Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2009г. Выпуск 3 О совершенствовании системы образования в Российской Федерации


1.1. ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


     Нашими первыми педагогами являются наши родители. Первичная социализация проходит именно в семье, где закладываются основы физического, интеллектуального и нравственного развития ребенка. В этом им помогает и сеть дошкольных образовательных учреждений (ДОУ). Если же ребенок воспитывается на дому, то органы местного самоуправления организуют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям.
     По данным федеральной службы государственной статистики число дошкольных образовательных учреждений и численность воспитанников в них неуклонно уменьшается. Так, например, если в 1990 г. в стране насчитывалось 87944 ДОУ, то по данным 2007 г. их осталось всего 45730. А численность воспитанников в них  упала с 9009,5 тысяч человек в 1990 г. до 4906,3 тысяч человек в 2007 г.
_________________________
http://www.gks.ru/bgd/regl/b08_14p/IssWWW.exe/Stg/d1/06-01.htm

     Тем не менее, нельзя не отметить, что охват детей дошкольными образовательными учреждениями в процентах от численности детей соответствующего возраста составляет на конец 2007 года всего 59,2%, а максимальный охват зафиксирован в Северо-Западном федеральном округе и составляет 72,2%.
_________________________
http://www.gks.ru/bgd/regl/b08_14p/IssWWW.exe/Stg/d1/06-02.htm

    Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются:
_________________________
Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 666 г. Москва Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении .
охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;
воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;
взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;
оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
    К дошкольным образовательным учреждениям относятся образовательные учреждения следующих видов:
детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности);
детский сад для детей раннего возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, создает условия для социальной адаптации и ранней социализации детей);
детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, а также при необходимости в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей в возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях);
детский сад присмотра и оздоровления (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах оздоровительной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур);
детский сад компенсирующего вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья);
детский сад комбинированного вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании);
детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по одному из таких направлений, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое);
центр развития ребенка - детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по нескольким направлениям, таким как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое).
    
     В зависимости от возраста предельная наполняемость устанавливается от 10 до 20 детей в группах общеразвивающей направленности, от 6 до 15 детей в группах компенсирующей направленности.
     Каменкова Наталья Владимировна, учитель лицея 6 Миасского городского округа Челябинской области на заседании Совета при Президенте по науке, технологиям и образованию от 15 октября 2008 года заявила: Первая проблема, с которой сталкивается школа, - это приём детей в первый класс. Не секрет, что сегодняшний ребёнок, поступающий в школу, существенно отличается от его сверстника 20-летней давности. Как показывает практика, большинство детей в этом возрасте уже умеют читать и считать, но при этом, если сравнивать с предыдущими годами, у таких детей увеличивается уровень каких-то заболеваний, связанных именно с учебной деятельностью. Дело в том, что родители предъявляют к дошкольным учреждениям некие требования, и если детские сады не соответствуют этим требованиям, то родители пытаются самостоятельно эту проблему решить, привлекая специалистов-репетиторов либо отдавая детей в какие-то центры подготовки к школе. Получается, что учебная деятельность входит в жизнь ребёнка на ранних сроках, зачастую вытесняя игровую деятельность. Тем самым мы существенно снижаем запас здоровья детей.
_________________________
http://www.kremlin.ru/state_subj/group39628.shtml

     Что же получается? Нельзя забывать о том, что есть группа родителей, которые не занимаются подготовкой детей к школе. На 1 сентября школа имеет часть детей, которые имеют высокий уровень подготовки, и часть детей, которые такого уровня не имеют совсем, а заниматься эти дети должны по одним и тем же программам. На сегодняшний день нет программы начальной школы, способной осуществлять дифференцированный подход к детям с разным уровнем подготовки к школе. Ситуация с дошкольным образованием в разных регионах, муниципальных образованиях отличается. Неплохо было бы, на наш взгляд, поддержать те муниципалитеты, которые способны создавать качественные центры по школьной подготовке. Эти центры давали бы возможность родителям выбирать форму дошкольного обучения. А что касается части программ, то неплохо было бы согласовать требования, которые мы предъявляем к уровню подготовки выпускников на выходе из детского сада, с программой начальной школы для того, чтобы не происходило простейшее дублирование в детских садах того, чему мы учим детей именно в начальной школе .
    На X Съезде партии Единая Россия В.В.Путин отметил: Нужно поддержать муниципалитеты, которые применяют современные модели организации дошкольного образования. Начать предметно заниматься повышением квалификации школьных учителей и другими проектами, которые войдут в Президентскую инициативу Наша новая школа .