных циклов, дающих человеку благоприятные для него изменения социального статуса. В центре идеи непрерывного образования находится человек, его интересы, желания и способности, разностороннему развитию которых уделяется основное внимание.
    Сегодня формируется единое понимание необходимости такого непрерывного образования, в котором личность и ее потребности становятся центром любой образовательной системы. В этой системе непрерывность образования с позиции индивида может не совпадать с институциональным представлением непрерывности в традиционной системе образования.