Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2009г. Выпуск 3 О совершенствовании системы образования в Российской Федерации


2.1. МОДЕРНИЗАЦИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ


     Ключевая проблема, как неоднократно уже отмечалось, состоит в неадекватности существующей системы профессионального образования современным и будущим потребностям экономики и общества, в разрыве между существующей практикой подготовки кадров и теми внешними вызовами, которые предъявляются к системе профессионального образования.
    Это связано в какой-то мере с хроническим недофинансированием профессионального образования в 90-е годы. Что в свою очередь привело к старению материально-технической и учебно-методической базы, оттоку молодых педагогических кадров, недостаточному развитию системы повышения квалификации и, как следствие, к слабой кадровой обеспеченности вузов. Кроме того, оставляет желать лучшего подготовка школьников к освоению программ высшего профессионального образования.
_________________________
Материалы к выступлению Министра на заседании комитета Государственной Думы по образованию 11 ноября 2008 года.

    В одном из своих недавних выступлений Президент РФ Д.А.Медведев заявил, что  необходимо использовать сложившуюся ситуацию финансового кризиса для модернизации в сфере образования.
_________________________
Видеозапись в блоге Д.А. Медведева от 23 октября 2008 года.

    Сегодня делается значительно больший упор на базовое образование, чем на непрерывное, в то время как рынок труда требует постоянного повышения квалификации специалистов. Это приводит к тому, что у выпускников вузов не формируется необходимая способность постоянно в течение всей своей профессиональной деятельности повышать уровень знаний и компетентностей.
    За последние годы наметились пути решения указанных проблем. Одним из которых явилась государственная поддержка из средств федерального бюджета образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования. За последние три года в системе высшего образования только за счет федерального бюджета поддержаны программы 57 вузов на общую сумму 30 млрд. руб. В системе начального и среднего профессионального образования получили поддержку около 250 программ учреждений начального и среднего профессионального образования на общую сумму 6.2 млрд. рублей.
_________________________
http://www.parlcom.ru/index.php?p=MC83&id=25894

    Конкурсная поддержка инновационных учреждений начального и среднего профессионального образования позволила начать формирование сети ресурсных центров для всей страны по востребованным экономикой направлениям подготовки. Возросло внимание к учреждениям НПО и СПО со стороны регионов и производства. Софинансирование программ развития колледжей и техникумов превысило размеры федеральной поддержки. Впервые со времен Советского Союза начался подъем в этой сфере. О ней заговорили средства массовой информации, появился интерес у молодежи и родителей. Сегодня в ресурсных центрах обучается порядка 60 тыс. человек. Тем самым закладываются основы для преодоления дефицита кадров.
     С участием объединений работодателей разработан и реализуется Комплекс межведомственных мероприятий, задающий стратегию развития этого сектора профобразования.
    К основным значимым мероприятиям этого комплекса можно отнести:
проведение эксперимента по апробации механизма нормативного финансирования, в котором участвуют 20 средних специальных учебных заведений, подведомственных Рособразованию;
обновление Перечня профессий НПО и Перечня специальностей СПО в соответствии с актуальными потребностями экономики;
подготовка рекомендаций по разработке интегрированных программ НПО и СПО, обеспечивающих подготовку высококвалифицированных рабочих и рабочих особо сложных профессий.
     Необходимым условием для формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны.
    В основу развития системы образования должны быть положены такие принципы проектной деятельности, реализованные в приоритетном национальном проекте Образование , как открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений.
     Обновление организационно-экономических механизмов на всех уровнях системы образования обеспечит ее соответствие перспективным тенденциям экономического развития и общественным потребностям, повысит практическую ориентацию отрасли, ее инвестиционную привлекательность.
    Повышение гибкости и многообразия форм предоставления услуг системы дошкольного образования обеспечит поддержку и более полное использование образовательного потенциала семей.
     Развитие системы общего образования предусматривает индивидуализацию, ориентацию на практические навыки и фундаментальные умения, расширение сферы дополнительного образования, а развитие системы профессионального образования - расширение участия работодателей на всех этапах образовательного процесса.
    Одним из главных условий развития системы высшего профессионального образования является вовлеченность студентов и преподавателей в фундаментальные и прикладные исследования. Это позволит не только сохранить известные в мире российские научные школы, но и вырастить новое поколение исследователей, ориентированных на потребности инновационной экономики знаний. Фундаментальные научные исследования должны стать важнейшим ресурсом и инструментом освоения студентами компетентностей поиска, анализа, освоения и обновления информации.
    Формирование системы непрерывного образования на основе внедрения национальной квалификационной рамки, системы сертификации квалификаций, модульных программ позволит максимально эффективно использовать человеческий потенциал и создать условия для самореализации граждан в течение всей жизни.
    Необходимо обеспечить равные условия доступа государственных и негосударственных организаций, предоставляющих качественные образовательные услуги, к образовательной инфраструктуре и государственному и муниципальному финансированию.
    Стратегическая цель государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
    Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач.
_________________________
Концепция  долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

    Первая задача - обеспечение инновационного характера базового образования, в том числе:
обновление структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития, в том числе формирование федеральных университетов, национальных исследовательских университетов;
обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений;
увеличение объема средств, направляемых на финансирование научных исследований в вузах;
развитие вариативности образовательных программ, в том числе создание системы прикладного бакалавриата;
обновление механизмов финансирования образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития;
обеспечение увеличения оплаты труда работникам образовательных учреждений в зависимости от качества и результатов их труда до уровня, сопоставимого с уровнем оплаты труда в сфере экономики и выше его.
    Вторая задача - модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития, в том числе:
создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения;
создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи;
создание инфраструктуры социальной мобильности обучающихся;
развитие финансовых инструментов социальной мобильности, включая образовательные кредиты.
    Третья задача - создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, в том числе:
создание системы внешней независимой сертификации профессиональных квалификаций;
создание системы поддержки потребителей услуг непрерывного профессионального образования, поддержка корпоративных программ подготовки и переподготовки профессиональных кадров;
создание системы поддержки организаций, предоставляющих качественные услуги непрерывного профессионального образования;
формирование системы непрерывного образования военнослужащих, включая переподготовку при завершении военной службы.
    Четвертая задача - формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях путем создания:
прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление и достоверность информации;
условий для привлечения иностранных студентов в российские образовательные учреждения;
прозрачной, объективной системы оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся как основы перехода к следующему уровню образования;
механизмов участия потребителей и общественных институтов в осуществлении контроля и проведении оценки качества образования.
    Установлены следующие целевые ориентиры развития системы образования:
    к 2012 году:
формирование сети научно-образовательных центров мирового уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы, решающих кадровые и исследовательские задачи общенациональных инновационных проектов;
развитие интегрированных инновационных программ, решающих кадровые и исследовательские задачи развития инновационной экономики на основе интеграции образовательной, научной и производственной деятельности;
введение новой системы оплаты труда на всех уровнях образования как основы для заключения эффективных контрактов;
повышение доли (не менее чем на 25 процентов) внебюджетных средств в общем объеме инвестиций в сферу профессионального образования;
повышение доли (не менее чем на 70 процентов) учащихся образовательных учреждений, которые обучаются в соответствии с требованиями современных стандартов, включая условия организации образовательного процесса;
ужесточение лицензионных и аккредитационных требований к учреждениям и программам высшего профессионального образования;
создание программ прикладного бакалавриата (не менее чем по 15 процентам направлений подготовки), обеспечивающих современную квалификацию специалистов массовых профессий, наиболее востребованных в сфере инновационной экономики;
обновление типологии образовательных программ и учреждений, структуры системы образования с учетом результатов конкурсной поддержки инновационных образовательных программ и программ развития образовательных учреждений и соответствующим нормативным закреплением (в том числе обеспечение правовой основы функционирования социокультурных образовательных комплексов, центров квалификаций, федеральных университетов, национальных исследовательских университетов, ресурсных центров);
развитие форм финансирования образовательных учреждений, позволяющих сконцентрировать частные и государственные финансовые средства на цели опережающего развития и структурных изменений в системе образования, перевод всех учреждений общего образования и не менее 50 процентов учреждений профессионального образования на нормативное подушевое финансирование (включая разработку нормативов финансирования по всем направлениям подготовки);
становление системы привлечения работодателей к созданию образовательных стандартов и аккредитации образовательных программ;
формирование национальной квалификационной структуры с учетом перспективных требований опережающего развития инновационной экономики и профессиональной мобильности граждан, обновление государственных образовательных стандартов и модернизация программ обучения всех уровней на базе квалификационных требований национальной квалификационной структуры;
переход на уровневые программы подготовки специалистов с учетом кредитно-модульных принципов построения образовательных программ, внедрение общеевропейского приложения к диплому о высшем образовании;
переход учреждений профессионального образования на систему адресных стипендий, предоставление стипендий, обеспечивающих возможность нуждающимся студентам самостоятельно прожить в регионе обучения;
создание в образовательных организациях органов самоуправления (попечительских, наблюдательных и управляющих советов);
введение систем оплаты труда педагогического и административно-управленческого персонала образовательных учреждений, учитывающих качество и результативность их деятельности;
разработка стандартизированной программы повышения квалификации Современный образовательный менеджмент на базе современных квалификационных требований к руководителям образовательных учреждений и проведение сертификации всех руководителей образовательных учреждений;
создание системы независимой общественно-профессиональной аккредитации программ обучения, распространение практики общественно-профессиональной сертификации выпускников образовательных программ, вхождение в международные ассоциации по аккредитации образовательных программ и учреждений;
создание системы общественных рейтингов образовательных учреждений, программ непрерывного профессионального образования;
    к 2020 году:
формирование около 20 научно-образовательных центров мирового уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы, решающих кадровые и исследовательские задачи общенациональных инновационных проектов;
формирование инфраструктуры и институциональных условий академической мобильности студентов и преподавателей;
увеличение доли средств в структуре доходов российских университетов, получаемых за счет выполнения научно-исследовательских разработок  и научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ  (не менее 25 процентов);
создание условий для обеспечения участия в непрерывном образовании не менее 50 процентов граждан трудоспособного возраста ежегодно;
введение в действие единого механизма государственной (итоговой) аттестации выпускников на всех уровнях системы образования, обеспечивающего прохождение выпускниками итоговой аттестации во внешних независимых аттестационных центрах;
внедрение системы ежегодной поддержки до 100 организаций, реализующих лучшие инновационные программы непрерывного профессионального образования;
внедрение новых организационно-правовых форм учреждений образования, обеспечивающих сочетание академической автономии и государственно-общественного контроля за их деятельностью;
наличие квалификационных сертификатов не менее чем у 50 процентов мигрантов трудоспособного возраста;
обеспечение возможности каждому ребенку до поступления в первый класс освоить программы дошкольного образования и полноценно общаться на языке обучения;
расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных образовательных учреждениях;
институциональное обеспечение поддержки семейного воспитания детей во всех муниципальных образованиях;
усиление позиций российского образования на мировом рынке образовательных услуг (доход от обучения иностранных студентов в российских вузах - не менее 10 процентов объема финансирования системы образования);
обеспечение условий, при которых показатели качества образования в российских образовательных учреждениях будут находиться в начале рейтинг-листа результатов международных сопоставительных исследований;
наличие не менее 10 - 12 современных студенческих городков и центров сопровождения одаренных детей и талантливой молодежи при ведущих научно-образовательных центрах;
увеличение доли средств, предоставляемых на научные исследования, проводимые в вузах, в общем объеме средств, направляемых на научные исследования, до 30 процентов;
обеспечение значения показателей среднего возраста профессорско-преподавательского состава вузов на уровне средних показателей стран Организации экономического сотрудничества и развития;
предоставление возможностей всем обучающимся старших классов осваивать индивидуальные образовательные программы, в том числе профильное обучение и профессиональную подготовку;
создание не менее 500 центров сертификации и присвоения профессиональных квалификаций;
создание программ развития персонала, включающих в себя финансирование программ подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников не менее чем 60 процентов предприятий и организаций;
аккредитация не менее 15 процентов программ профессионального образования в международных ассоциациях, действующих в Российской Федерации;
получение бесплатных услуг дополнительного образования не менее чем 60 процентами детей в возрасте от 5 до 18 лет;
использование образовательных кредитов не менее чем 12 процентами студентов;
обеспечение возможности каждому учащемуся получать образование в современных условиях;
увеличение доли иностранных студентов, обучающихся в России, до 5 процентов общего числа студентов, создание условий для подготовки в образовательных учреждениях обучающихся из государств - участников СНГ.
     Повышение конкурентоспособности российского образования станет критерием его высокого качества, а также обеспечит позиционирование России как одного из лидеров в области экспорта образовательных услуг.
    По мере реализации Концепции 2020 , осуществления институциональных преобразований, обеспечивающих повышение эффективности расходования бюджетных средств в сфере образования, текущие расходы на образование возрастут. Это потребует обеспечить рост доли расходов на образование в валовом внутреннем продукте.
    Реализация инновационного варианта развития экономики предполагает увеличение общих расходов на образование с 4,8 процента валового внутреннего продукта (в 2007 - 2008 годах) до 7 процентов в 2020 году, в том числе увеличение расходов бюджетной системы - с 4,1 процента до 5,5 - 6 процентов валового внутреннего продукта.
_________________________
http://db.inforeg.ru/norma/1662dse.pdf

      То, что сейчас мы реформируем советскую систему образования, - это миф, и от него пора отказаться. Этой системы, к сожалению, в значительной степени давно нет. Мы сейчас хотим, напротив, поднять уровень нашего высшего образования, сделать его конкурентоспособным - заявил в своем интервью министр образования и науки А.А.Фурсенко.
_________________________
Газета Комсомольская правда от 12.10.2007.

    По его мнению, дело не в том, учится человек 4 года, 5 или 6 лет. Вопрос, насколько качественно его учат, как он может применить свои знания на деле. Еще 30 лет назад подавляющая часть не только гуманитарного, но и высшего технического образования у нас была четырехлетней. За эти четыре года готовили не таких уж плохих специалистов. Учили пять лет только там, где были военные кафедры, и в тех университетах, где были, как считалось, сверхсложные курсы. Так что в самой идее готовить профессионалов за четыре года нет ничего нового или необычного. Необходимо  давать образование, с которым человек может найти хорошую работу и достойно жить. Будущая система будет похожа на Лего . Когда есть элементы, которые умелый человек может использовать, чтобы всю жизнь наращивать знания. Не переучиваться заново всякий раз, когда нужно получить новую квалификацию, а совершенствоваться, используя полученные умения и опыт как базу. Бакалавриат - один кубик , магистратура - другой. Бакалавр станет полноценным высшим образованием. Для этого и осуществляется  переход на новые стандарты в вузах.
     За 8 лет количество школьников уменьшилось с 22 млн. до 14 млн. человек. По сравнению с 2006 годом к 2010 году абитуриентов станет вдвое меньше. С другой стороны, за прошедшие три года больше чем вдвое увеличились суммы, которые выделяются на содержание одного бюджетного места. И рост финансирования продолжится. Значит, есть возможность преподавателям больше внимания уделять студентам, развивать научную базу, а стране получать качественных, современных специалистов.
_________________________
http://www.1tv.ru/owa/win/ort6_main.print_version?p_news_title_id=107009

     Согласно концепции 2020 расходы на образование за счет государственных и частных источников составят 6,5 - 7 процентов валового внутреннего продукта в 2020 году (2007 год - 4,8 процента).
    Модернизация профессионального образования осуществляется в соответствии с принятыми Правительством Приоритетными направлениями развития образовательной системы и направлена на усиление его роли в инновационном развитии страны.
_________________________
Материалы к выступлению Министра А.А.Фурсенко на Правительственном часе в Государственной Думе ФС РФ "О ходе модернизации профессионального образования в РФ и мерах, принимаемых Правительством РФ по его совершенствованию" от 21 марта 2008.

    Как известно, катализатором системных изменений в отрасли стал приоритетный национальный проект Образование . В первую очередь он помог принципиально обновить материально-техническую базу на всех уровнях профессионального образования.
    Конкурсная поддержка инновационных учреждений начального и среднего профессионального образования позволила начать формирование сети ресурсных центров для всей страны по востребованным экономикой направлениям подготовки. Возросло внимание к ним со стороны регионов и производства. Как известно, их софинансирование превысило размеры федеральной поддержки. Впервые со времен Советского Союза начался подъем в этой сфере. О ней заговорили средства массовой информации, появился интерес у молодежи и родителей. При совместной работе власти и бизнеса 76 центров, созданных в рамках национального проекта в 2007 году, смогли значительно приблизить материально-техническую базу к требованиям современных производственных технологий.
    В сфере высшего образования благодаря мероприятиям национального проекта удалось запустить значимые программы в области транспорта, энергетики, электроники, машиностроения и других приоритетных отраслей. Все они поддержаны и востребованы представителями реального сектора экономики. В инновационных вузах появилось новейшее оборудование по самым современным направлениям подготовки от нанотехнологий до авиастроения. Реально скачек по оснащенности оборудованием составил на 10-15 лет вперед.
_________________________
Материалы к выступлению Министра А.А.Фурсенко  на заседании комитета Государственной Думы  Федерального Собрания Российской Федерации по образованию О ходе модернизации профессионального образования в Российской Федерации от  11 ноября 2008 г.

    В ходе разработки образовательной структуры новых федеральных университетов, а также реализации инновационных программ 57 вузов - победителей национального проекта получила развитие подготовка магистров для науки и наукоемких технологий. Практика победителей показала, что такие программы эффективно реализуются в условиях тесной интеграции образования, науки и производства. Лидером в этом направлении стал МГУ им. М.В. Ломоносова, в котором реализуется более 50 инновационных магистерских программ, разработанных совместно с крупнейшими отечественными фирмами и Российской академией наук.
    В практику внедряются прозрачные принципы распределения ресурсов: формульное финансирование, конкурсная поддержка лидеров, принцип деньги в обмен на обязательства . Тем самым обеспечиваются необходимые структурные и институциональные изменения.
     Почти в 3 раза возрос объем средств, направленных на научные исследования в вузах. Вузы стали активнее участвовать в получении грантов на научные разработки.
    Совместно с работодателями определена прогнозная потребность в профессиональных кадрах по всем отраслям экономики до 2015 года. В соответствии с ней сформированы контрольные цифры приема в федеральные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования на следующий учебный год. Впервые за многие годы ведомствам предложено увеличить прием на специальности здравоохранения, строительства, приборостроения.
     Работа по обеспечению качества профессионального образования подкреплена необходимыми мерами по повышению его доступности. Растет число бюджетных мест приема в учреждениях профессионального образования в расчете на тысячу выпускников школ. За счет введения ЕГЭ на практике заработала прозрачная система поступления в ВУЗы и ССУЗы независимо от места жительства и доходов семьи. Государственная поддержка образовательного кредитования, а также родительский капитал помогут студентам из глубинки обучаться в престижных учебных заведениях вдали от дома.
     Полноценное и неформальное участие граждан в управлении образовательными учреждениями, формировании образовательной политики на местном, региональном и федеральном уровнях призвано обеспечить открытость и восприимчивость системы образования к общественным потребностям, обновление и повышение качества предоставляемых образовательных услуг, их соответствие социально-экономическим реалиям и перспективам.
    Основной механизм развития государственно-общественного характера управления образованием - разработка нормативной правовой базы передачи гражданским институтам части полномочий и ответственности за реализацию некоторых управленческих функций.
    Расширению и повышению эффективности общественного участия в управлении образованием способствует реализация следующих мер:
Обязательное участие общества, профессионального сообщества, деловых кругов в выработке и реализации основных направлений образовательной политики, стратегических управленческих решений по ключевым вопросам развития российского образования. Согласование государственного, общественного и корпоративного заказов образовательной системе;
Ежегодная публикация по установленной форме финансовых отчетов органов управления образованием и образовательных учреждений, а также отчетов по результатам деятельности;
Систематическая государственно-общественная экспертиза и поддержка на конкурсной основе инновационных образовательных программ, распространение инновационных технологий;
Функционирование управляющих, попечительских советов образовательных учреждений с привлечением в них представителей педагогов и обучающихся, родителей, учредителей, местной общественности (бизнеса, науки, здравоохранения, культуры и т.п.). Наделение этих советов полномочиями по распределению стимулирующей части фонда оплаты труда учреждений, разработке и реализации программ развития, определения содержания и организации образовательного процесса, хозяйственно-экономической деятельности и др.;
Развитие современных форм ученического и студенческого самоуправления;
Развитие государственно-общественной системы лицензирования образовательной деятельности, аккредитации образовательных учреждений;
Развитие системы образовательных публикаций и программ в СМИ;
Поддержка формирования гражданских институтов образовательной политики, институтов участия граждан в оформлении общественного заказа системе образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
Стимулирование деятельности профессиональных ассоциаций (лучших учителей-предметников, руководителей инновационных образовательных учреждений и т.п.) по экспертизе образовательных инноваций;
Стимулирование и поддержка региональных точек роста , проектов комплексной модернизации образования;
Подготовка менеджеров образования, компетентных в вопросах взаимодействия с общественными институтами по вопросам управления образованием.
     Сегодня мы находимся в объективных условиях мощного демографического спада. За ближайшие три-четыре года количество абитуриентов уменьшится, возможно, вдвое. Для открытия новых вузов, новых филиалов потребуется действительно серьезное обоснование. Сейчас планируется открытие филиала Московского автодорожного института в Сочи. Создается огромный дорожный комплекс, нужно на месте готовить специалистов. Это вполне весомое обоснование, учитывая особый статус города Сочи как столицы Олимпиады-2014.
_________________________
http://www.perepis2002.ru/content.html?id=11&docid=10715289081461

    А есть и обратное движение: принято решение о создании Федерального ядерного университета, в котором филиалы МИФИ, ранее бывшие независимыми университетами, снова объединятся, чтобы создать мощную образовательную структуру с единой программой, единым профессорско-преподавательским составом, с возможностью более широких интеграционных процессов.
_________________________
Российская газета от 25.03.2008 г.

     Федеральный эксперимент по созданию образовательных округов был запущен в 2003 году Правительством РФ. Целью данного проекта является модернизация региональных систем управления образованием на основе создания в субъектах образовательных округов.
     Основные задачи, которые решаются в рамках данного проекта:
повышение эффективности управления образованием в регионах и эффективности использования ресурсов;
ориентация системы образования на местные рынки труда, в том числе вследствие усиления связи общего и профессионального образования;
повышение качества и доступности образования (особенно в сельской местности) посредством оптимизации образовательной сети.
     С 2003 года эксперимент реализовывался на территории одного региона - Самарской области. С учётом позитивных результатов в 2005 году  Правительство России приняло решение о пролонгации эксперимента и расширении состава его участников. В 2006-2008 годах в эксперименте принимают участие 6 регионов: Астраханская, Кировская, Самарская, Сахалинская, Ульяновская области и Чукотский автономный округ. Кроме того, ряд субъектов Российской Федерации (например, Алтайский край) приступили к такой трансформации самостоятельно, что свидетельствует о привлекательности идеи образовательных округов.
_________________________
http://mon.gov.ru/pro/okruga
   
      Экспериментальный опыт регионов позволил сформировать три модели образовательных округов:
    1. Жесткая государственная модель - предусматривает передачу государственному органу управления образованием субъекта Российской Федерации большинства или ключевых функций муниципалитетов в управлении образованием (реализуется в Самарской области; выходит за рамки действующего законодательства).
     2. Мягкая государственная модель - предполагает приближение государства к объектам управления (реализуется в Кировской области).
    3. Межмуниципальная договорная модель - основана на повышении роли общественно-государственного управления, предусматривает объединение ресурсов нескольких муниципалитетов при участии государства для решения отдельных задач функционирования и модернизации образования на данных территориях (реализуется в Астраханской области и Алтайском крае).
    Остальные регионы, вовлечённые в эксперимент (Сахалинская, Ульяновская области и Чукотский автономный округ) в настоящий момент проходят этап утверждения нормативно-правовых актов.
     В целом, введение образовательных округов возможно по разным моделям и не всегда требует значительных перестроек в системе управления образованием. Управление образованием на основании образовательных округов упрощает реализацию программ и проектов развития образования, гармонизирует государственное и муниципальное управление территориальными системами образования, сокращает административные и транзакционные издержки, способствуя тем самым модернизации системы российского образования.
    Президент РФ Д. А. Медведев подписал Федеральный Закон О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов , принятый Государственной Думой 14 января 2009 года и одобренный Советом Федерации 28 января. Новый закон дополняет законы Об образовании и О высшем и послевузовском профессиональном образовании новым видом высших учебных заведений - Федеральными университетами. Они создаются в форме автономных учреждений, в том числе на базе федеральных государственных высших учебных заведений, и осуществляют свою деятельность в соответствии с одобренными правительством РФ программами.
_________________________
Итар-тасс от 10.02.2009 г.
     Кроме того, университетам, удовлетворяющим определенным условиям, в конкурсном порядке сроком на 10 лет может быть установлена категория национальных исследовательских университетов. Законом также решаются отдельные вопросы регулирования деятельности таких университетов.
    На своей рабочей встрече 10 февраля 2009 года с Министром образования и науки  Президент РФ поставил вопрос о ситуации, которая сложилась в высшем образовании (прежде всего у студентов платных отделений) в связи с оплатой за обучение. Выдвигалось несколько идей, в частности,  о переходе с платной формы обучения на бесплатную и о фиксированной стоимости обучения на определённый период, с тем, чтобы не допустить провалов в финансовом положении студентов.
     Я посмотрел отзывы на моё видеообращение: значительная часть студентов пишет о том, что это очень хорошие инициативы, они их приветствуют двумя руками, но у них вызывает опасения то, что руководство университетов всё это дело где-то замылит , или проигнорирует, или, во всяком случае, постарается сделать так, чтобы свести эту работу к нулю. Поэтому мне бы хотелось, чтобы все эти поручения рассматривались не просто как какие-то благие пожелания, а как руководство к действию - заявил Д.А.Медведев.
_________________________
 http://www.kremlin.ru:80/appears/2009/02/10/2135_type63378_212759.shtml

    Говорилось также о социальных кредитах. Надо отметить, что они не могут обеспечиваться так, как обеспечиваются кредиты в коммерческом секторе. По ним невозможно брать такую же плату, как по коммерческим кредитам. В частности, Министр отметил, что такие кредиты должны иметь приемлемую ставку, выдаваться на длительный срок, погашаться только после окончания высшего учебного заведения, и предложил, чтобы часть кредитной ставки покрывалась государством.
     Единственное требование, в котором мы сходимся и с ректорами, и представителями других министерств, - человек, который претендует на перевод на бюджетное место или который претендует на образовательный кредит, должен хорошо учиться , - подчеркнул Министр образования и науки.
     Об этом даже и речи нет, чтобы какая-то другая использовалась ситуация. Конечно, это должно быть поощрение за хорошую учёбу, иначе за что? Это очевидно, двоечников поощрять не будем , - отметил Президент России.