Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2003г. Выпуск 6 Правовые основы бюджетного регулирования в области науки и образования

Об основных актах бюджетного законодательства

     Многие акты Российской Федерации декларируют приоритетность развития образования и науки как одно из основных направлений государственной политики России. Проблема финансового обеспечения государственной политики в области образовательной и научной деятельности относится к числу остро актуальных.
_________________________
Указ Президента Российской Федерации 884 от 13.06.96 "О доктрине развития российской науки"; Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751 "О национальной доктрине образования в Российской Федерации"

    Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, а также правовое положение субъектов бюджетных правоотношений и определяет основы бюджетного процесса в Российской Федерации. Участниками бюджетного процесса являются главные распорядители и распорядители бюджетных средств. Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств.
    Бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из Бюджетного кодекса и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов. Бюджетная система состоит из бюджетов трех уровней: федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов; бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов; а также из местных бюджетов. При этом федеральные законы о федеральном бюджете и законы субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год, нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иные федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления не должны противоречить Бюджетному кодексу Российской Федерации. В случае противоречия между кодексом и нормативными правовыми актами применяется Бюджетный кодекс Российской Федерации.
    Основное финансирование в области образования и науки составляют бюджетные ассигнования, поэтому значение бюджетного законодательства для деятельности научных и образовательных учреждений трудно переоценить. До введения в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации различные нормативные правовые акты содержали в себе разрозненные предложения и нормы по бюджетному регулированию в области образования и науки. Несмотря на некоторую несогласованность, упомянутая совокупность юридических норм служила опорой для бюджетного регулирования в области образования и науки. Поэтому в Федеральный закон 159-ФЗ О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации была включена статья 7 следующего содержания: Законодательные акты Российской Федерации, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень законодательных актов, признаваемых утратившими силу в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, действуют в части, не противоречащей Кодексу. Законодательные акты Российской Федерации в области образования, науки, научно-технической политики, культуры, принятые до введения в действие Кодекса, содержащие нормы, регулирующие бюджетные отношения, действуют, если они не признаны утратившими силу. Изданные до введения в действие Кодекса нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации нормативные акты СССР по вопросам, которые согласно Кодексу могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов .
_________________________
Первоначальный текст документа опубликован в СЗРФ, 1999, N 28, ст. 3492
     Положение о том, что нормы в области образования и науки, введенные до вступления в силу Бюджетного кодекса Российской Федерации, продолжают действовать, пока не будут отменены, является крайне важным. Дело в том, что законодательство Российской Федерации в области образования и науки содержит достаточное количество норм, которые с полным правом могут быть отнесены к компетенции бюджетного законодательства. Ежегодно вместе с законом о федеральном бюджете публикуется приложение, содержащее перечень нормативных актов, подлежащих отмене или приостановлению. В Федеральном законе О федеральном бюджете на 2003 год также наличествует Приложение 20, озаглавленное: Перечень законодательных актов Российской Федерации, действие которых приостанавливается в 2003 году . Указанный Перечень перечисляет законодательные акты, отдельные нормы которых приостановлены действием с 1 января по 31 декабря . В состав указанных норм входят и те, которые были приняты до  вступления в силу Бюджетного кодекса Российской Федерации, а именно: пункт 2 статьи 40 и пункты 2 и 3 статьи 54 Закона Российской Федерации Об образовании в части, не обеспеченной финансированием из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации; часть вторая статьи 2 в части использования патентных пошлин в качестве источника финансирования деятельности Патентного ведомства и статья 33 в части уплаты патентных пошлин в Патентное ведомство Патентного закона Российской Федерации от 23 сентября 1992 года N 3517-I; абзац четвертый пункта 12 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23 сентября 1992 года N 3518-I О введении в действие Патентного закона Российской Федерации ; статья 44 Закона Российской Федерации от 23 сентября 1992 года N 3520-I О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров в части уплаты патентных пошлин в Патентное ведомство; пункт 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23 сентября 1992 года N 3521-I О введении в действие Закона Российской Федерации О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров ; часть вторая статьи 45 в части, не обеспеченной финансированием из федерального бюджета, части третьей статьи 45 в части, не обеспеченной финансированием из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, часть седьмая статьи 45, часть третья статьи 54 в части, не обеспеченной финансированием из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 года N 3612-I; статья 15 Федерального закона от 29 декабря 1994 года N 77-ФЗ Об обязательном экземпляре документов ; часть вторая статьи 1 Федерального закона от 1 августа 1996 года N 107-ФЗ О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования ; подпункт 1 пункта 3 статьи 2 и пункты 4, 6-9 статьи 30 в части, не обеспеченной финансированием из федерального бюджета, абзацы третьего и четвертого пункта 3 статьи 16 в части образовательных учреждений, финансируемых из федерального бюджета, Федерального закона от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ О высшем и послевузовском профессиональном образовании ; часть третья статьи 7 Федерального закона от 22 августа 1996 года N 126-ФЗ О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации в части, не обеспеченной финансированием из федерального бюджета; абзац второй пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ О науке и государственной научно-технической политике в части, не обеспеченной финансированием из федерального бюджета; часть двенадцатая статьи 48, статьи 237, 238 и абзац второй статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации; Федеральный закон от 28 мая 1999 года N 102-ФЗ О льготе на проезд на междугородном транспорте для отдельных категорий обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях .
_________________________
СЗРФ,2002, 52 (часть 1), ст.5132
     Таким образом, законодатель ежегодно использует инструмент частичного ограничения действия нормативных правовых норм в области образования и науки по отношению к бюджетному законодательству. Основополагающие законы в области образования и науки, как Об образовании , О высшем и послевузовском профессиональном образовании , О науке и государственной научно-технической политике , продолжают являться составной частью бюджетного законодательства Российской Федерации. Поэтому изменения законодательства в области образования и науки должны быть синхронизированы с поправками бюджетного законодательства и наоборот.
    Настоящая работа посвящена анализу основных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, направленных на регулирование в области образования и науки.