Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2009г. Выпуск 14 О концепции непрерывного образования в Российской Федерации


Обсуждение и выводы
     На основании изложенного выше можно сделать следующие выводы.
    Непрерывное образование по своему смыслу и организационной структуре является объединяющим и интегрирующим представлением о целостной национальной системе образования.
     Система непрерывного образования представляет собой  идеальную модель, в которую можно уложить любую виртуальную образовательную траекторию. В пределе любое расширение и развитие национальной системы образования приближает её к упомянутой идеальной модели.
     Концепция непрерывного образования в России представлена в виде  совокупности отрывочных и разрозненных теоретических построений, дополненных декларациями и нормопринципами, не увязанными между собой легитимно.
    Концепция непрерывного образования в России и система непрерывного образования будет развиваться тем более целеустремлённо и эффективно, чем в большей степени система образования будет инкорпорирована в экономику страны и региона и чем более востребованы  будут образовательные услуги на рынке труда.
    Разделы Концепции непрерывного образования, относящиеся к дошкольному и/или к послевузовскому образованию можно отнести к наиболее проработанным в теоретическом отношении и, одновременно, оптимально организованным в практическом отношении. Главным отличием упомянутых разделов системы образования является высокая доля обучающих на каждого обучаемого. В дошкольном секторе к обучающим можно отнести родителей или лиц их заменяющих, а также воспитателей, тренеров или преподавателей системы дополнительного образования для детей. В послевузовском секторе к обучающим можно отнести руководителей или консультантов диссертаций, коллег по работе, а также участников конференций, семинаров или иных мероприятий.
    Корпоративное обучения является частным случаем системы непрерывного образования, адаптированным к месту, времени и профессии. Корпоративное обучение обеспечивает получение образования на производстве, для целей производства и за счет производства.
    В основе учебного процесса, наиболее адаптированного к требованиям Концепции непрерывного образования, лежат принципы эвристического обучения, ставящего целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания. Примером эвристического обучения является обучение в аспирантуре и докторантуре. Аспирантура и докторантура относятся к категории образования через всю жизнь. Другим примером непрерывного образования является дошкольное образование детей, когда в поисках способностей и возможностей ребенка его обучают всему, что возможно и даже не всегда по его желанию.
    Требование рассматривать систему образования как инструмент и средство развития экономики страны и региона ставит особые задачи  перед научной и образовательной общественностью страны. Более того, новая реальность ставит перед учеными принципиально новые исследовательские задачи: необходимо понять саму сущность новой экономики, направления изменений современного общества, их влияние на развитие материального производства и социальной среды. В частности, необходимо понять, как развивается национальная система образования, как она связана с  кадровыми запросами экономики и насколько она доступна для граждан страны. Аналогичные проблемы не чужды для других стран мира. Модернизация европейских и американских школ и университетов, а также учреждений профессионального образования направлена на расширение возможностей трудоустройства.