Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2002г. Выпуск 27 О налоговом законодательстве РФ по отношению к образованию и науке (Часть 2)


 

Глава 25. НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ

Методические рекомендаций по применению главы 25

Приказом МНС РФ от 26.02.2002 N БГ-3-02/98 утверждены Методические рекомендации по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса РФ. По вопросу, касающемуся системы налогового учета для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25, см. Рекомендации МНС РФ.
1.     

Статья 251. Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы
(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
1. При определении налоговой базы не учитываются следующие доходы:

  
  
2.     

14) в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. К средствам бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемым бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, но не использованным по целевому назначению в течение налогового периода либо использованным не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства Российской Федерации.
К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования: в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения; в виде полученных грантов.
В целях настоящей главы грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям: гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах физическими лицами, некоммерческими организациями, в том числе иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации; гранты предоставляются на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны окружающей среды, а также на проведение конкретных научных исследований; гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта; в виде инвестиций, полученных при проведении инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; в виде инвестиций, полученных от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения, при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения; в виде аккумулированных на счетах организации-застройщика средств дольщиков и (или) инвесторов; в виде средств, полученных обществом взаимного страхования от организаций - членов общества взаимного страхования; в виде средств, полученных из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно - технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций;

Средства, получаемые из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций, также имеют правовой статус грантов.

Необходимо дать функциональное обозначение для видов организаций и форм поддержки образования и науки.

Средства целевого финансирования направляются конкретным организациям-получателям согласно утвержденным целевым программам. Средства, полученные из бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, направляются бюджетными учреждениями на финансирование расходов по ведению их уставной деятельности. Бюджетным учреждением является организация, отвечающая требованиям статьи 161 БК РФ. При отсутствии у таких организаций одного из условий, определенных статьей 161 БК РФ, в частности финансирования ведения уставной деятельности за счет средств соответствующих бюджетов на основе сметы доходов и расходов бюджетного учреждения, они не являются бюджетными учреждениями.

3.     

в виде средств, полученных предприятиями и организациями, в состав которых входят особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, из резервов, предназначенных для обеспечения безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях жизненного цикла и их развития в соответствии с законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии. Указанные средства подлежат включению в состав внереализационных доходов в случае, если получатель фактически использовал такие средства не по целевому назначению либо не использовал по целевому назначению в течение одного года после окончания налогового периода, в котором они поступили;
в виде средств сборов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации, полученных специально уполномоченным органом в области гражданской авиации;

Законодатель не указывает прямо, могут ли быть отнесены целевые НИОКР к способу обеспечения безопасности атомных станций. Но и не исключает такой возможности. То же можно сказать и про аэронавигационное обслуживание.

Надо уточнить виды, формы и правовой статус целевых расходов на прикладную науку и обучение.

4.     

22) в виде имущества, безвозмездно полученного государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, на ведение уставной деятельности;

Это прямая налоговая льгота для образовательной деятельности.

Надо уточнить статус введенного понятия в образовательных целях .

Средства, полученные в виде безвозмездной помощи (содействия) в  порядке, установленном  Законом  N 95-ФЗ, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Понятия "безвозмездная помощь", "техническая помощь", "гуманитарная  помощь" для целей налогообложения применяются в том значении, в каком они используются в Законе N 95-ФЗ. При этом необходимо учесть, что документом,  подтверждающим принадлежность средств, товаров, работ и услуг к технической или гуманитарной помощи (содействию), является удостоверение, составленное по форме  и выдаваемое  в порядке, определенном, соответственно, Постановлением Правительства Российской Федерации от  17.09.99 N 1046 "Об утверждении порядка регистрации проектов и программ  технической  помощи (содействия),  выдачи удостоверений,  подтверждающих принадлежность средств,  товаров,  работ и услуг к  технической помощи (содействию), а также осуществления контроля за ее целевым использованием" и  Постановлением Правительства Российской Федерации  от  14.12.99 N 1335 "Об утверждении порядка оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации". При применении данного подпункта следует учитывать, что средства, полученные в виде безвозмездной  помощи (содействия), использованные не по  целевому назначению, подлежат  включению организациями - получателями во внереализационные доходы в момент, когда  получатель  таких  доходов  фактически использовал их не по целевому назначению (нарушил условия их получения).

(Старый текст) При реализации или безвозмездной передаче (в течение двух лет с момента получения льготы по прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений) основных средств и объектов, не завершенных строительством, при приобретении и сооружении которых предприятиям были предоставлены льготы по налогу на прибыль, налогооблагаемая прибыль подлежит увеличению на остаточную стоимость этих основных средств и произведенные затраты по объектам, не завершенным строительством, в пределах сумм предоставленной льготы.

5.     

2. При определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья). К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
К указанным целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся:
1) осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, целевые взносы и отчисления в публично-правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;
2) имущество, переходящее некоммерческим организациям по завещанию в порядке наследования;
3) суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций;
4) средства и иное имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности;
5) совокупный вклад учредителей негосударственных пенсионных фондов;
6) пенсионные взносы в негосударственные пенсионные фонды, если они в полном объеме направляются на формирование пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда;
7) использованные по целевому назначению поступления от собственников созданным ими учреждениям;
8) отчисления адвокатов на содержание коллегии адвокатов (ее учреждений);
9) средства, поступившие профсоюзным организациям в соответствии с коллективными договорами (соглашениями) на проведение профсоюзными организациями социально - культурных и других мероприятий, предусмотренных их уставной деятельностью;
10) использованные по назначению средства, полученные структурными организациями РОСТО от Министерства обороны Российской Федерации и (или) другого органа исполнительной власти по генеральному договору, а также целевые отчисления от организаций, входящих в структуру РОСТО, используемые в соответствии с учредительными документами на подготовку в соответствии с законодательством Российской Федерации граждан по военно-учетным специальностям, военно-патриотическое воспитание молодежи, развитие авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта;
11) имущество (включая денежные средства) и (или) имущественные права, которые получены религиозными организациями на осуществление уставной деятельности.

Это прямая налоговая льгота для научных и образовательных учреждений. основанная на некоммерческом характере деятельности. Необходимо совместить законодательство о некоммерческих  организациях, а также перенести из него все льготы и преференции в отраслевое законодательство о науке и образованию.

Надо уточнить виды и формы льгот для некоммерческих организаций, а также в какой мере могут быть использованы для образования и науки.

Перечень целевых поступлений, поименованный в пункте 2, является исчерпывающим. При применении подпункта 4 пункта 2 следует учитывать, что понятие "благотворительная деятельность" определено в статье 1 Закона N 135-ФЗ. Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Средствами, полученными в рамках благотворительной деятельности, признаются средства некоммерческих организаций (образованных в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях) на осуществление целей, определенных пунктом 1 статьи 2 Закона N135-ФЗ.

В отношении бюджетных учреждений и некоммерческих организаций следует учитывать следующее. Перераспределение целевых поступлений и грантов между некоммерческой организацией и входящими в ее структуру территориальными организациями, созданными в соответствии с законодательством о некоммерческих организациях, при определении налоговой базы не учитывается. При передаче некоммерческими организациями полученных в установленном порядке целевых поступлений и грантов созданным территориальным организациям, у последних поступившие средства признаются, соответственно, целевыми поступлениями и грантами, полученными на ведение уставной деятельности.

Целевые поступления, полученные некоммерческими организациями на осуществление уставной деятельности от созданных ими в установленном порядке территориальных организаций, признаются у организации-получателя целевыми поступлениями, полученными на осуществление уставной деятельности. Бюджетные учреждения и некоммерческие организации, наряду с ведением уставной деятельности, могут осуществлять и деятельность, связанную с получением доходов от реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав, а также внереализационных доходов. Ведение названными учреждениями и организациями деятельности, связанной с обеспечением целей и задач, определенных их учредительными документами, производится за счет средств целевого финансирования, в том числе грантов, целевых поступлений и средств, полученных в виде безвозмездной помощи (содействия), в порядке, установленном Законом N 95-ФЗ.

При направлении указанных средств не по целевому назначению для целей налогообложения сумма, использованная не по назначению, подлежит включению в состав внереализационных доходов в момент, когда получатель таких доходов фактически использовал их не по целевому назначению (нарушил условия их получения).
Ведение бюджетными учреждениями и некоммерческими организациями учета полученных доходов в виде средств целевого финансирования, определенных подпунктом 15 пункта 1, целевых поступлений, определенных пунктом 2, и других доходов, указанных в подпунктах 6 и 8 пункта 1, и произведенных за счет этих доходов расходов, а также сумм доходов и расходов от деятельности, связанной с производством и (или) реализацией товаров, работ, услуг и имущественных прав, и доходов и расходов от внереализационных операций производится раздельно. При этом в доходы и расходы от реализации и внереализационные доходы и расходы бюджетными учреждениями и некоммерческими организациями не включаются доходы и расходы, связанные с содержанием и ведением уставной деятельности указанных учреждений и организаций.

Организации, созданные в установленном законодательством порядке в организационно-правовых формах некоммерческих организаций, при осуществлении налогового учета коммерческой деятельности применяют общие нормы главы 25 НК РФ, регламентирующие порядок определения доходов и расходов.
Налоговый учет доходов и расходов, связанных с производством и (или) реализацией, и доходов и расходов от внереализационных операций осуществляется бюджетными учреждениями и некоммерческими организациями в соответствии с правовыми нормами, установленными НК РФ.

(Старый текст) При исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль, определенная в соответствии с положениями, изложенными в разделе 2 настоящей инструкции, при фактически произведенных (оплаченных) затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, уменьшается на суммы: затрат предприятий (в соответствии с утвержденными местными органами государственной власти нормативами) на содержание находящихся на их балансе объектов и учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, жилищного фонда, а также затрат на эти цели при долевом участии предприятий в содержании указанных объектов и учреждений. Затраты предприятий при долевом участии принимаются в пределах норм, утвержденных местными органами государственной власти, на территории которых находятся указанные объекты и учреждения. Если такие нормативы местными органами государственной власти не утверждены, то следует применять порядок определения расходов на содержание этих учреждений, действующий для аналогичных учреждений данной территории, подведомственных указанным органам; Указанные в настоящем подпункте общественные организации, фонды, предприятия, организации и учреждения, получившие такие средства по окончании отчетного года в сроки, установленные для сдачи годового бухгалтерского отчета, представляют в налоговый орган по месту своего нахождения отчет о поступивших суммах и их расходовании. В случае использования средств не по назначению в доход федерального бюджета в установленном порядке взыскивается сумма в размере этих средств;

6.     

Статья 253. Расходы, связанные с производством и реализацией
1. Расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя:

  
  
7.     

4) расходы на научные исследования и опытно - конструкторские разработки;

Законодатель устанавливает ограничения на научные исследования и опытно-конструкторские разработки, что не тождественно НИР или ОКР.

Надо уточнить статус НИОКР, а также иные формы и виды работ в образовании и науке.

Расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (определяются с учетом положений статьи 262 НК РФ); Система налогового учета организации должна обеспечить группировку осуществленных налогоплательщиком расходов в соответствии с пунктом 1, а также иные виды группировки которые особым образом учитываются в соответствии с главой 25 НК РФ, в частности расходы обслуживающих производств; расходы, связанные с реализацией амортизируемого имущества. Следует учесть, что расходы, сгруппированные по пункту 1, могут содержать расходы, относящиеся к группам расходов, предусмотренные пунктом 2. Расходы, сгруппированные в соответствии с пунктом 1, подлежат учету в порядке, установленном соответствующими статьями главы 25 НК РФ. Расходы, связанные с производством и реализацией, включают, в частности: расходы на освоение природных ресурсов (определяются с учетом положений статьи 261 НК РФ; порядок ведения налогового учета осуществляется в соответствии со статьей 325 НК РФ); расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (определяются с учетом положений статьи 262 НК РФ); расходы на обязательное и добровольное страхование (расходы на обязательное и добровольное страхование имущества определяются с учетом положений статьи 263 НК РФ); прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией (определяются с учетом положений статьи 264 НК РФ).

(Старый текст) Под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно - распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

8.     

3. Особенности определения расходов банков, страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций потребительской кооперации, профессиональных участников рынка ценных бумаг и иностранных организаций устанавливаются с учетом положений статей 291, 292, 294, 296, 297, 299, 300, 307, 308, 309 и 310 настоящего Кодекса. (п. 3 в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

В системе потребительской кооперации существуют образовательные учреждения, в том числе и вузы.

Надо уточнить статус и виды расходов на образование.

9.     

Статья 256. Амортизируемое имущество
1. Амортизируемым имуществом в целях настоящей главы признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 рублей. (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
Амортизируемое имущество, полученное унитарным предприятием от собственника имущества унитарного предприятия в оперативное управление или хозяйственное ведение, подлежит амортизации у данного унитарного предприятия в порядке, установленном настоящей главой. (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

Законодатель учитывает объекты интеллектуальной собственности в форме нематериальных активов

Надо уточнить виды и перечень объектов интеллектуальной собственности, отчет по НИР, например,.

Положениями статьи 256 НК РФ определен перечень имущества, признаваемого в целях исчисления налога на прибыль амортизируемым, то  есть переносящим свою стоимость в состав учитываемых в целях налогообложения затрат не единовременно, а в течение определенного промежутка времени. Установлено, что это имущество должно использоваться налогоплательщиком  для извлечения дохода.  В таком случае из всей совокупности видов имущества, определяемого на основании пункта 2 статьи  38  НК РФ в соответствии с гражданским законодательством (статья 128 ГК РФ), под амортизируемым имуществом следует понимать вещи, являющиеся средствами  производства  (здания,  сооружения, оборудование, инвентарь), а также результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности. Земля и иные объекты природопользования, материально-производственные запасы, товары, ценные бумаги, финансовые инструменты срочных сделок к амортизируемому имуществу не относятся. В качестве основного условия отнесения имущества к амортизируемому является принадлежность этого имущества налогоплательщику на праве собственности, приобретенном  в установленном законом порядке. Для унитарных предприятий (статья 113 ГК РФ) определено, что к амортизируемому имуществу также относится имущество, закрепленное за предприятием на праве оперативного управления (статья 115 Гражданского кодекса РФ) или хозяйственного ведения (статья 114 ГК РФ).

Изменения, внесенные Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ в подпункт 1 пункта 2 статьи 256, вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ и распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2002 года.

10.     

2. Не подлежат амортизации земля и иные объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы), а также материально-производственные запасы, товары, объекты незавершенного капитального строительства, ценные бумаги, финансовые инструменты срочных сделок (в том числе форвардные, фьючерсные контракты, опционные контракты). (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
Не подлежат амортизации следующие виды амортизируемого имущества: 1) имущество бюджетных организаций, за исключением имущества, приобретенного в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и используемого для осуществления такой деятельности; (в ред. Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ) 2) имущество некоммерческих организаций, полученное в качестве целевых поступлений или приобретенное за счет средств целевых поступлений и используемое для осуществления некоммерческой деятельности; (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)  3) имущество, приобретенное (созданное) с использованием бюджетных средств целевого финансирования. Указанная норма не применяется в отношении имущества, полученного налогоплательщиком при приватизации; (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ); 4) объекты внешнего благоустройства (объекты лесного хозяйства, объекты дорожного хозяйства, сооружение которых осуществлялось с привлечением источников бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования, специализированные сооружения судоходной обстановки) и другие аналогичные объекты; (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) 6) приобретенные издания (книги, брошюры и иные подобные объекты), произведения искусства. При этом стоимость приобретенных изданий и иных подобных объектов, за исключением произведений искусства, включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в полной сумме в момент приобретения указанных объектов; (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ); 7) имущество, приобретенное (созданное) за счет средств, поступивших в соответствии с подпунктами 11, 14, 19, 22 и 23 пункта 1 статьи 251 настоящего Кодекса, а также имущество, указанное в подпункте 6 и 7 пункта 1 статьи 251 настоящего Кодекса; (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) 8) приобретенные права на результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, если по договору на приобретение указанных прав оплата должна производиться периодическими платежами в течение срока действия указанного договора. (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

Законодатель ввел понятие бюджетная организация . Большая часть образовательных и научных учреждений относится к категории бюджетных учреждений в смысле Бюджетного кодекса Российской Федерации и являются некоммерческими организациями в смысле Гражданского кодекса Российской Федерации. В то же время бюджетное учреждение не всегда является учреждением в смысле Гражданского кодекса Российской Федерации. Следует сблизить понятийный аппарат гражданского и бюджетного законодательства.

Надо уточнить статус или организационно-правовую форму бюджетных организаций и бюджетных учреждений .

Пунктом 2 определен перечень имущества (вещей и объектов интеллектуальной собственности, являющихся средствами труда), которое в целях исчисления налога на прибыль не включается в состав амортизируемого. При этом следует исходить из нижеследующего: Понятие бюджетной организации дано в пояснениях к подпункту 15 пункта 1 статьи 251 НК РФ настоящих методических рекомендаций. Под иными аналогичными средствами следует понимать полученные налогоплательщиком, не учитываемые у него в момент получения в качестве доходов при определении налоговой базы средства целевого финансирования и целевые поступления, определенные, соответственно, подпунктом 15 пункта 1 и подпунктом 7 пункта 2 статьи 251 НК РФ, а также средства, полученные в виде безвозмездной помощи (содействия) в порядке, установленном Законом N 95-ФЗ.

При определении первоначальной стоимости имущества в целях применения подпункта 7 пункта 2 учитывается сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования за исключением сумм возмещаемого в соответствии с нормами главы 21 НК РФ налога на добавленную стоимость.

Положения подпункта 8 пункта 2 для имущества, приобретенного (созданного) за счет средств, поступивших в соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 251 НК РФ, корреспондирует положению, закрепленному подпунктом 3 пункта 2 статьи 251 НК РФ. Имущество, полученное в иных случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 251 НК РФ, в соответствии с положениями статьи 251 НК РФ следует учитывать в составе амортизируемого имущества. Из всех видов имущества, поименованного в качестве не относящегося к амортизируемому имуществу (подпункты 1-8 пункта 2), в состав учитываемых при определении налогооблагаемой базы расходов относятся только расходы, указанные в подпункте 7 пункта 2 статьи 256 НК РФ (включаются в состав материальных расходов в составе косвенных расходов в полной сумме по мере ввода имущества в эксплуатацию).

11.     

Статья 257. Порядок определения стоимости амортизируемого имущества

  
  

Изменения, внесенные Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ в пункт 1 статьи 257, вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ и распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2002 года.

12.     

1. Под основными средствами в целях настоящей главы понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией. (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
Первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно, - как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с пунктом 8 статьи 250 настоящего Кодекса), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с настоящим Кодексом. (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
Первоначальной стоимостью имущества, являющегося предметом лизинга, признается сумма расходов лизингодателя на его приобретение, сооружение, доставку, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с настоящим Кодексом. (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
Восстановительная стоимость амортизируемых основных средств, приобретенных (созданных) до вступления в силу настоящей главы, определяется как их первоначальная стоимость с учетом проведенных переоценок до даты вступления настоящей главы в силу. (в ред. Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ)
При определении восстановительной стоимости амортизируемых основных средств в целях настоящей главы учитывается переоценка основных средств, осуществленная по решению налогоплательщика по состоянию на 1 января 2002 года и отраженная в бухгалтерском учете налогоплательщика после 1 января 2002 года. Указанная переоценка принимается в целях налогообложения в размере, не превышающем 30 процентов от восстановительной стоимости соответствующих объектов основных средств, отраженных в бухгалтерском учете налогоплательщика по состоянию на 1 января 2001 года (с учетом переоценки по состоянию на 1 января 2001 года, произведенной по решению налогоплательщика и отраженной в бухгалтерском учете в 2001 году). При этом величина переоценки (уценки) по состоянию на 1 января 2002 года, отраженной налогоплательщиком в 2002 году, не признается доходом (расходом) налогоплательщика в целях налогообложения. В аналогичном порядке принимается в целях налогообложения соответствующая переоценка сумм амортизации. (в ред. Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ)
При проведении налогоплательщиком в последующих отчетных (налоговых) периодах после вступления в силу настоящей главы переоценки (уценки) стоимости объектов основных средств на рыночную стоимость положительная (отрицательная) сумма такой переоценки не признается доходом (расходом), учитываемым для целей налогообложения, и не принимается при определении восстановительной стоимости амортизируемого имущества и при начислении амортизации, учитываемым для целей налогообложения в соответствии с настоящей главой. (в ред. Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ)
Остаточная стоимость основных средств, введенных до вступления в силу настоящей главы, определяется как разница между восстановительной стоимостью таких основных средств и суммой амортизации, определенных в порядке, установленном абзацем пятым настоящего пункта. (в ред. Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ)
Остаточная стоимость основных средств, введенных в эксплуатацию после вступления в силу настоящей главы, определяется как разница между их первоначальной стоимостью и суммой начисленной за период эксплуатации амортизации. (в ред. Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ)
При использовании налогоплательщиком объектов основных средств собственного производства первоначальная стоимость таких объектов определяется как стоимость готовой продукции, исчисленная в соответствии с пунктом 2 статьи 319 настоящего Кодекса, увеличенная на сумму соответствующих акцизов для основных средств, являющихся подакцизными товарами. (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

Законодатель ввел понятие лизинга для амортизируемого имущества. Следует отметить, что порядок использования научного оборудования почти повсеместно может быть отнесено к лизингу. Следует специально оговорить порядок и методы использования научного оборудования. Включая лизинг или иную передачу для использования научного оборудования.

Надо уточнить статус, формы и порядок использования и оплаты (в том числе и виды амортизации) научных приборов и оборудования, в частности, в центрах коллективного пользования и при иных способах доступа и работы.

13.     

3. В целях настоящей главы нематериальными активами признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев).
Для признания нематериального актива необходимо наличие способности приносить налогоплательщику экономические выгоды (доход), а также наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого нематериального актива и (или) исключительного права у налогоплательщика на результаты интеллектуальной деятельности (в том числе патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака).
К нематериальным активам, в частности, относятся: 1) исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель; 2) исключительное право автора и иного правообладателя на использование программы для ЭВМ, базы данных; 3) исключительное право автора или иного правообладателя на использование топологии интегральных микросхем; 4) исключительное право на товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товаров и фирменное наименование; 5) исключительное право патентообладателя на селекционные достижения;
6) владение "ноу-хау", секретной формулой или процессом, информацией в отношении промышленного, коммерческого или научного опыта.
Первоначальная стоимость амортизируемых нематериальных активов определяется как сумма расходов на их приобретение (создание) и доведение их до состояния, в котором они пригодны для использования, за исключением сумм налогов, учитываемых в составе расходов в соответствии с настоящим Кодексом.
Стоимость нематериальных активов, созданных самой организацией, определяется как сумма фактических расходов на их создание, изготовление (в том числе материальных расходов, расходов на оплату труда, расходов на услуги сторонних организаций, патентные пошлины, связанные с получением патентов, свидетельств), за исключением сумм налогов, учитываемых в составе расходов в соответствии с настоящим Кодексом.
К нематериальным активам не относятся: 1) не давшие положительного результата научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы; 2) интеллектуальные и деловые качества работников организации, их квалификация и способность к труду.

Важнейшей характеристикой нематериального актива является ликвидность. В то же время ни законодатель ни практика не могут составить окончательный и исчерпывающий список не давших положительного результата научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ . Со временем результаты, отмеченные в них не только могут быть применены, но и даже запатентованы. От этого ни одна работа научная не застрахована.

Надо уточнить статус, формы, свойства и виды нематериальных активов, как форм результатов научного труда..

При исчислении налога на прибыль суммы налога на добавленную стоимость учитываются в составе расходов в соответствии со статьей 170 главы 21 НК РФ. Расходы, связанные с приобретением основных средств, первоначальная стоимость которых составит более 10 тыс. руб., и нематериальных активов, включаются в состав расходов путем начисления амортизации.

14.     

Статья 258. Амортизационные группы. Особенности включения амортизируемого имущества в состав амортизационных групп
2. Определение срока полезного использования объекта нематериальных активов производится исходя из срока действия патента, свидетельства и (или) из других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации или применимым законодательством иностранного государства, а также исходя из полезного срока использования нематериальных активов, обусловленного соответствующими договорами. По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования объекта нематериальных активов, нормы амортизации устанавливаются в расчете на десять лет (но не более срока деятельности налогоплательщика). (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
3. Амортизируемые основные средства (имущество) объединяются в следующие амортизационные группы: первая группа - все недолговечное имущество со сроком полезного использования от 1 года до 2 лет включительно; вторая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 2 лет до 3 лет включительно; третья группа - имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно; четвертая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно; пятая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно; шестая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15 лет включительно; седьмая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 15 лет до 20 лет включительно; восьмая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 20 лет до 25 лет включительно; девятая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 25 лет до 30 лет включительно; десятая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 30 лет. (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
5. Для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями организаций - изготовителей. (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
6. В целях настоящей главы амортизируемое имущество принимается на учет по первоначальной стоимости, определяемой в соответствии со статьей 257 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей главой. (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

Основной правовой формой представления и существования объекта интеллектуальной собственности является патент. Но это неединственная форма использования и представления нематериальных активов.

Надо уточнить все виды нематериальных активов и объектов интеллектуальной собственности, также как и формы их существования и.

15.     

Статья 260. Расходы на ремонт основных средств
(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
1. Расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.

Законодатель не относит научные организации к перечисленным в настоящем пункте.

Надо уточнить формы и статус научно-производственных и научно-технических организаций.

16.     

2. Положения настоящей статьи применяются также в отношении расходов арендатора амортизируемых основных средств, если договором (соглашением) между арендатором и арендодателем возмещение указанных расходов арендодателем не предусмотрено.

Большая часть образовательных и научных организаций относится к прочим организациям .

Необходимо уточнить объемы расходов.

Для организаций промышленности, агропромышленного комплекса, лесного хозяйства, транспорта и связи, строительства, геологи и разведки недр, геодезической и гидрометеорологической служб, жилищно-коммунального хозяйства расходы на ремонт основных средств учитываются при исчислении налоговой базы в периоде, когда они были осуществлены. Осуществлением расходов на ремонт следует признать момент подтверждения выполнения ремонтных работ, подписания акта выполненных работ. Организации водного хозяйства, торговли и общественного питания, осуществляющие деятельность в сфере материально-технического снабжения и сбыта, заготовки, информационно-вычислительного обслуживания, в прочих видах деятельности сферы материального производства, в бытовом обслуживании населения, здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения, народного образования, культуры и искусства, науки и научного обслуживания, кредитования и страхования, управления учитывают расходы на ремонт для исчисления налоговой базы в порядке, установленном пунктом 2 статьи 260 НК РФ. Согласно статье 324 НК РФ налогоплательщик обязан обеспечить систему аналитического учета сумм расходов на ремонт по каждому ремонтируемому объекту основных средств, входящему в первую-третью амортизационные группы, а также ремонтируемых объектов основных средств, входящих в четвертую-десятую группы в совокупности. Для определения расходов на ремонт, которые подлежат учету при расчете налоговой базы отчетного (налогового) периода, налогоплательщик обязан: определять в течение налогового периода расходы на ремонт нарастающим итогом; обеспечить учет указанных расходов отдельно по каждому объекту основных средств, входящему в первую-третью амортизационные группы и отдельно в совокупности по объектам основных средств, входящим в четвертую-десятую группы; определить 10% от совокупной первоначальной стоимости амортизируемого имущества (за исключением объектов нематериальных активов) на конец отчетного (налогового) периода.

Если фактически осуществленные расходы на ремонт основных средств, определенные нарастающим итогом с начала налогового периода, больше данного показателя, то при расчете налоговой базы отчетного (налогового) периода принимается этот показатель, если меньше - то фактически осуществленные расходы; на каждую отчетную дату в течение налогового периода (по отчетным периодам) фактические расходы сравниваются только с показателем, исчисленным в соответствии с предыдущим абзацем; при расчете налоговой базы за налоговый период определяется сумма расходов в пределах 10% от совокупной первоначальной стоимости амортизируемого имущества (за исключением объектов нематериальных активов) на конец налогового периода и сумма превышения. Полученная сумма превышения должна быть распределена по объектам основных средств, входящим в первую-третью амортизационные группы, а также по всем объектам, входящим в четвертую-десятую амортизационные группы.

17.     

Статья 261. Расходы на освоение природных ресурсов
1. В целях настоящей главы расходами на освоение природных ресурсов признаются расходы налогоплательщика на геологическое изучение недр, разведку полезных ископаемых, проведение работ подготовительного характера.
К расходам на освоение природных ресурсов, в частности, относятся: расходы на поиски и оценку месторождений полезных ископаемых (включая аудит запасов), разведку полезных ископаемых и (или) гидрогеологические изыскания, осуществляемые на участке недр в соответствии с полученными в установленном порядке лицензиями или иными разрешениями уполномоченных органов, а также расходы на приобретение необходимой геологической и иной информации у третьих лиц, в том числе в государственных органах; (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

Законодатель отдельно указывает изучение недр , поиск, оценку и разведку. Большую часть указанных видов деятельности может быть отнесена к научной. Законодатель, по существу, относит к расходам на поиски и оценку месторождений значительный пласт геологической науки.

Надо уточнить статус перечень и состав видов научной деятельности. Надо уточнить структуру, связав ее с функцией или предназначением прикладной науки.

При определении понятия "освоение природных ресурсов" в целях реализации пункта 1 следует учитывать положения статьи 6 Закона Российской Федерации от 21.02.92 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах). К расходам на поиски и оценку месторождений полезных ископаемых (включая аудит запасов), разведку полезных ископаемых и (или) гидрогеологические изыскания относятся расходы пользователя недр на самостоятельное осуществление указанных видов деятельности. К расходам на приобретение необходимой геологической и иной информации у третьих лиц, в том числе в государственных органах, относятся затраты, предусмотренные Законом о недрах, в частности, статьей 27.

18.     

2. Расходы на освоение природных ресурсов, осуществленные после введения в действие настоящей главы, подлежат включению в состав прочих расходов в соответствии с настоящей главой, если источником их финансирования не являются средства бюджета и (или) средства государственных внебюджетных фондов.
Расходы на освоение природных ресурсов, указанные в пункте 1 настоящей статьи, учитываются в порядке, предусмотренном статьей 325 настоящего Кодекса. При осуществлении расходов на освоение природных ресурсов, относящихся к нескольким участкам недр, указанные расходы учитываются отдельно по каждому участку недр в доле, определяемой налогоплательщиком в соответствии с принятой им учетной политикой для целей налогообложения. Указанные расходы признаются для целей налогообложения с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены данные работы (этапы работ), и включаются в состав прочих расходов в следующем порядке: расходы, предусмотренные в абзаце третьем пункта 1 настоящей статьи, включаются в состав расходов равномерно в течение 12 месяцев; расходы, предусмотренные в абзацах четвертом и пятом пункта 1 настоящей статьи, включаются в состав расходов равномерно в течение пяти лет, но не более срока эксплуатации. (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
3. Если расходы на освоение природных ресурсов по соответствующему участку недр оказались безрезультатными, указанные расходы признаются для целей налогообложения с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором налогоплательщик уведомил федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальное подразделение о прекращении дальнейших геолого-поисковых, геолого-разведочных и иных работ на этом участке в связи с их бесперспективностью.
При этом безрезультатными признаются геолого-поисковые, геолого-разведочные и иные работы, по результатам которых налогоплательщик принял решение о прекращении дальнейших работ на соответствующей части участка недр в связи с бесперспективностью выявления запасов полезных ископаемых либо в связи с невозможностью или нецелесообразностью строительства и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Порядок, предусмотренный настоящим пунктом, применяется к расходам на освоение природных ресурсов, относящимся к части территории (акватории), предусмотренной соответствующей лицензией. При этом налогоплательщик должен вести раздельный учет таких расходов по соответствующей части территории (акватории).
Указанные расходы включаются в состав прочих расходов в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи. (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

Затраты на НИОКР, включаемые в поисковые и геологоразведочные работы, полностью считаются расходами, даже в случае неудачи.

Надо уточнить статус типовых неудачных прикладных научных исследований

При определении понятия  "освоение природных ресурсов" в целях реализации пункта 1 следует  учитывать положения статьи 6 Закона Российской Федерации от 21.02.92 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах). К расходам на поиски и оценку месторождений полезных ископаемых (включая аудит запасов), разведку полезных ископаемых и (или)  гидрогеологические изыскания относятся расходы пользователя недр на самостоятельное осуществление указанных видов деятельности. К расходам на приобретение необходимой геологической и иной информации у третьих лиц, в том числе в государственных органах, относятся затраты,  предусмотренные Законом о недрах, в частности статьей 27. Расходы на освоение природных ресурсов принимаются при наличии у организации лицензии, предусмотренной статьей 11 Закона о недрах. Расходы на подготовку территории к ведению горных, строительных и других работ в соответствии с установленными требованиями к безопасности принимаются в рамках требований, предусмотренных статьей 24 Закона о недрах. К расходам по охране земель, недр и других природных ресурсов и окружающей среды, осуществляемых при освоении природных ресурсов, а также к перечисленным в указанном пункте расходам на возмещение  комплексного ущерба, наносимого природным ресурсам, относятся затраты, связанные с выполнением требований, установленных Законом N 7-ФЗ и статьей 50 Закона о недрах.

В целях применения пункта 3 следует учитывать, что в соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.00 N 726, Министерство природных ресурсов Российской Федерации является федеральным органом управления государственным фондом недр. Названное Министерство осуществляет возложенные на него полномочия как непосредственно, так и через свои территориальные органы. При раздельном учете расходов по соответствующей части территории (акватории) необходимо учитывать, что границы указанной части должны быть установлены в соответствии со статьей 7 Закона о недрах.

19.     

6. Расходы на приобретение работ (услуг), геологической и иной информации у третьих лиц, в том числе у государственных органов, а также расходы на самостоятельное проведение работ по освоению природных ресурсов принимаются для целей налогообложения в сумме фактических затрат. (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

Затраты на субподрядные НИОКР, а также оплата иной информации, полученной от научных организаций, полностью могут быть отнесены к расходам на геологоразведку.

Надо выделить в виде расходов затраты на приобретение информации.

20.     

Статья 262. Расходы на научные исследования и (или) опытно - конструкторские разработки
1. Расходами на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки признаются расходы, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), в частности расходы на изобретательство, а также расходы на формирование Российского фонда технологического развития и иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике". (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

Понятие расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки шире, чем понятие расходы на НИОКР , равно как понятие расходы на изобретательство шире, чем понятие расходы на патентование. Точная трактовка и диапазон правоприменения должны установить уполномоченные органы власти.

Надо ввести в закон все фонды и дать однотипную классификацию научных работ.

21.     

2. Расходы налогоплательщика на научные исследования и (или) опытно - конструкторские разработки, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), в частности расходы на изобретательство, осуществленные им самостоятельно или совместно с другими организациями (в размере, соответствующем его доле расходов), равно как на основании договоров, по которым он выступает в качестве заказчика таких исследований или разработок, признаются для целей налогообложения после завершения этих исследований или разработок (завершения отдельных этапов работ) и подписания сторонами акта сдачи-приемки в порядке, предусмотренном настоящей статьей. (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
Указанные расходы равномерно включаются налогоплательщиком в состав прочих расходов в течение трех лет при условии использования указанных исследований и разработок в производстве и (или) при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены такие исследования (отдельные этапы исследований). (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) Расходы налогоплательщика на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, осуществленные в целях создания новых или совершенствования применяемых технологий, создания новых видов сырья или материалов, которые не дали положительного результата, также подлежат включению в состав прочих расходов равномерно в течение трех лет в размере, не превышающем 70 процентов фактически осуществленных расходов, в порядке, предусмотренном настоящим пунктом.

Законодатель предлагает льготировать только эффективные научные работы, внедренные и использованные на практике.

Необходимо уточнить функциональное значение и порядок, при котором научная работа может быть отнесена к категории использованных.

22.     

3. Расходы налогоплательщика на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, осуществленные в форме отчислений на формирование Российского фонда технологического развития и иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике", признаются для целей налогообложения в пределах 0,5 процента доходов (валовой выручки) налогоплательщика. (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
4. Положения пункта 2 настоящей статьи не распространяются на расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки в организациях, выполняющих научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки в качестве исполнителя (подрядчика или субподрядчика). Указанные расходы рассматриваются как расходы на осуществление деятельности этими организациями, направленной на получение доходов.
5. В случае, если в результате произведенных расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки организация-налогоплательщик получает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, указанные в пункте 3 статьи 257 настоящего Кодекса, данные права признаются нематериальными активами, которые подлежат амортизации в соответствии с пунктом 2 статьи 258 настоящего Кодекса. (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

В настоящем пункте законодатель впервые относит научный работы к предпринимательской деятельности. Законодатель устанавливает право на обоснованный риск для научной организации - исполнителя НИОКР.

Необходимо уточнить разграничение между наукой и экономикой, предпринимательской деятельностью.

При определении расходов на изобретательство следует руководствоваться Законом СССР N 2213-1. При этом статья 28 и пункт 2 статьи 30 Закона СССР N 2213-1 в целях налогообложения не применяются. Для целей статьи 262 НК РФ к расходам на изобретательство относят (за исключением бюджетных ассигнований) затраты, произведенные в соответствии со статьями 4, 19 и 33 Закона СССР N 2213-1. К расходам на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки с учетом статьи 2 Закона N 127-ФЗ следует относить расходы на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

К другим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, в частности, относятся  расходы  будущих периодов, сформированные в следующем порядке: - расходы на ремонт основных средств,  предусмотренные статьей 260 НК РФ и учтенные в порядке, определенном статьей 324 НК РФ; - расходы на освоение природных ресурсов,  предусмотренные статьей  261 НК РФ и учтенные в порядке,  определенном статьей 325 НК РФ; - расходы на научные исследования и (или) опытно - конструкторские разработки, предусмотренные статьей 262 НК РФ; - расходы а обязательное и добровольное страхование имущества, предусмотренные статьей 263 НК РФ; - убыток от реализации амортизируемого имущества, определяемого в соответствии со статьей 268 НК РФ; расходы на приобретение лицензий на осуществление отдельных видов деятельности соответствии с требованиями Федерального закона от 08.08.2001  N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

23.     

Статья 264. Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией
1. К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся следующие расходы налогоплательщика: ( в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

  
  
24.     

2) расходы на сертификацию продукции и услуг;
7) расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, расходы на гражданскую оборону в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также расходы на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации;
14) расходы на юридические и информационные услуги;
15) расходы на консультационные и иные аналогичные услуги;
18) расходы на управление организацией или отдельными ее подразделениями, а также расходы на приобретение услуг по управлению организацией или ее отдельными подразделениями;
19) расходы на услуги по предоставлению работников (технического и управленческого персонала) сторонними организациями для участия в производственном процессе, управлении производством либо для выполнения иных функций, связанных с производством и (или) реализацией;

Работы по сертификации включают в себя экспертизу, т.е. затраты на науку.

Надо уточнить статус, типы, форму и степень соотнесения к науке сертификации и экспертизы.

Понятие  "платные  юридические услуги" носит обобщающий характер. Оно охватывает значительный объем юридических услуг, оказываемых на коммерческой основе, т.е. за плату. Сюда относятся, в частности, правовое консультирование по всем отраслям права; правовая работа по обеспечению хозяйственной и иной деятельности предприятий, учреждений и организаций любой  организационно-правовой формы; представительство  в судебных  и других органах; правовая экспертиза учредительных и иных документов юридических лиц; составление заявлений, договоров, исков, контрактов, претензий и других документов, имеющих юридический характер; подбор и систематизация нормативных актов, составление справочников по юридическим вопросам; научно-исследовательская работа в области права и т.д.

Расходы на сертификацию продукции и услуг производятся в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 10.06.93 N 5151-1 "О сертификации продукции и услуг".

25.     

23) расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика, на договорной основе в порядке, предусмотренном пунктом 3 настоящей статьи;

Неточная редакция пункта не позволяет однозначно трактовать требование законодателя. В частности, не ясно, одинаковы ли условия для штатных сотрудников (по-видимому, имеются ввиду работающие по трудовому договору, на которых распространяются требования КЗОТа) и работников на договорной основе (по-видимому, имеются ввиду гражданско-правовые договора.

Надо уточнить статус штатного сотрудника и понятие (статус) работы по договору.

26.     

26) расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам также относятся расходы на обновление программ для ЭВМ и баз данных;

Комментарий. Законодатель особо выделяет расходы на приобретение объектов интеллектуальной собственности.

Надо уточнить форму и тип таких договоров.

27.     

26) расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам также относятся расходы на приобретение исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью менее 10 000 рублей и обновление программ для ЭВМ и баз данных; (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
27) расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг); (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

Законодатель особо выделяет работы по продвижению продукции к покупателю. Законодатель не уточняет смысл жаргонного выражения конъюнктура рынка . Кроме того, законодатель не уточняет, насколько соотносится с рекламой распространение информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг) .

Надо уточнить понятие маркетинга, освоения рынка и иные, необходимые для инновационной деятельности.

28.     

28) расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений пункта 4 настоящей статьи; (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
28) расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений пункта 4 настоящей статьи; (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) 29) взносы, вклады и иные обязательные платежи, уплачиваемые некоммерческим организациям, если уплата таких взносов, вкладов и иных обязательных платежей является условием для осуществления деятельности налогоплательщиками - плательщиками таких взносов, вкладов или иных обязательных платежей;
30) взносы, уплачиваемые международным организациям, если уплата таких взносов является обязательным условием для осуществления деятельности налогоплательщиками - плательщиками таких взносов или является условием предоставления международной организацией услуг, необходимых для ведения налогоплательщиком - плательщиком таких взносов указанной деятельности;
32) расходы на содержание вахтовых и временных поселков, включая все объекты жилищно-коммунального и социально-бытового назначения, подсобных хозяйств и иных аналогичных служб, в организациях, осуществляющих свою деятельность вахтовым способом или работающих в полевых (экспедиционных) условиях. Указанные расходы для целей налогообложения признаются в пределах нормативов на содержание аналогичных объектов и служб, утвержденных органами местного самоуправления по месту деятельности налогоплательщика. Если такие нормативы органами местного самоуправления не утверждены, налогоплательщик вправе применять порядок определения расходов на содержание этих объектов, действующий для аналогичных объектов, находящихся на данной территории и подведомственных указанным органам; (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

Законодатель не разъясняет введенное здесь понятие выставки , временный поселок и иные. По смыслу к ним могут относиться учебно-производственные комплексы, опытное производство научных или образовательных учреждений.

Необходимо дать перечень функций и видов деятельности в науке и образовании.

29.     

Налогоплательщики, являющиеся градообразующими организациями и имеющие на балансе объекты жилищного фонда, учреждения здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детские дошкольные учреждения, детские лагеря отдыха, дома и общежития для приезжих, дома престарелых и (или) инвалидов, вправе принять для целей налогообложения фактически осуществленные расходы на содержание указанных объектов.

Законодатель устанавливает ограничение на максимальные нормативы на содержание объектов образования.

Надо уточнить форму финансирования и его порядок для разных типов учреждений.

Определение понятия "градообразующие организации" приведено в статье 132 Федерального закона от 08.01.98 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Согласно названной статье градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых с учетом членов их семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта.

30.     

Налогоплательщики обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, относящихся к указанным в настоящем подпункте видам деятельности;

Ранее были сделаны замечания по поводу раздельного учета.

См. выше

31.     

34) расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов;

Законодатель специально выделяет виды затрат, которые крайне важны для инновационной деятельности.

Надо уточнить типы инновационных трат.

32.     

35) расходы некапитального характера, связанные с совершенствованием технологии, организации производства и управления;

Законодатель специально выделяет виды затрат, которые важны для инновационной деятельности.

Надо уточнить типы инновационных трат.

33.     

37) периодические (текущие) платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации (в частности, правами, возникающими из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности);

Законодатель специально выделяет виды затрат, которые важны для внедрения изобретений и, в частности, для инновационной деятельности.

Надо уточнить типы инновационных трат.

34.     

3. К расходам налогоплательщика на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с образовательными учреждениями относятся расходы, связанные с подготовкой и переподготовкой (в том числе с повышением квалификации кадров), в соответствии с договорами с такими учреждениями.
Указанные расходы включаются в состав прочих расходов, если:
1) соответствующие услуги оказываются российскими образовательными учреждениями, получившими государственную аккредитацию (имеющими соответствующую лицензию), либо иностранными образовательными учреждениями, имеющими соответствующий статус;
2) подготовку (переподготовку) проходят работники налогоплательщика, состоящие в штате, а для эксплуатирующих организаций, в соответствии с законодательством Российской Федерации отвечающих за поддержание квалификации работников ядерных установок, работники этих установок;
3) программа подготовки (переподготовки) способствует повышению квалификации и более эффективному использованию подготавливаемого или переподготавливаемого специалиста в этой организации в рамках деятельности налогоплательщика.

Подготовка, переподготовка, равно как и повышение квалификации кадров, суть один из элементов инновационного процесса.

Надо уточнить виды работы с кадрами.

35.     

Не признаются расходами на подготовку и переподготовку кадров расходы, связанные с организацией развлечения, отдыха или лечения, а также расходы, связанные с содержанием образовательных учреждений или оказанием им бесплатных услуг, с оплатой обучения в высших и средних специальных учебных заведениях работников при получении ими высшего и среднего специального образования. Указанные расходы для целей налогообложения не принимаются.

Законодатель ограничивает максимальную величину расходов на подготовку и переподготовку кадров прямыми затратами, направленными на производственно-инновационные процессы в организации.

Надо уточнить виды расходов на кадры.

36.     

4. К расходам организации на рекламу в целях настоящей главы относятся:
расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок - продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании. (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

Законодатель относит организацию выставок к расходам на рекламу, не уточняя правового статуса мероприятия, какого рода выставки имеются ввиду.

Надо уточнить набор типов элементов образовательной или научной деятельности

37.     

Статья 270. Расходы, не учитываемые в целях налогообложения
При определении налоговой базы не учитываются следующие расходы:
3) в виде взноса в уставный (складочный) капитал, вклада в простое товарищество;
5) в виде расходов по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества;
9) в виде имущества (включая денежные средства), переданного комиссионером, агентом и (или) иным поверенным в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или иному аналогичному договору, а также в счет оплаты затрат, произведенной комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров; (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

Законодатель определяет порядок участия в простом товариществе и способы ведения совместной деятельности (НКРФ, Глава 55. Простое товарищество). Это именно те формы сотрудничества, которые в научно-техническом сотрудничестве наиболее часто встречаются. Правда, наиболее часто встречающийся в науке и образовании вид и форма, а также организационно-правовой статус учреждения не позволяет свободно обращаться с имуществом учреждений.

Надо уточнить статус и виды типовых форм взаимодействия в науке и образовании как экономического, так и безвозмездного.

38.     

16) в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей; (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
17) в виде стоимости имущества, переданного в рамках целевого финансирования в соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 настоящего Кодекса; (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

Законодатель не разъясняет ограничения, накладываемые на род безвозмездности . Но эти процедуры указаны в инструкциях соответствующих органов власти.

Надо уточнить статус безвозмездного имущества.

39.     

20) в виде средств, перечисляемых профсоюзным организациям;
21) в виде расходов на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов);

Законодатель включает расходы на любые виды вознаграждений в другой раздел налогообложения.

Необходимо уточнить типы расходов.

40.     

22) в виде премий, выплачиваемых работникам за счет средств специального назначения или целевых поступлений;

Законодатель включает премии в другой раздел налогообложения

Необходимо уточнить статус премии .

Под "средствами специального назначения" следует понимать средства, определенные собственниками организаций для выплаты премий.

41.     

35) на осуществление безрезультатных работ по освоению природных ресурсов в соответствии с пунктом 5 статьи 261 настоящего Кодекса;
36) на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, не давшие положительного результата, - сверх размера расходов, предусмотренных статьей 262 настоящего Кодекса; (п. 36 в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

Законодатель включает безрезультатные работы в другой раздел налогообложения, равно как и НИОКР.

Необходимо уточнить статус прикладных научных работ.

42.     

45) в виде сумм отчислений в Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федеральный фонд производственных инноваций, Российский фонд технологического развития и в иные отраслевые и межотраслевые фонды финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике", сверх сумм отчислений, предусмотренных пунктом 3 статьи 262 настоящего Кодекса; (п. 45 в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

Законодатель включает научные гранты в другой раздел налогообложения.
Восстановлены льготы в части, ранее касавшейся внебюджетных фондов ныне утратившей силу нормы (Статья 6, п.1., пп. з) Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. 2116-1 О налоге на прибыль предприятий и организаций ).

Необходимо уточнить формы, объем и порядок финансовой помощи науке.

43.     

Федеральный закон от 23 августа 1996 г. 127-ФЗ О науке и государственной научно-технической политике
Вычитаются из налогооблагаемой прибыли  отчисления во внебюджетные фонды для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок в размере до 1,5 % от себестоимости продукции (товаров, работ, услуг) с отнесением их на себестоимость продукции. (Статья 15, п. 8 Федерального закона от 23 августа 1996 г. 127-ФЗ О науке и государственной научно-технической политике и постановление Правительства Российской Федерации от 13 октября 1999 г. 1156.)

В НКРФ введено отчисление от дохода, а не от себестоимости