Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2002г. Выпуск 15 Об инновационной деятельности в различных странах

ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

     В Российской Федерации иная культура управления инновациями и объектами интеллектуальной собственности, чем в большинстве стран мира. Это часто приводит к столкновениям, порождает конфликты и вызывает неадекватное поведение партнеров. Изменения, происходящие в российской экономике, также сопровождаются конфликтами, что в большинстве случаев объясняется не установившейся культурой управления, которая представляет собой смесь инновационной и традиционной, социально направленной и клановой, функционально или личностно ориентированной. Субъекты инновационной предпринимательской деятельности нуждаются в создании для них дополнительных благоприятных условий и более широкой помощи государственных структур. Это формирование нормативно-правовой базы, финансово-кредитные, инновационные средства, информационное обеспечение и иное. Тем самым создается государственный режим благоприятствования для всех фаз деятельности малого бизнеса.
_________________________
Куренной А.М. Трудовые споры : Практ. коммент. / Акад. народ. хоз-ва при Президенте Рос. Федерации. - М.: Дело, 2001. - 448 с.
Конкуренция и антимонопольное регулирование / Под ред. А.Г. Цыганова. - М.: Логос, 1999. С. 233 - 234.

    Международный технологический бизнес или международная передача технологии - одна из наиболее прибыльных и почти закрытых областей предпринимательства. Конкурентоспособными в данной сфере являются лишь фирмы нескольких наиболее развитых стран. Остальные развитые, а также развивающиеся - как новые индустриальные, так и наименее развитые государства - обречены на пассивную роль  покупателя, потребителя новой технологии.
_________________________
Гаузнер Н., Иванов Н. Инновационная экономика и человеческие ресурсы / Н. Гаузнер, Н. Иванов // Мировая экономика и междунар. отношения, 1994. - 3. - С. 16-29. Лебедева Е.А. Инновационный бизнес в США / РАН, Ин-т мир. экон. и междунар. отношений. - М., 1994. - 61 с. Майер-Штаймер Й. Технические инновации и "третий мир": Вызовы для политики сотрудничества с развивающимися странами / Й. Майер-Штаймер // Internationale politik, 1998. - 8. - С. 22-33.

    Бесспорными научными лидерами были и до сих пор с некоторыми оговорками остаются США, Великобритания, Германия. Но, например Япония, Южная Корея и некоторые другие страны уже два десятилетия с успехом конкурируют с ними на рынках готовой высокотехнологичной гражданской продукции. Иначе говоря, даже будучи чистыми импортерами новой технологии, в виде патентов и лицензий, эти страны врываются в мировой технологический бизнес, становясь чистыми экспортерами продукции, созданной с использованием чужих патентов и лицензий.
_________________________
Технологическая конкурентоспособность США в глобальной экономике: ( Сводный реферат ) / Подгот.Е.Пехтерева // Социал. и гуманит. науки: Реф. журн. Отеч. и зарубеж. лит. Сер. 2, Экономика /ИНИОН, 1994. - 2. - С. 59-64 Майер-Штаймер Й. Технические инновации и "третий мир": Вызовы для политики сотрудничества с развивающимися странами / Й. Майер-Штаймер // Internationale politik, 1998. - 8. - С. 22-33.

    Важным компонентом инновационной стратегии к 80-м годам стал частичный перенос технологически простых операций в развивающиеся страны, главным образом новые индустриальные. Сборочные операции активно переносятся в Малайзию, Таиланд, Филиппины, Мексику, где зарплата в несколько раз ниже, а производительность труда не меньше, чем в материальной компании. Дешевизна труда свойственна и России, что снижает затраты при рисковой экономической деятельности. Подобное приобщение развивающихся стран к процессам высокотехнологического производства иногда служит важным импульсом к их последующему самостоятельному вторжению на рынки высокотехнологической продукции.
_________________________
Венчурный бизнес в рыночной трансформации российской экономики // Социально-гуманитарные знания, 1999. - 2. - С. 138-146. Национальная система инноваций: [По материалам зарубеж. печати] // Экономика и управление в зарубежных странах: Информационный бюллетень /ВИНИТИ, 1998. - 7. - С. 62-69. Алипов С. Венчурный бизнес в США / С. Алипов // Рынок ценных бумаг, 1999. - 18. - С. 22-27.

    В 80-е годы стала наблюдаться и обратная картина: модернизация заводов Старого и Нового Света с привлечением технологии и капитала Японии, что позволило ей вторгнуться на национальные рынки старых индустриальных держав, а фирмам - реципиентам капитала - перенять некоторые технологические и управленческие новации японских корпораций.
_________________________
Мотина Ю. Японская стратегия разработки и вывода на рынок новой продукции / Ю. Мотина // Маркетинг, 1995. -  4. - С. 110-111.

    Сопоставление различных технологических перечней в разных странах производится, как правило, путем установления балльной оценки степени соответствия между технологиями  из различных списков. В частности, данный метод успешно апробирован при отборе технологий двойного назначения Министерством обороны США. При этом интерпретация получаемых результатов, в целом, как правило, оказывается очень проста для высоких и средних оценок. При сравнении внедряемых оборонных наукоемких технологий Российской Федерации и ключевых оборонных технологий МО США видна высокая степень соответствия отечественного и зарубежного технологических перечней. В целом перечни технологий в Российской Федерации близки западным перечням по структуре и содержанию. Практически все расхождения являются вырождением либо национальных различий в темпах развития отдельных технологических направлений, либо использования различных способов квалификации проектов. В Российской Федерации технологии квалифицируются по группам военной техники, а американский список составляется на основе тематической близости проектов. Поэтому сравнительные оценки инновационных процессов, проведенные на основании национальной статистики не всегда сопоставимы. Военно-промышленный комплекс России, несмотря на серьезные трудности, переживаемые сейчас страной, сохранил свой весомый экспортный потенциал. С развитием военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами многие связывают перспективы ее выхода из глубокого валютно-финансового кризиса. Торговля оружием может приносить России  доход в несколько млрд. долл. США. В 1997 году на счета компании "Росвооружение" из-за рубежа перечислено 2,5 млрд. долл. США, причем доля валютных поступлений выросла с 85,5 до 90%. Министерство юстиции Российской Федерации, разрабатывая организационно - правовые формы реализации задач, возложенных на него Указом Президента Российской Федерации от 14 мая 1998 г. N 556, обратилось в Правительство Российской Федерации с предложением об образовании при Минюсте России государственного учреждения - Федерального агентства по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения (далее - Федеральное агентство). Предложение было одобрено Правительством Российской Федерации, определившим в своем Постановлении от 29 сентября 1998 г. N 1132 основные цели Федерального агентства: ведение единого реестра результатов интеллектуальной деятельности; контроль за использованием результатов интеллектуальной деятельности, вовлекаемых в экономический и гражданско-правовой оборот; организация учета результатов интеллектуальной деятельности, вовлекаемых в экономический и гражданско-правовой оборот; осуществление по согласованию с государственными заказчиками функций по распоряжению правами на результаты интеллектуальной деятельности, вовлекаемые в экономический и гражданско-правовой оборот; подготовка решений об ограничении доступа к сведениям, относящимся к результатам интеллектуальной деятельности; подготовка и заключение по согласованию с государственными заказчиками гражданско-правовых договоров и исполнителями НИОКР и технологических работ военного, специального и двойного назначения о сохранении конфиденциальности сведений, относящихся к результатам интеллектуальной деятельности; обеспечение правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, в том числе получение исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности; подготовка и заключение по согласованию с государственными заказчиками лицензионных договоров для вовлечения результатов интеллектуальной деятельности в экономический и гражданско-правовой оборот; осуществление функций правопреемника в части прав на результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие государственным унитарным предприятиям, имущество которых подлежит приватизации. В Уставе Федерального агентства, утвержденном Приказом Минюста от 30 октября 1998 г. 152, закреплены основные функции этого государственного учреждения. Федеральное агентство совершает юридически значимые действия по получению исключительных прав на объекты промышленной собственности в Российской Федерации и за рубежом, а также может выступать в качестве истца в суде по вопросам о нарушенных правах Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности. Федеральным органам исполнительной власти поручено осуществлять дополнительные меры по поддержке и развитию подведомственных научных организаций. Рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, общественными научными организациями и объединениями разработать и осуществить с учетом местных и отраслевых особенностей меры по поддержке развития науки и инновационной деятельности в регионах.
_________________________
Савин В.А., Тяпышев О.Г. Об оценках научно-технического прогресса / В.А. Савин, О.Г. Тяпышев // Внешнеэкономический бюллетень, 1999. - 3. - С. 44-46. Алимпиев В.Н. Потенциал российско-германского сотрудничества в научно-технической сфере: Выступление на симп. "Деловой партнер - Россия", Ганновер, 15 апр., 1997 / В.Н. Алимпиев // Конверсия, 1997. - 5. - С. 7-8. Ялбулганов А.А., Новые полномочия Минюста России:  правовая защита результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения , Бюллетень  Министерства  юстиции  Российской  Федерации",  N 12, 1998 Финансовые известия. 1998. 14 апреля.