Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2002г. Выпуск 27 О налоговом законодательстве РФ по отношению к образованию и науке (Часть 1)


 

Приказ ГТК РФ от 07.02.2001 N 131

Приказом ГТК РФ от 07.02.2001 N 131 утверждена Инструкция о порядке применения таможенными органами Российской Федерации налога на добавленную стоимость в отношении товаров,  ввозимых на территорию Российской Федерации.

27.     

1. При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в зависимости от избранного таможенного режима налогообложение производится в следующем порядке:

  
  
28.     

7) при ввозе поставляемых по лизингу племенного скота, сельскохозяйственной техники, технологического оборудования, предназначенного исключительно для организации и модернизации технологических процессов, налог уплачивается с отсрочкой до момента постановки этих товаров на учет лизингополучателем, но не более чем на шесть месяцев.

Законодатель вводит не определенное ранее понятие модернизация , но тем не менее стимулирует инновационный процесс, вводя одновременно и процедуру лизинга.

Надо уточнить статус инновационной деятельности и состав ее элементов.

29.     

3. При перемещении физическими лицами товаров, не предназначенных для производственной или иной предпринимательской деятельности, может применяться упрощенный либо льготный порядок уплаты налога в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации.

Законодатель не всегда относит научную или образовательную деятельность к экономической, поэтому, льгота может быть использована.

Надо уточнить статус предпринимательской деятельности.

30.     

Статья 153. Налоговая база
1. Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с настоящей главой в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).
При передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг) для собственных нужд, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 146 настоящего Кодекса, налоговая база определяется налогоплательщиком в соответствии с настоящей главой.
При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации налоговая база определяется налогоплательщиком в соответствии с настоящей главой и таможенным законодательством Российской Федерации.
При применении налогоплательщиками при реализации (передаче, выполнении, оказании для собственных нужд) товаров (работ, услуг) различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. При применении одинаковых ставок налога налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке
2. При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
Указанные в настоящем пункте доходы учитываются в случае возможности их оценки и в той мере, в какой их можно оценить.

Законодатель не выделяет образование и науку в отдельную группу работ (услуг).(см. текст Инструкции в следующем пункте).

  

При применении статьи 153 необходимо руководствоваться следующим:
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

Не учитываются при определении налоговой базы: - средства, полученные в виде вкладов в уставный (складочный) капитал (фонд) организации, включая эмиссионный доход, в виде инвестиций при проведении инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Не включаются в налоговую базу также денежные средства, направляемые собственниками (акционерами, участниками) юридическому лицу либо собственникам юридическим лицом, если указанные средства не связаны с реализацией товаров (работ, услуг);- бюджетные средства, полученные организациями на возвратной и безвозвратной основе из бюджетов различных уровней на финансирование целевых программ и мероприятий, если указанные средства не связаны с реализацией товаров (работ, услуг), а также доходы, полученные бюджетами различных уровней за предоставление бюджетных средств. Такие средства не облагаются налогом только в момент их зачисления на счета организаций, выполняющих целевые программы и мероприятия.
Приобретаемые товары (работы, услуги) за счет средств целевого бюджетного финансирования оплачиваются с учетом налога, который возмещению не подлежит. Суммы указанного налога в этом случае на затраты производства и обращения не относятся, а покрываются за счет вышеназванных источников; - денежные средства, перечисляемые исполнительному органу акционерного общества, минуя счета реализации, организациями (дочерними и зависимыми обществами) из прибыли, оставшейся в их распоряжении после окончательных расчетов с бюджетом по налогам, при условии, что они расходуются по утвержденной смете для осуществления централизованных функций по управлению всеми организациями (дочерними и зависимыми обществами), входящими в состав акционерного общества, а также для формирования централизованных финансовых фондов (резервов); - денежные средства, перечисляемые исполнительным органом акционерного общества своим дочерним и зависимым обществам из централизованных финансовых фондов (резервов) в качестве вторичного перераспределения прибыли для расходования по целевому назначению; - средства, перечисляемые собственником на содержание созданных им учреждений; - осуществленные в соответствии с законодательством о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, членские взносы в профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства (коллегии адвокатов, нотариальные палаты и иные аналогичные объединения), отчисления в фонд коллегии адвокатов, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и осуществляемые жертвователем за счет собственных источников. Настоящее положение применяется, если такие взносы не являются платой за предоставление некоммерческой организацией каких-либо работ (услуг); - денежные средства, полученные от организаций, осуществляющих благотворительную деятельность в рамках Федерального закона от 11.08.95 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"; - суммы финансирования из бюджетов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление основной уставной деятельности некоммерческих организаций.

В целях данного пункта не являются целевыми поступлениями доходы, полученные от реализации некоммерческой организацией имущества, право на получение которых у некоммерческой организации возникает в силу того, что указанное имущество (работы, услуги) передаются ей собственником такого имущества в качестве взносов, вкладов, пожертвований или благотворительной помощи от организаций, осуществляющих благотворительную деятельность. Полученные в результате такого отчуждения доходы рассматриваются с момента их получения как доходы, подлежащие налогообложению. Настоящее положение применяется при условии, что зачисление и расходование целевых поступлений в денежной форме осуществляется на отдельном счете в банке.

Налоговую базу в соответствии с п. 1 ст. 154 необходимо определять с учетом положений ст. 40, согласно которой для целей налогообложения принимается цена товаров (работ, услуг), указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. При реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы). При реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного налога, налоговая база определяется как разница между ценой реализуемого имущества, определяемой с учетом положений статьи 40 Кодекса с учетом налога, акцизов (для подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) и без включения в нее налога с продаж, и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок). К такому имуществу, в частности, относятся: - имущество (основные средства), приобретаемое за счет средств целевого бюджетного финансирования и оплачиваемое с учетом НДС, который вычету не подлежит, а покрывается за счет соответствующего источника; - безвозмездно полученное имущество, учитываемое организацией по стоимости, включающей суммы налога, уплаченные передающей стороной; - приобретенное имущество, используемое при осуществлении операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со ст. 149 НК РФ; - основные средства, учитываемые на балансе налогоплательщика с учетом налога; - служебные легковые автомобили и микроавтобусы, приобретенные до 1 января 2001 года и числящиеся на балансе налогоплательщика с учетом налога.

31.     

Статья 164. Налоговые ставки
2. Налогообложение производится по налоговой ставке 10 процентов при реализации:
3) периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных  изданий   рекламного   или   эротического  характера;
книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, за исключением книжной   продукции  рекламного и эротического характера; (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
услуг по экспедированию и доставке периодических печатных изданий и книжной продукции,  которые указаны в абзацах первом  и втором настоящего подпункта;
редакционных и издательских работ (услуг), связанных с производством периодических печатных изданий и книжной продукции, которые указаны в абзацах первом и втором настоящего подпункта; (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
услуг по  размещению рекламы  и информационных  сообщений  в периодических  печатных изданиях,  которые указаны в абзаце первом настоящего подпункта;
В целях настоящего подпункта под периодическим печатным изданием понимается газета,  журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.
В целях настоящего подпункта к периодическим печатным изданиям рекламного характера относятся периодические печатные издания, в которых реклама превышает 40 процентов  объема одного номера периодического печатного издания;

Законодатель изготовителям и распространителям книжной и иной продукции для образования и науки, снижает ставки налога. В то же время под это же функциональное определение подходит почти любой электронный носитель информации.

Надо уточнить статус печатных изданий , отнеся к ним, например, учебные пособия в виде CD-дисков.

Абзацы третий - шестой  подпункта  3 пункта  2 статьи  164 утрачивают  силу  с 1  января  2003  года  (Федеральный  закон  от 28.12.2001 N 179-ФЗ)

По вопросу, касающемуся применения с 1 января 2002 года НДС на периодическую печатную и книжную продукцию, см. письма МНС РФ от 08.01.2002 N ШС-6-03/6, от 28.01.2002 N ВГ-6-03/99.

Суммы авансовых платежей, полученные организациями в 2001 году в счет реализации периодических печатных изданий через подписку на 2002 год, не облагаются налогом на  добавленную  стоимость (Федеральный закон от 28.12.2001 N 179-ФЗ).

По вопросу, касающемуся применения с 1 января 2002 года НДС на медицинскую   продукцию, см.   письма   МНС   РФ  от  08.01.2002 N ШС-6-03/6, от 28.01.2002 N ВГ-6-03/99.

32.     

Статья 175. Исключена. - Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ.
Статья 175. Особенности исчисления и уплаты налога по месту нахождения обособленных подразделений организации
1. Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, уплачивает налог по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений.

Понятие обособленное подразделение существует в налоговом законодательстве, но отсутствует в законодательстве по образованию и науке. В то же время и образовательные и научные организации могут иметь, библиотеки, столовые, общежития, музеи, ботанические сады или виварии, а также иные структурные подразделения. Поэтому это понятие необходимо развить и уточнить.

Надо уточнить статус обособленного подразделения как структуры научного или образовательного учреждения в отраслевых законах.

По вопросу, касающемуся уплаты налога на добавленную стоимость организациями, имеющими обособленные подразделения, см. письмо МНС РФ от 12.02.2001 N ВГ-6-03/130