АВ 2004г. Выпуск 7 О новой концепции Федерального закона О науке и государственной научно-технической политике
Комментарий к статье 10 Государственный контракт
Государственный контракт является важным инструментом государственной научно-технической политики. Более подробное описание государственных инструментов регулирования и управления можно найти в специальной литературе. Вариант текста статьи приведен ниже.
_________________________
Сафаралиев Г.К., Бердашкевич А.П. Вузовская наука: государственная политика и законодательство// Махачкала, 2001, Изд-во Юпитер -344 с.
1. Основной правовой формой отношений между научной организацией, заказчиком и иными потребителями научной продукции являются договоры (контракты) на создание, передачу и использование научной продукции, оказание научных, консультационных и иных услуг, а также другие договоры, в том числе договоры о совместной научной деятельности и распределении прибыли.
Договоры на выполнение научной работы для государственных нужд, финансируемые из государственного бюджета, являются к государственными контрактами.
2. Правительство Российской Федерации и органы государственной власти, учредившие научные организации, вправе устанавливать для них обязательный государственный заказ на выполнение научных исследований и экспериментальных разработок для государственных нужд.
Порядок организации и выполнения заказа на работы для государственных нужд, финансируемого из федерального бюджета устанавливает Правительство Российской Федерации.
Порядок организации и выполнения заказа на работы для государственных нужд, финансируемого из бюджета субъекта Российской Федерации относится к компетенции субъекта Российской Федерации.
3. Научные исследования и экспериментальные разработки для государственных нужд выполняются на основе государственных контрактов, заключаемым между государственным заказчиком и исполнителем.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень обязательных и рекомендуемых условий договора для включения во все государственные контракты на выполнение научных исследований и экспериментальных разработок для государственных нужд для каждого из видов научных работ. Обязательные условия должны учитывать специфику экономической отрасли, а также характер работы, (научно-исследовательская работа, опытно-конструкторская работа, технологическая работа).
К обязательным условиям контракта относятся квалификационные требования к проведению и оформлению научной работы, служащие основанием для использования налоговых льгот и иных государственных преференций. К рекомендуемым условиям контракта относятся все иные дополнительные требования по работе, согласованные между сторонами.
В обязательные условия могут быть включены требования по:
государственной регистрации контракта;
срокам исполнения работ;
этапам и календарному плану проведения работ;
объемам и порядку финансирования с учетом иммунитета бюджета;
праву сторон на созданные объекты интеллектуальной собственности;
условиям конфиденциальности;
праву исполнителя привлекать контрагентов для выполнения работы;
необходимости проведения патентных исследований;
соблюдению требований государственных либо отраслевых стандартов;
форме и содержанию технического задания;
порядку сдачи-приема работ, составляющих государственный контракт;
формам представления конструкторской документации, отчетов и иных результатов;
ответственности заказчика и исполнителя по договору.
4. Государственным заказчиком является орган государственной власти, являющийся главным распорядителем бюджетных средств. В установленном порядке государственный заказчик может передать подведомственной организации часть своих полномочий по обеспечению проведения конкурса, организации финансирования, а также контроля за исполнением контракта.
Государственный заказчик указывает в контракте организацию-пользователя, на базе которой запланировано использование полученных результатов.
В состав комиссии по приемке работ, выполненных по государственному контракту, входят представителей государственного заказчика, организации-исполнителя, организации-пользователя и органа власти, уполномоченного на распоряжение государственным имуществом или правами на объекты интеллектуальной собственности, возникшими при исполнении научной работы.
5. Условия владения, пользования и распоряжения научными результатами определяется законодательством, а также не противоречащими ему договорами субъектов научной деятельности и потребителей научной продукции.
6. Правительство Российской Федерации вправе:
устанавливать порядок проведения научных исследований и использования научных результатов, которые могут создать угрозу безопасности Российской Федерации, здоровью граждан, окружающей природной среде;
лицензировать отдельные виды научной деятельности;
вводить в предусмотренных законодательством случаях ограничения на право использования отдельных научных результатов, распространяя на них режим секретности и осуществляя надзор за его соблюдением;
вводить сертификационные и метрологические требования к видам научной деятельности.