Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2005г. Выпуск 1 О развитии законодательства в области науки


Выводы и законодательные предложения

     Наиболее принципиальными для российской правовой системы являются стратегические приоритеты, вокруг которых формируется правовая идеология и которые должны быть адаптированы к современному состоянию экономики, к государственным нуждам и к потребностям граждан России. Стратегические приоритеты образования и науки не автономны и не независимы. По целому ряду показателей развитие образования невозможно без развития науки и наоборот. Поэтому стратегические приоритеты образования должны быть увязаны со стратегическими приоритетами науки и должны быть рассматриваемы совместно.
    Возможные приоритеты для образования и науки могут быть разработаны на основе ниже приведенных тезисов (подчеркнуто).
    Российская Федерация провозглашает рост эффективности и качества образовательных услуг приоритетом государственной политики.
    Приоритетными мероприятиями государственной научно-технической политики Российской Федерации являются ориентированные на инновационное развитие отечественной экономики научные исследования, проводимые в рамках федеральных целевых программ.
    В качестве первоочередных направлений совершенствования и развития законодательства в области образования можно предложить следующие основные проблемы (выделено курсивом). Необходимо:
    в каждом субъекте Российской Федерации разработать и принять региональные законы, регламентирующие деятельность в области образования и науки на территории субъекта Российской Федерации;
     отредактировать тексты федеральных и региональных законов в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством, а также в соответствии с общепринятой терминологией международных актов (ЮНЕСКО, ОЭСР, ООН);
    привести законодательство в области образования и науки в соответствие с требованиями об интеграции образования и науки;

    пересмотреть приоритетные для России направления развития науки технологии, оптимизировав их число и приблизив их к национальным возможностям российской науки, использовав для этого отраслевые академии, которые обязаны разрабатывать критические технологии по соответствующим отраслям экономики;
    ввести в законодательство в области образования и науки положения, в соответствие с которыми к инновационной деятельности будет отнесено освоение не только достижений отечественной науки, но и науки зарубежной;
    ввести в поощряемую практику научное сопровождение инновационных процессов, не противопоставляя это авторскому сопровождению;

    дополнить законодательство в области образования и науки российскими преференциями (по жилью, а, главное, по обеспечению научной деятельности) молодым российским ученым, поработавшим за границей и вернувшимся на родину;
    дополнить законодательство в области образования и науки специальными положениями о технопарках (типа технопарка МГУ), которые могут служить интернациональной научной базой для работы мигрирующих ученых;
    дополнить российское законодательство нормами, стимулирующими российских ученых и специалистов возвращаться для работы в Россию.