Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2004г. Выпуск 22 О развитии законодательства в области образования


Выводы и законодательные предложения

     Наиболее принципиальными для российской правовой системы являются стратегические приоритеты, вокруг которых формируется правовая идеология и которые должны быть адаптированы к современному состоянию экономики, к государственным нуждам и к потребностям граждан России. Стратегические приоритеты образования и науки не автономны и не независимы. По целому ряду показателей развитие образования невозможно без развития науки и наоборот. Поэтому стратегические приоритеты образования должны быть увязаны со стратегическими приоритетами науки и должны быть рассматриваемы совместно.
    Возможные приоритеты для образования и науки могут быть разработаны на основе ниже приведенных тезисов (подчеркнуто).
    Российская Федерация провозглашает рост эффективности и качества образовательных услуг приоритетом государственной политики.
    Приоритетными мероприятиями государственной научно-технической политики Российской Федерации являются ориентированные на инновационное развитие отечественной экономики научные исследования, проводимые в рамках федеральных целевых программ.
    
     В качестве первоочередных направлений совершенствования и развития законодательства в области образования можно предложить следующие основные проблемы (выделено курсивом). Необходимо:
    расширить нормопредставительство дополнительного и непрерывного образования в федеральном законодательстве;
    разработать типовые законопроекты для регулирования дополнительного и непрерывного образования на территориях субъектов Российской Федерации;

    дополнить законодательство в области образования нормами о дистанционном образовании;
    уточнить в федеральном законодательстве понятия и правовой статус уровней образования;
    уточнить понятие и правовой статус дополнительного, непрерывного и дистанционного образования;

    разработать нормы о договоре между образовательным учреждением и потребителем его услуг;
    разработать нормы об образовательном кредите и гарантиях его выплаты;
    разработать государственную стратегию и тактику, определяющие конкретное место государства и объем государственных услуг в области образования;
    определить динамику, методы и приемы привлечения внебюджетных инвестиций для создания квоты внебюджетного, но бесплатного образования в зачет конституционных гарантий на образование;

    в каждом субъекте Российской Федерации разработать и принять соответствующие законы, регламентирующие деятельность в области образования на территории субъекта Российской Федерации для всех ступеней и уровней образования, включая высшее;
     отредактировать тексты законов в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством;
    привести тексты законов в соответствие с общепринятой терминологией международных актов (ЮНЕСКО, ОЭСР, ООН);
    провести юридико-техническую правку текстов основных законов;
    привести дефиниции и понятийный аппарат законодательства в области науки в соответствие с международными стандартами;
    привести законодательство в области образования и науки в соответствие с дефинициями и экономическими инструментами финансового права, а также с остальными отраслями права;

    привести законодательство в области образования и науки в соответствие с требованиями об интеграции образования и науки;
    пересмотреть приоритетные для России направления развития науки технологии, сократив их число и приблизив их к национальным возможностям российской науки;
    приблизить приоритетные для России направления развития науки технологии к конкретным отраслям знаний, использовав для этого отраслевые академии, которые также обязаны по своим ведомствам разрабатывать и приоритетные направления, и критические технологии;
    ввести в законодательство в области образования и науки положения, в соответствие с которыми к инновационной деятельности будет отнесено освоение не только достижений отечественной науки, но и науки зарубежной;
    ввести в поощряемую практику научное сопровождение инновационных процессов, не противопоставляя это авторскому сопровождению;

    привести законодательство в области образования и науки в соответствие с требованиями, по которым отраслевые академии наук ежегодно выпускают обзоры по мировым технологическим достижениям в своей области;
    дополнить законодательство в области образования и науки российскими преференциями (по жилью, а, главное, по обеспечению научной деятельности) молодым российским ученым, поработавшим за границей и вернувшимся на родину;
    дополнить законодательство в области образования и науки специальными положениями о технопарках (типа технопарка МГУ), которые могут служить интернациональной научной базой для работы мигрирующих ученых;
    дополнить российское законодательство нормами, позволяющими российским ученым и специалистам возвращаться для работы в Россию.