Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2002г. Выпуск 27 О налоговом законодательстве РФ по отношению к образованию и науке (Часть 1)


 

Глава 21. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Приказ МНС РФ в редакции от 22.05.2001 БГ-3-156

Приказом МНС РФ от 20.12.2000 N БГ-3-03/447 утверждены Методические рекомендации по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции от 22.05.2001 БГ-3-156)

1.     

Статья 145. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика
(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
Статья 145. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика
1. Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее - освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога и налога с продаж не превысила в совокупности один миллион рублей.
4. Организации и индивидуальные предприниматели, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случаев, когда право на освобождение будет утрачено ими в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.
По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца организации и индивидуальные предприниматели, которые использовали право на освобождение, представляют в налоговые органы:
документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) исчисленная в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, без учета налога и налога с продаж за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала один миллион рублей;

С учетом того обстоятельства, что объем финансирования научных работ обычно не чрезмерен, ряд научных организаций могут подпасть под действие положений данной статьи.

Принципиального значения для образования и науки приведенная льгота не имеет, но может быть использована при случае. Необходимо провести грань между научно-образовательной деятельностью и предпринимательской

Налогоплательщики имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, в соответствии со статьей 145 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих налогоплательщиков без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж не превысила в совокупности 1 млн. рублей. (в ред. Приказа МНС РФ от 22.05.2001 N БГ-3-03/156)
Налогоплательщики, реализовавшие в каком-либо из трех предшествующих последовательных календарных месяцев подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье, не имеют права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика. (абзац введен Приказом МНС РФ от 22.05.2001 N БГ-3-03/156)

2.     

Статья 149. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)
2. Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации:
1) следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации:

Ряд научных центров Российской Федерации имеет возможность производить медицинские препараты, входящие в число необходимых (инсулин и т.п.), что позволяет использовать преференции для научно-производственных медико-биологических центров.

Надо уточнить правовой статус ГНЦ и иных научно-производственных центров

Постановлением Правительства РФ от 17.01.2002 N 19 утвержден перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории РФ не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость.

Данный порядок распространяется на индивидуальных предпринимателей и организации любой формы собственности и ведомственной принадлежности, в том числе осуществляющих посредническую деятельность по реализации вышеуказанных товаров.

3.     

4) услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях;

Можно рассматривать дошкольные учреждения, кружки и секции как исполнителей части образовательных программ, как субъекты воспитательно-образовательной деятельности.

Льготы для указанной области могут быть рассматриваемы как вид образовательных.

Услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, указанных в подпункте 4 пункта 2 статьи 149 Кодекса При оказании услуг по содержанию детей обособленными или структурными подразделениями (созданными по типу дошкольных учреждений) организаций, не являющихся непосредственно дошкольными некоммерческими учреждениями, налог не взимается, при наличии у таких организаций соответствующего кода ОКОНХ.
При оказании услуг по содержанию детей индивидуальными предпринимателями освобождение от налога не предоставляется. Услуг по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях, студиях, указанных в подпункте 4 пункта 2 статьи 149 Кодекса. Под освобождаемыми от налога услугами по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях следует понимать услуги по проведению занятий образовательными, спортивными организациями, организациями культуры и искусства, общественными организациями и иными организациями любой формы собственности и ведомственной принадлежности, а также индивидуальными предпринимателями. В случае проведения занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях образовательными учреждениями, организациями, имеющими образовательные подразделения, осуществляющие профессиональную подготовку, и общественными организациями освобождение от налога для таких организаций предоставляется при наличии лицензии, полученной на основании Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании".

4.     

5) продуктов питания, непосредственно произведенных студенческими и школьными столовыми, столовыми других учебных заведений, столовыми медицинских организаций, детских дошкольных учреждений и реализуемых ими в указанных учреждениях, а также продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым или указанным учреждениям.
(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
Положения настоящего подпункта применяются в отношении студенческих и школьных столовых, столовых других учебных заведений, столовых медицинских организаций только в случае полного или частичного финансирования этих учреждений из бюджета или из средств фонда обязательного медицинского страхования;

Законодатель не дает определения понятиям студенческая столовая , школьная столовая и иным, а также не указывает необходимую долю бюджетного финансирования, при котором работа указанных функциональных подразделений признается полностью либо частично финансируемой из бюджета. При отсутствии упомянутых дефиниций и количественных критериев налоговые органы должны принимать самостоятельные решения. Поэтому к категории освобожденных от налогообложения можно будет относить весьма широкий класс пунктов питания.

Возможно установить статус студенческой и школьной столовой, например, по объему или качеству услуг, по удельным затратам на каждую порцию или иное.

При применении подпункта 5 пункта 2 статьи 149 Кодекса следует иметь в виду, что от налога освобождаются только продукты питания, непосредственно произведенные столовыми перечисленных ниже учреждений при реализации этих продуктов питания в указанных учреждениях: - студенческими и школьными столовыми, столовыми других учебных заведений, столовыми медицинских организаций в случае полного или частичного финансирования этих организаций из бюджета или из средств фонда обязательного медицинского страхования;
- столовыми детских дошкольных учреждений, вне зависимости от источника финансирования. При реализации покупных товаров вышеперечисленными столовыми освобождение от налога не предоставляется. При отпуске перечисленными выше столовыми на сторону блюд собственного производства освобождение от налога также не предоставляется. Реализация организациями общественного питания продукции собственного производства перечисленным выше столовым налогом не облагается. Этот порядок освобождения от налога не распространяется на продукты питания, непосредственно произведенные столовыми учреждений и организаций социально - культурной сферы, финансируемых из бюджета (учреждений и организаций культуры и искусства, физкультуры и спорта, социального обеспечения и непроизводственных видов бытового обслуживания населения).

5.     

6) услуг по сохранению, комплектованию и использованию архивов, оказываемых архивными учреждениями и организациями;

Законодатель не дает определения понятиям архивное учреждение или архивная организация . При отсутствии упомянутых дефиниций и количественных критериев налоговые органы должны принимать самостоятельные решения. Поэтому к категории архивных услуг  можно отнести услуги ряда гуманитарных научных организаций, занимающихся проблемами истории либо проблемами сравнительного анализа социально-политических явлений. Причем это могут быть не только академические научно-исследовательские институты, но и научные библиотеки либо музеи. В науке и образовании ведется работа с архивами. Например, в редакции 2002 года Устава РАН введено право РАН не сдавать архивные документы, а хранить их у себя.

Надо придать правовой статус сохранению, комплектованию и использованию архива как отдельному виду научной или образовательной деятельности, либо отнести эту деятельность к деятельности обособленных подразделений.

При применении подпункта 6 пункта 2 статьи 149 Кодекса следует иметь в виду, что от налога освобождаются услуги по сохранению, комплектованию и использованию архивов, оказываемых архивными учреждениями и организациями. К архивным учреждениям и организациям относятся юридические лица любой формы собственности и ведомственной принадлежности, создавшие в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации от 07.07.93 N 5341-1 "Об архивном фонде Российской Федерации и архивах" государственные или негосударственные архивы из архивных документов или архивных фондов и осуществляющие архивное дело. Услуги по сохранению, комплектованию и использованию архивов, оказываемые индивидуальными предпринимателями, от налога не освобождаются.

6.     

12) долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и инструментов срочных сделок (включая форвардные, фьючерсные контракты, опционы);

Большинство организаций науки и образования функционируют в форме учреждений. С необходимостью указанные учреждения имеют свой уставной (складочный) капитал. Поэтому преференции, касающиеся уставного фонда (капитала), прямо затрагивают интересы большей части научных и образовательных учреждений.

Надо уточнить состав уставного (складочного) капитала научных и образовательных учреждений.

7.     

14) услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.
Реализация некоммерческими образовательными организациями товаров (работ, услуг) как собственного производства (произведенных учебными предприятиями, в том числе учебно-производственными мастерскими, в рамках основного и дополнительного учебного процесса), так и приобретенных на стороне подлежит налогообложению вне зависимости от того, направляется ли доход от этой реализации в данную образовательную организацию или на непосредственные нужды обеспечения развития, совершенствования образовательного процесса;

Законодатель вводит понятие некоммерческой образовательной организации , не установленное в отраслевом законодательств об образовании, но могущее производить товар для реализации. Законодатель снимает налоговые преференции с образовательного учреждения, как только товары либо услуги, созданные за счет ресурсов и возможностей образовательного учреждения, выходят за пределы учреждения, а также обучаемого и обучающего контингента. К последним относятся консультационные услуги, а также услуги по сдаче в аренду помещений Особняком стоят услуги в области питания, оказываемые школьными и студенческими столовыми. Если прямо следовать логике законодателя, то учебные предприятия либо учебно-производственные мастерские, могущие производить кулинарно-пищевые услуги  либо товар для реализации, не подпадают под льготный режим налогообложения.

Надо уточнить статус, структуру построения учреждения и описать статус его типовых служб или, например, обособленных подразделений. Равно нужно определить направленность финансовых потоков между службами и обособленными  подразделениями образовательных учреждений.

При применении подпункта 14 пункта 2 статьи 149 Кодекса следует иметь в виду, что под некоммерческой образовательной организацией понимается государственная (или муниципальная), а также негосударственная образовательная организация, созданная в организационно - правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций, и осуществляющая образовательную деятельность при наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности. При оказании указанными выше некоммерческими образовательными организациями услуг в сфере образования по проведению учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса освобождение от налога предоставляется вне зависимости от того, на какие цели направлен доход, полученный за оказание этих услуг. При оказании услуг в сфере образования по проведению учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса иными образовательными организациями, в том числе созданными в виде обособленных или структурных подразделений организаций, не являющихся некоммерческими, или индивидуальными предпринимателями, освобождение от налога не предоставляется. Если некоммерческая организация осуществляет несколько видов деятельности, одним из которых является образовательная деятельность, то освобождение от налога услуг в сфере образования по проведению учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, оказанных этой некоммерческой организацией, осуществляется при наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности и при выполнении условий, предусмотренных пунктом 4 данной статьи. Этот порядок освобождения от налога распространяется на некоммерческие организации, имеющие обособленные или структурные подразделения, созданные для целей проведения образовательного процесса. Услуги некоммерческих образовательных организаций по сдаче в аренду имущества, в том числе недвижимого, подлежат обложению налогом в общеустановленном порядке.
При оказании услуг некоммерческими образовательными организациями по сдаче в аренду закрепленного за ними федерального или муниципального имущества или имущества субъектов Российской Федерации на основе договоров аренды, заключенных между арендаторами и балансодержателями - некоммерческими образовательными организациями (не относящимися к органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления) без органа государственной власти и управления и органа местного самоуправления, уплату налога в бюджет осуществляют данные некоммерческие образовательные организации, вне зависимости от того, куда перечисляет арендатор указанную арендую плату - на счет балансодержателя имущества (некоммерческой образовательной организации), в бюджет или на специально открытый для этого балансодержателя счет в органах казначейства. При оказании услуг некоммерческими образовательными организациями по сдаче в аренду закрепленного за ними федерального или муниципального имущества или имущества субъектов Российской Федерации на основе договоров аренды, заключенных между арендаторами, балансодержателями - некоммерческими образовательными организациями (не относящимися к органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления) и органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления, применяется порядок уплаты налога в бюджет, указанный в пункте 3 статьи 161 главы 21 части второй Кодекса.

8.     

Подпункт 15 пункта 2 статьи 149 в части освобождения от налогообложения ремонтно-реставрационных работ, выполняемых на памятниках истории и культуры вводится в действие с 1 января  2002 года

Реставрационные работы с неизбежностью есть практическое использование результатов исторической или иной науки

Надо расширить понятие научная деятельность .

9.     

15) ремонтно-реставрационных, консервационных и восстановительных работ, выполняемых при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством, культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций (за исключением археологических и земляных работ в зоне расположения памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений; строительных работ по воссозданию полностью утраченных памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений; работ по производству реставрационных, консервационных конструкций и материалов; деятельности по контролю за качеством проводимых работ); (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

Исторически сложилось так, что многие здания, усадьбы или иные сооружения были переданы в оперативное управление или хозяйственное ведение научным или образовательным учреждениям. Поэтому льготы относительно работ по ремонту памятников истории и культуры в определенной степени относятся и к Российской академии наук и к иным научным или образовательным учреждениям.

Надо уточнить статус таких памятников, когда они переданы учреждениям или ГУПам, равно как и порядок и источник финансирования

По услугам (работам) по охране памятников истории и культуры (охраняемых государством) следует иметь в виду, что к освобождаемым от налога относятся: оказание услуг государственными органами охраны памятников или иными лицами, перечисленными в статье 143 Кодекса, осуществляющими деятельность по охране памятников истории и культуры под контролем вышеуказанных уполномоченных государственных органов, в частности, платных услуг по согласованию заданий и проектов проведения различных работ на памятниках; по научно - методическому руководству делом охраны, изучения и реставрации памятников истории и культуры; по организации использования памятников истории и культуры и их пропаганды в целях развития науки, образования и культуры; по государственному контролю за соблюдением предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их ведомственной принадлежности, и гражданами правил охраны, использования, учета и реставрации памятников истории и культуры, а также за выполнением мероприятий по обеспечению сохранности памятников и других услуг, перечисленных в пункте 33 раздела III "Обеспечение сохранности недвижимых памятников истории и культуры" Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной Приказом Минкультуры России от 13.05.86 N 203, а также в пунктах 7 и 9 Положения "Об охране и использовании памятников истории и культуры", утвержденного Постановлением Совмина СССР от 16.09.82 N 865. Таким образом, освобождение от налога распространяется на работы по выполнению индивидуальными предпринимателями и организациями любой формы собственности и ведомственной принадлежности ремонтно-реставрационных, консервационных и восстановительных работ, в том числе общестроительных (за исключением археологических и земляных работ в зоне памятников, чеканных, выколотных и давильных работ, гидроизоляционных работ, работы по укреплению грунтов оснований и фундаментов, контроля качества работ, производства реставрационных и консервационных конструкций и материалов, выполнение комплекса работ по электросвязи, инженерным сетям и системам, а также работ (включая строительные) по воссозданию памятников вновь), перечисленные в разделе III Примерного перечня видов работ, услуг и охраны на памятниках истории и культуры, подлежащих лицензированию, прилагаемого к Приказу Минкультуры России от 10.09.98 N 469 "О перечне лицензируемых видов деятельности по обследованию состояния, консервации, реставрации и ремонту памятников истории и культуры федерального (общероссийского) значения", а также на аналогичные названным выше работам работы, перечисленные в разделе III Примерного перечня видов деятельности, работ (в том числе услуги и охрана) на памятниках истории и культуры, прилагаемого к Приказу Минкультуры России от 02.07.98 N 365 (в части, касающейся памятников, находящихся на территориях субъектов Российской Федерации или муниципальных образований и лицензируемых органами местного самоуправления).

Работы и услуги, перечисленные в других разделах указанных перечней, от налога не освобождаются, так как они являются иными видами работ и услуг, обеспечивающих выполнение непосредственно реставрационных работ квалифицированными специалистами, а также необходимыми материальными ресурсами, проектной и технологической документацией, разработанной на основании проведенных инженерных, археологических, геодезических или иных научных изысканий и исследований, за исключением тех, которые в качестве самостоятельной льготы приведены в статье 149 Кодекса (например, образовательные услуги или научно - исследовательские и опытно - конструкторские работы).

10.     

16) работ, выполняемых в период реализации целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства для военнослужащих в рамках реализации указанных программ (проектов), в том числе: работ по строительству объектов  социально-культурного или бытового назначения и сопутствующей инфраструктуры; работ по созданию, строительству и содержанию центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Указанные в настоящем подпункте операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при условии финансирования этих работ исключительно и непосредственно за счет займов или кредитов, предоставляемых международными организациями и (или) правительствами иностранных государств, иностранными организациями или физическими лицами в соответствии с межправительственными или межгосударственными соглашениями, одной из сторон которых является Российская Федерация, а также соглашениями, подписанными по поручению Правительства Российской Федерации уполномоченными им органами государственного управления;

Вопросы профессиональной переподготовки являются частью функций образовательной системы Российской Федерации. Особенностью льготы приведенной в настоящем пункте является допущение преференций при получении, например,  второго высшего образования или снятия иных ограничений при обучении военнослужащих или членов их семей.

Профессиональная подготовка офицеров должна иметь определенный правовой статус. Возможно, подобный статус могут иметь рано выходящие на пенсию шахтеры или водолазы.

11.     

17) услуг, оказываемых уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, все виды лицензионных, регистрационных и патентных пошлин и сборов, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав (в том числе лесные подати, арендная плата за пользование лесным фондом и другие платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами);

Законодатель выводит из-под налогообложения всех исполнителей для всех видов государственных систем учета и регистрации. Все организации науки и образования охвачены услугами упомянутых систем. Поэтому упомянутые льготы имеют прямое отношение к ценоообразовательным процессам на услуги в области науки и образования.

Надо разделить плату за лицензионные соглашения, сборы патентные, авторские прав и за торговую деятельность.

Услуг, оказываемых уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, все виды лицензионных, регистрационных и патентных пошлин и сборов, а также пошлин и сборов, взимаемых государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав, указанных в подпункте 17 пункта 2 статьи 149 Кодекса.
При применении указанного подпункта следует учитывать, что не образуется обязанности по уплате налога в связи с совершением нотариальных действий, за которые взимается государственными нотариальными конторами государственная пошлина, и частными нотариусами плата, соответствующая размеру государственной пошлины в соответствии со статьями 22 и 35 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-1. (в ред. Приказа МНС РФ от 22.05.2001 N БГ-3-03/156)

12.     

19) товаров (работ, услуг), за исключением подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья, реализуемых (выполненных, оказанных) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации".
Реализация товаров (работ, услуг), указанных в настоящем подпункте, не подлежит   налогообложению (освобождается от налогообложения) при представлении в налоговые органы следующих документов:
контракта (копии контракта) налогоплательщика с донором безвозмездной помощи (содействия) или с получателем безвозмездной помощи (содействия) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации;
удостоверения (нотариально заверенной копии удостоверения), выданного в установленном порядке и подтверждающего принадлежность поставляемых товаров (выполняемых работ,  оказываемых  услуг) к гуманитарной или технической помощи (содействию);
выписки банка, подтверждающей фактическое поступление выручки на счет  налогоплательщика в российском банке за реализованные донору безвозмездной помощи   (содействия) или  получателю безвозмездной помощи (содействия) товары (работы, услуги).
В случае, если контрактом предусмотрен расчет наличными денежными средствами, в налоговый орган представляются выписка банка, подтверждающая внесение полученных налогоплательщиком сумм на его счет в российском банке, а также копии приходных кассовых ордеров, подтверждающие фактическое поступление выручки от покупателя указанных товаров (работ, услуг);

Для нужд российских организаций науки и образования, а также членов российского научного или образовательного сообщества часто используются ресурсы международных или  иностранных фондов или организаций. Подходы российского законодательства по отношению к порядку или процедуре оказания безвозмездной помощи не во всем совпадают с правовыми концепциями иностранных государств. Кроме того, в  данном пункте упомянута гуманитарная, а также техническая помощь. В российском законодательстве отсутствуют точные дефиниции, равно как и функциональные процедуры для однозначного правоприменения различных видов безвозмездной помощи. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2000 N 688 утверждены Правила возмещения налога на добавленную стоимость, уплаченного по материальным ресурсам (выполненным работам, оказанным услугам) производственного назначения, используемым при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг), реализуемых в рамках безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации.

Надо расширить формы и виды форм помощи безвозмездной, а также уточнить правовой статус поддержки научной или образовательной деятельности.

13.     

20) оказываемых учреждениями культуры и искусства услуг в сфере культуры и искусства, к которым относятся:
услуги по предоставлению напрокат аудио-, видеоносителей из фондов указанных учреждений, звукотехнического оборудования, музыкальных инструментов, сценических постановочных средств, костюмов, обуви, театрального реквизита, бутафории, постижерских принадлежностей, культинвентаря, животных, экспонатов и книг; услуги по изготовлению копий в учебных целях и учебных пособий, фотокопированию, репродуцированию, ксерокопированию, микрокопированию с печатной продукции, музейных экспонатов и документов из фондов указанных учреждений; услуги по звукозаписи театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, по изготовлению копий звукозаписей из фонотек указанных учреждений; услуги по доставке читателям и приему у читателей печатной продукции из фондов библиотек; услуги по составлению списков, справок и каталогов экспонатов, материалов и других предметов и коллекций, составляющих фонд указанных учреждений; услуги по предоставлению в аренду сценических и концертных площадок другим бюджетным учреждениям культуры и искусства, а также услуг по распространению билетов, указанных в абзаце третьем настоящего подпункта;
реализация входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности;
(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

Законодатель вводит для учреждений культуры понятие услуг для   учебных целей . Таким образом, в определенной степени размывается грань между научной, образовательной и культурно-просветительской деятельностью.

Надо уточнить понятие учебная, научная или образовательная цель и место этих понятий в законодательстве.

14.     

К учреждениям культуры и искусства в целях настоящей главы относятся театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро, заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки;
(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

Законодатель относит к учреждениям культуры и искусства библиотеки, музеи, заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки. Эти же структурные образования могут являться элементами (обособленными подразделениями) научной или образовательной инфраструктуры.

Надо уточнить понятие музеи, библиотеки и иного, как составной части научной или образовательной инфраструктуры.

При применении подпункта 20 пункта 2 статьи 149 Кодекса следует иметь в виду, что ранее не относились к учреждениям культуры и искусства, услуги которых освобождены от налога, библиотеки и музеи, отнесенные к числу научных учреждений, а также заповедники, национальные, природные и ландшафтные парки, оказывающие услуги и реализующие билеты, перечисленные в данном подпункте, и освобождаемые от налогообложения с 1 января 2001 года. Формы входных билетов и абонементов на проводимые учреждениями культуры и искусства театрально-зрелищные, культурно-просветительные и зрелищно - развлекательные мероприятия и экскурсионных билетов приравниваются в целях главы 21 Кодекса к формам, утвержденным Приказом Минфина России от 25.02.2000 N 20н "Об утверждении бланков строгой отчетности" и прилагаемым к этому Приказу: экскурсионной путевки в музей и на выставку (образец которой приведен в приложении 1); абонемента на посещение концертов и спектаклей (образец которого приведен в приложении 2); входного билета для театрально-концертных, культурно-просветительных организаций и учреждений (образец которой приведен в приложении 3 к данному Приказу). Под учреждениями культуры и искусства, перечисленными в данном подпункте, понимаются организации любой формы собственности и ведомственной принадлежности. При оказании перечисленных в данном подпункте услуг в сфере культуры и искусства иными организациями, имеющими в качестве обособленных или структурных подразделений библиотеку, музей, клуб и т.п., освобождение от налога предоставляется при наличии у организации соответствующего кода ОКОНХ и при обеспечении требований, предусмотренных пунктом 4 данной статьи. При оказании перечисленных выше услуг в сфере культуры и искусства индивидуальными предпринимателями освобождение от налога не предоставляется.

15.     

3. Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории  Российской  Федерации  следующие операции:
(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

  
  
16.     

12) передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", за исключением подакцизных товаров;

Российское законодательство напрямую не относит помощь науке или образованию к категории благотворительной деятельности, даже когда такая помощь носит безвозмездный характер. Требуется соблюдение особой процедуры для квалификации указанной помощи как благотворительной.

Надо уточнить отношение к научной и образовательной, соответственно, как безвозмездной и благотворительной деятельности.

При  применении  подпункта 12 пункта 3 статьи 149 Кодекса следует  иметь в виду, что налогом не облагается передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", за исключением подакцизных товаров. Под благотворительной  деятельностью  понимается добровольная деятельность граждан и  юридических лиц по   бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим  лицам  имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному  выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Передача товаров (работ, услуг), указанных в данном подпункте, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) при представлении в налоговые органы следующих документов: - договора (контракта) налогоплательщика с получателем  благотворительной помощи на  безвозмездную передачу  товаров (выполнение работ,    оказание услуг) в рамках оказания благотворительной деятельности; - копии документов, подтверждающих принятие на  учет получателем   благотворительной   помощи  безвозмездно  полученных товаров (выполненных работ, оказанных услуг); -  актов  или  других документов,  свидетельствующих о целевом использовании   полученных   (выполненных, оказанных) в рамках  благотворительной деятельности товаров (работ, услуг). Если  получателем благотворительной помощи является физическое лицо,  в  налоговый орган представляется документ, подтверждающий фактическое получение этим лицом товаров (работ, услуг). Направление  денежных и других материальных средств,  оказание помощи в иных формах коммерческим организациям,  а также поддержка  политических партий,  движений, групп и кампаний благотворительной  деятельностью не являются.

17.     

16) выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций; выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров;

Законодатель выделяет особую категорию работ - НИОКР, устанавливая для них льготированный режим исполнения. Порядок исполнения НИОКР (требования к отчетам по НИР, требования к этапам исполнения НИОКР и иные) регламентирован системой госстандартов Российской Федерации, которая описывает все стадии НИОКР вплоть до выпуска малой серии. По оценкам экспертов размер налоговой поддержки составит: на выполнение НИОКР около 4 млрд. руб. (около 20 % от расходов на науку) и 0,37% от расходной части бюджета;на внебюджетные фонды министерств более 2 млрд. руб. или около 10% от расходов на науку и 0,16 %  от расходной части бюджета.

Надо уточнить статус НИОКР, например, через ГОСТы

При выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ организациями любой формы собственности и ведомственной принадлежности и индивидуальными предпринимателями за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций от уплаты налога освобождаются как основные исполнители, занятые выполнением указанных работ, так и их соисполнители. Основанием для освобождения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых за счет федерального бюджета, является договор на выполнение работ с указанием источника финансирования, а также письменное уведомление заказчика, которому выделены средства непосредственно из федерального бюджета, в адрес исполнителей и соисполнителей, о выделенных ему целевых бюджетных средствах для оплаты вышеуказанных работ. В случае если средства для оплаты научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ выделены из бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, основанием является справка финансового органа об открытии финансирования этих работ за счет соответствующих бюджетов. При выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций, основанием для освобождения этих работ является договор на выполнение работ с указанием источника финансирования. Под внебюджетными фондами министерств, ведомств, ассоциаций понимаются внебюджетные фонды федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций (зарегистрированные Министерством науки и технологии Российской Федерации), созданные для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок, в порядке, определенном Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1999 г. N 1156 "Об утверждении порядка образования и использования внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок". При выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров от уплаты налога освобождаются как головные организации, являющиеся учреждениями образования и науки, занятые выполнением указанных работ, так и их соисполнители, в случае, если они также являются учреждениями образования и науки. Под учреждением образования, выполняющим освобожденные от налога научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, понимается организация любой формы собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющая образовательный процесс на основании лицензии, полученной в соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании". Под учреждением науки, выполняющим освобожденные от налога научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, понимается организация любой формы собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющая в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующая в соответствии с учредительными документами научной организации, при наличии в уставе ученого (научного, технического, научно-технического) совета в качестве одного из органов управления. При этом объем научной и (или) научно - технической деятельности должен составлять не менее 70 процентов общего объема выполняемых указанной организацией работ. Иные организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы на основе хозяйственных договоров, от налога не освобождаются.

18.     

4. В случае если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии с положениями настоящей статьи, налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций.

Законодатель не определяет форму раздельного учета. Например, остается не ясным, нужно ли вести две Главные книги. Но в противном случае раздельный учет не будет полным.

Понятие раздельный учет должно быть доведено до процедуры.

В соответствии с пунктом 4 статьи 170 налогоплательщик, осуществляющий производство и реализацию товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению налогом и освобождаемых от налогообложения, должен: - вести раздельный учет (в соответствии с принятой для целей налогообложения учетной политикой, утвержденной приказом, распоряжением руководителя организации) стоимости приобретенных товаров (работ, услуг) и используемых для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению и подлежащих налогообложению. Порядок ведения раздельного учета должен быть определен в соответствующем документе, регламентирующем учетную политику организации; - определить общую стоимость приобретаемых товаров (работ, услуг), используемых для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг); - определить общий объем выручки от реализации товаров (работ, услуг) за отчетный налоговый период и стоимость товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения).

Суммы налога, фактически уплаченные поставщикам основных средств, используемых для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (в т.ч. не признаваемых реализацией), распределяются пропорционально удельному весу выручки, полученной от реализации облагаемых и необлагаемых товаров (работ, услуг) за налоговый период, в котором они приняты на учет, и принимаются к вычету в сумме, соответствующей удельному весу выручки, полученной от производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), облагаемых налогом. Сумма налога, соответствующая удельному весу выручки, полученной от производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (в т.ч. не признаваемых реализацией), к вычету не принимается и относится на увеличение балансовой стоимости основных средств.

19.     

5. Налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.
Такой отказ или приостановление возможен только в отношении всех осуществляемых налогоплательщиком операций, предусмотренных одним или несколькими подпунктами  пункта 3 настоящей статьи. Не допускается, чтобы подобные операции освобождались или не освобождались от налогообложения в зависимости от того, кто является покупателем  (приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг). (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
Не допускается отказ или приостановление от освобождения от  налогообложения операций на срок менее одного года.(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

Законодатель допускает отказ от льгот и преференций по заявлению налогоплательщика. Для образовательных и научных организаций предоставление льгот связаны с лицензией или аккредитацией. Отказ от льгот не должен рассматриваться как ограничения на использование лицензии или аккредитации.

  
20.     

6. Перечисленные в настоящей статье операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для образовательных и научных организаций льготы связаны с лицензией, а иногда и с аккредитацией.

  
21.     

7. Освобождение от налогообложения в соответствии с положениями настоящей статьи не применяется при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Законодатель ограничивает передачу прав и полномочий при исполнении льготированных работ, услуг. По отношению к образовательной или научной деятельности такие ограничения обусловлены наличием лицензии или квалификации у исполнителя.

  

При применении статьи 149 необходимо учитывать, что по ряду операций, не подлежащих налогообложению, порядок освобождения от налога с 1 января 2001 года не изменился. Это касается, в частности, реализации (а также передачи, выполнения, оказания для собственных нужд):

22.     

Статья 150. Ввоз товаров на территорию Российской Федерации, не подлежащий налогообложению (освобождаемый от налогообложения)
1. Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации:

Приказом ГТК РФ от 07.02.2001 N 131 утверждена Инструкция о порядке применения таможенными органами налога на добавленную стоимость товаров, ввозимых на территорию России.

  
23.     

1) товаров (за исключением подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья), ввозимых в качестве безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации";

Законодательство не всегда относит помощь науке или образованию к безвозмездной. Для освобождения от налогов необходимо соблюсти дополнительные условия. Освобождается необходимые для научной деятельности оборудование и товары, ввозимые в качестве грантов (технической помощи) для поддержки науки.

Необходимо уточнить статус безвозмездной или гуманитарной помощи образованию и науке.

24.     

5) всех видов печатных изданий, получаемых государственными и муниципальными библиотеками и музеями по международному книгообмену, а также произведений кинематографии, ввозимых специализированными государственными организациями в целях осуществления международных некоммерческих обменов;

Законодатель освобождает от налогообложения книгообмен в соответствии с общепринятыми международными правилами.

Надо уточнить статус книгообмена и информационного обмена вообще.

25.     

7) технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций;

Законодатель освобождает от налогов операции, сопутствующие деятельности организаций.

Надо уточнить статус уставного фонда.

26.     

Статья 151. Особенности налогообложения при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации