Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2009г. Выпуск 14 О концепции непрерывного образования в Российской Федерации


Концептуальные положения
     Концепция непрерывного образования, как современная система взглядов на образовательную практику, которая провозглашает учебную деятельность человека как неотъемлемую и естественную составляющую часть его образа жизни во всяком возрасте, которая предусматривает необходимость достройки образовательной лестницы новыми ступенями, рассчитанными на все периоды взрослой жизни, пока находится в стадии обсуждения. Формирование концепции зависит от многих составляющих и, в частности, от основной цели непрерывного образования.
    Непрерывное образование рассматривается как непрерывный процесс, начинающийся с первых лет жизни, продолжающийся в течение всей жизни и охватывающий все формы, все типы и все уровни образования, выходя далеко за рамки так называемого формального образования. Оно предназначено для всех возрастов и имеет целью использовать весь образовательный потенциал общества, все ситуации, в которых может оказаться человек, чтобы способствовать его всестороннему развитию.
    Центральной идеей непрерывного образования является категория постоянного развития человека как субъекта деятельности и общения на всем протяжении жизни. Целью непрерывного образования выступает развитие личности. Само непрерывное образование рассматривается как механизм расширенного духовного производства, которое предстает для личности как целостный комплекс средств и процессов ее самореализации, удовлетворения ее познавательных, духовных запросов и потребностей, раскрытия и развития задатков и способностей, сущностных сил и призвания.
    Непрерывное образование представляет возможность каждому человеку на любом этапе его жизни подключиться к образовательному процессу. Как открытая, гибкая и развивающаяся система, система непрерывного образования действует на основе иерархии подсистем дошкольного образования, школьного образования, профессионального образования, а также взаимосвязи и координации иных, основных и параллельных, базовых и дополнительных, государственных, муниципальных и частных, формальных и неформальных институтов. Обеспечивается это преемственностью структурных элементов системы на основе утвержденных единых образовательных стандартов, взаимодополнением различных типов и форм обучения. Принцип  единства управления и самоуправления образовательных учреждений поощряет новаторство, педагогический поиск, творчество.
    Системообразующим фактором непрерывного образования служит общественная потребность в развитии личности каждого человека. Этим определена интеграция всех образовательных подсистем и процессов. Их взаимосвязь и взаимообусловленность, взаимная субординация по уровням, координация по направленности и назначению, обеспечение отношений взаимодополнения между ними превращают совокупность подсистем в единую систему. Непрерывное образование есть целостный процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение ее духовного мира. В центре внимания идеи непрерывного образования находится сам человек, его личность, желания и способности, разностороннему развитию которых уделяется основное внимание.
    В настоящее время вырисовываются контуры образовательных систем, открывающих человеку широкие возможности для саморазвития и самовоспитания на протяжении жизни, поддержания неиссякаемого стремления к самосовершенствованию. Развитие непрерывного образования приведет к возникновению более гибких структур, удовлетворяющих разнообразные как универсальные, так и специальные потребности, помогающим получать новые профессии и развивать потенциальные способности. Целью непрерывного образования является постоянное творческое обновление, развитие и совершенствование каждого человека на протяжении всей жизни, что влечет за собой и процветание всего общества.
    Одна из основных целей непрерывного образования есть расширение и диверсификация образовательных услуг, дополняющих базовое школьное или вузовское обучение. Этим признается недостаточность и неспособность базовой системы научить человека всему, что ему придется делать в течение трудовой жизни, так как речь идет о различных формах переподготовки, повышения квалификации и культурного уровня людей, преодолевших обычный возраст базового обучения, и определяется как целенаправленное получение человеком знаний, умений и навыков в течение всей жизни в учебных заведениях и путем самообразования   Непрерывное образование можно определить как пожизненный процесс целенаправленного систематического формирования человека, подчиненный задачам формирования определенных качеств личности, ее знаний, навыков, ценностей и норм поведения . Непрерывное образование рассматривается как система, включающая в себя общеобразовательное, базовое профессиональное образование, повышение квалификации и самообразование. Это значит, что процесс непрерывного образования начинается после того, как человек научился читать и писать, и продолжается в течение всей жизни. Непрерывное образование представляет собой процесс овладения человеком теми ценностями, отношениями и умениями, которые общество считает необходимыми для участия личности в общественной жизни.

_________________________
Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М., 2000. - 173 с. Симонов Б. А. Дифференцированный подход к профилированию отдельных ступеней непрерывного образования : дис. ... канд. пед. наук. - М., 1994. - 146 с.

     Исходя из высказанной позиции, профессиональное образование является подсистемой непрерывного образования. В то же время само оно рассматривается как непрерывный процесс формального или неформального обучения, состоящий из фаз начального, среднего, высшего и последипломного специального образования. Все эти фазы образования реализуются системой непрерывного профессионального образования, совокупностью образовательных программ, использованием информационно-коммуникационных сетей, обеспеченных финансовых и материальных ресурсов, ориентированными на удовлетворение познавательных потребностей личности на протяжении жизни.

_________________________
Новинская Л. В. Непрерывное профессиональное образование: цель, содержание, аудитория // Перспективы непрерывного образования библиотекарей и информационных специалистов : сб. тез. докл. междунар. конф. (Москва 2001 г.). - М., 2001. - С. 141-144. Симонов Б. А. Дифференцированный подход к профилированию отдельных ступеней непрерывного образования : дис. ... канд. пед. наук. - М., 1994. - 146 с.

     При построении системы непрерывного профессионального образования необходимо учитывать наличие многих уровней и ступеней базового профессионального образования. Необходимо обеспечить человеку возможности изучать различные курсы в зависимости от его интересов и планов, посещать занятия в разных профессиональных учебных заведениях, а также параллельно обучаться в двух или нескольких вузах по разным специальностям. Концепция непрерывного образования есть современная система взглядов на образовательную практику, которая провозглашает учебную деятельность человека как неотъемлемую и естественную составляющую часть его образа жизни во всяком возрасте. Она предусматривает необходимость достройки образовательной лестницы новыми ступенями, рассчитанными на все периоды взрослой жизни. В качестве основной цели непрерывного образования рассматривается пожизненное обогащение творческого потенциала личности.
    Непрерывное образование обеспечивает поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение ее духовного мира. Он состоит из последовательно возвышающихся ступеней специально организованной учебы, дающих человеку благоприятные для него изменения социального статуса.
    В центре внимания идеи непрерывного образования находится сам человек, его личность, желания и способности, разностороннему развитию которых уделяется основное внимание.