АВ 2009г. Выпуск 3 О совершенствовании системы образования в Российской Федерации
2.2. ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ОБРАЗОВАНИЕ
Приоритетный национальный проект Образование включает следующие направления: Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования , Внедрение современных образовательных технологий , Создание национальных университетов и бизнес-школ мирового уровня , Повышение уровня воспитательной работы в школах и Развитие системы профессиональной подготовки в армии .
_________________________
Утверждены президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов (протокол 2 от 21 декабря 2005 г.).
По направлению Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования основными блоками мероприятий являются: стимулирование вузов и общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы (государственная поддержка на реализацию программ развития не менее 30 вузам (на общую сумму 20 млрд. руб.) и 6 000 школ (на общую сумму 6,0 млрд. руб.)); государственная поддержка талантливой молодежи (предоставление ежегодно 2 500 грантов); поощрение лучших учителей (ежегодно 10 тыс. лучших учителей премиями в размере 100 000 рублей).
В лучших своих образцах инновационное образование, выражаемое фразой: Не догонять прошлое, а создавать будущее ориентировано не столько на передачу знаний, которые постоянно устаревают, сколько на овладение базовыми компетенциями, позволяющими затем - по мере необходимости - приобретать знания самостоятельно. Именно поэтому такое образование должно быть связано с практикой более тесно, чем традиционное.
Объем информации, которой владеет наша цивилизация, удваивается каждые пять лет. Поэтому помимо освоения знаний не менее важным становится освоение техник, с помощью которых можно получать, перерабатывать и использовать новую информацию. Знания при этом осваиваются применительно к тем умениям, которыми овладевают учащиеся в рамках инновационных образовательных программ.
Снижение конкурентоспособности традиционных институтов образования, а также недостаточная интеграция науки и производства свидетельствуют о необходимости создания принципиально новых учреждений высшего образования. Сегодня традиционное образование как система получения знаний отстает от реальных потребностей современной науки и производства.
Инновационное образование предполагает обучение в процессе создания новых знаний - за счет интеграции фундаментальной науки, непосредственно учебного процесса и производства.
В настоящее время наиболее успешными в плане обеспечения инновационного характера развития образовательной деятельности становятся такие высшие учебные заведения, в которых одновременно реализуются следующие три типа процессов:
разработка студентами реальных проектов в различных секторах экономики;
проведение исследований фундаментального и прикладного характера;
использование образовательных технологий, обеспечивающих студентам возможность выбора учебных курсов.
Формирование инфраструктуры инновационного образования предусматривает следующее:
разработку порядка получения вузами средств, аккумулированных в результате участия государства в региональных и отраслевых венчурных фондах;
развитие центров трансфера технологий, создаваемых на базе государственных научных центров Российской Федерации, высших учебных заведений, институтов Российской академии наук и отраслевых институтов;
реализацию многоуровневой системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации и консультирования специалистов для инновационной деятельности в сфере образования, науки и промышленности;
создание системы внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти для поддержки научно-технической и инновационной деятельности.
При этом элементы инновационной структуры могут создаваться и как специальные подразделения вуза, и в форме самостоятельного юридического лица.
По направлению Внедрение современных образовательных технологий ведутся следующие мероприятия: разработка и размещение в открытом доступе в сети Интернет информационных образовательных ресурсов (разработка и размещение в открытом доступе на федеральном сайте 100 дистанционных образовательных программ), подключение школ к сети Интернет (подключение 20 000 школ к сети Интернет (по 10 000 школ ежегодно) и оснащение ежегодно не менее 2 500 школ компьютерными классами), приобретение и поставка в общеобразовательные учреждения компьютерного оборудования; а также оснащение школ учебно-наглядными пособиями и оборудованием.
Говоря о Повышении уровня воспитательной работы в школах , имеют в виду, прежде всего, выплату дополнительного ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство, включая учителей начальных классов.
По направлению Развитие системы профессиональной подготовки в армии основными мероприятиями являются: расширение возможностей получения начального профессионального образования военнослужащими, проходящими военную службу по призыву; предоставление преференций при подготовке к поступлению в вузы и получении высшего образования лицам, отслужившим не менее трех лет по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации в воинских должностях солдат, матросов, сержантов, старшин.
За годы работы в рамках нацпроекта Образование было выделено свыше 125 миллиардов рублей. Благодаря государственной поддержке удалось выполнить широкомасштабные программы, например, по оснащению школ и вузов. Уже сейчас эксперты высоко оценивают эффективность приоритетного проекта в комплексной модернизации системы образования.
_________________________
http://www.strf.ru, 5 декабря 2008 года.
Нацпроект позволил накопить богатый опыт взаимодействия с субъектами Федерации, а также с образовательными учреждениями, подведомственными региональным и муниципальным органам власти , - отметил на коллегии Рособразования его глава Н.И. Булаев. Это позволило разобраться и чётко понять, что происходит в региональной системе образования, а, соответственно, адекватно спланировать работу , - подчеркнул руководитель ведомства.
_________________________
http://strf.ru/organization.aspx?CatalogId=221&d_no=16943
Нацпроект направлен, прежде всего, на выявление и поддержку лидеров, напомнил начальник Управления учреждений образования и реализации приоритетного национального проекта Образование Федерального агентства по образованию П.Ф. Анисимов. Именно поэтому, например, в рамках конкурса инновационных программ развития общеобразовательных учреждений, который проводится с 2006 года и на который ежегодно выделяется по три миллиарда рублей, лучшие школы могли рассчитывать на господдержку (миллион рублей) дважды и даже трижды. Среди двукратных победителей оказалось 629 школ, среди трёхкратных - 76.
Среди значимых результатов я бы отметил участие вузов в разработке новых образовательных стандартов, а также налаживание эффективных форм взаимодействия с работодателями, - сказал П.Ф. Анисимов. - Вузы-победители подготовили базу для того, чтобы стать исследовательскими университетами. Благодаря участию в нацпроекте повысилась их инвестиционная привлекательность. Увеличился объём внебюджетного финансирования за счёт участия в различных программах и проектах .
В продолжение темы Н.И. Булаев заявил, что реализация нацпроекта в сфере профессионального образования позволила создать сеть продвинутых учебных заведений: это касается и инновационных вузов, и современных профтехучилищ .
Необходимо определиться, куда двигаться дальше. Это основная задача , - подчеркнул директор департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ И.М. Реморенко. - В частности необходимо дополнительно проанализировать и оценить проектный потенциал каждого региона. По итогам трёх лет, я думаю, можно построить рейтинг субъектов РФ по реализации нацпроекта. Те регионы, которые окажутся в аутсайдерах, явно не смогут рассчитывать на создание там федеральных или исследовательских университетов .