Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2002г. Выпуск 9 О внесении изменений и дополнений в текст Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике"


Статья 4. Научный работник, специалист научной организации и работник сферы научного обслуживания. Общественные объединения научных работников

     1. Научным работником (исследователем) является гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно - технической деятельностью.
Правовые основы оценки квалификации научных работников и специалистов научной организации и критерии этой оценки определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и обеспечиваются государственной системой аттестации.
Результаты аттестации могут быть обжалованы и отменены вышестоящей аттестационной комиссией. В случаях нарушения порядка или критериев оценки квалификации научных работников и специалистов научной организации результаты аттестации могут быть обжалованы и отменены в судебном порядке.
2. Единый реестр предусмотренных государственной системой аттестации ученых степеней и ученых званий, а также порядок присуждения ученых степеней или присвоения ученых званий устанавливается Правительством Российской Федерации. Указанный реестр действует на всей территории Российской Федерации.
3. Правом выдачи дипломов, подтверждающих присуждение предусмотренных государственной системой аттестации ученых степеней, и правом выдачи аттестатов, подтверждающих присвоение предусмотренных государственной системой аттестации ученых званий, обладает специально уполномоченный на то Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

    4. Специалистом научной организации (инженерно-техническим работником) является гражданин, имеющий среднее профессиональное или высшее профессиональное образование и способствующий получению научного и (или) научно-технического результата или его реализации.
5. Работником сферы научного обслуживания является гражданин, обеспечивающий создание необходимых условий для научной и (или) научно-технической деятельности в научной организации.
6. Научный работник имеет право на:
признание его автором научных и (или) научно-технических результатов и подачу заявок на изобретения и другие результаты интеллектуальной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

получение в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов от реализации научных и (или) научно-технических результатов, автором которых он является;
объективную оценку своей научной и (или) научно-технической деятельности и получение вознаграждений, поощрений и льгот, соответствующих его творческому вкладу;
осуществление предпринимательской деятельности в области науки и техники, не запрещенной законодательством Российской Федерации;
подачу заявок на участие в научных дискуссиях, конференциях и симпозиумах и иных коллективных обсуждениях;
участие в конкурсе на финансирование научных исследований за счет средств соответствующего бюджета, фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации;
подачу заявок на участие в международном научном и научно-техническом сотрудничестве (стажировки, командировки, публикации научных и (или) научно-технических результатов за пределами территории Российской Федерации);

    доступ к информации о научных и научно - технических результатах, если она не содержит сведений, относящихся к государственной, служебной или коммерческой тайне;
публикацию в открытой печати научных и (или) научно - технических результатов, если они не содержат сведений, относящихся к государственной, служебной или коммерческой тайне;
мотивированный отказ от участия в научных исследованиях, оказывающих негативное воздействие на человека, общество и окружающую природную среду;
повышение научной квалификации.
7. Научный работник обязан:
осуществлять научную, научно-техническую деятельности и (или) экспериментальные разработки, не нарушая права и свободы человека, не причиняя вреда его жизни и здоровью, а также окружающей природной среде;

    объективно осуществлять экспертизы представленных ему научных и научно-технических программ и проектов, научных и (или) научно-технических результатов и экспериментальных разработок.
8. Научные работники могут заключать договоры о совместной научной и (или) научно - технической деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9. Научные работники вправе создавать на добровольной основе общественные объединения (в том числе научные, научно - технические и научно-просветительские общества, общественные академии наук) в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об общественных объединениях.
Общественные академии наук участвуют в координации научной и (или) научно-технической деятельности и действуют в соответствии со своими уставами и законодательством Российской Федерации.
Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут привлекать на добровольной основе общественные объединения научных работников к подготовке проектов решений в области науки и техники, проведению экспертиз, а также на основе конкурсов к выполнению научных и научно-технических программ и проектов, финансируемых за чет средств соответствующего бюджета.

Понятие научный работник , описание его прав и обязанностей, данные в настоящей статье Закона, имеет оттенок должностной инструкции. Научный работник рассматривается, как член организации, находящийся в штате или работающий по договору. Такой подход имеет право на существование, но, конечно, сужает правой статус научного работника, ограничивая его областью административного права. Поэтому целесообразно более четко разъяснить позицию законодателя. Если будут сделаны соответствующие дополнения в обсуждаемую статью, то может стать понятным, почему в тексте статьи возникают такие субъекты научной деятельности как специалист научной организации или работник сферы научного обслуживания . Кроме того, как уже говорилось ранее, введение перечисленных последними субъектов научной деятельности должно быть подкреплено расширением функциональной области такого правового объекта, как научная деятельность . Введенная классификация распределения труда в научной деятельности должна найти свое естественное отражение в трудовом, административном и пенсионном законодательстве. В противном случае не ясна цель, с которой законодатель ввел дополнительную градацию штатного состава научных организаций. Законодательные лакуны или небрежное исполнение требований закона приводит к негативным социальным последствиям.
Среди перечня прав научного работника нет ни одного специального, не предусмотренного другими законами либо не являющимся конституционным правом или естественным правом человека, не нуждающимся в дополнительном регулировании. Когда Закон перечисляет избыточный, а не необходимый перечень прав научного работника, это еще ничего не нарушает и не меняет в жизни научного сообщества. Хуже, когда Закон ограничивает права граждан. Например, Закон наделяет научного работника правом на подачу заявок на изобретения и другие результаты интеллектуальной деятельности . Тем самым Закон указывает на то, что такое право существует и этим правом субъекты деятельности должны быть наделены, либо, наоборот, могут быть лишены такого права. Заметим, что введение подобной правовой категории вовсе не безобидно для изобретателей. Ведь на основании требования Закона заявки на изобретения могут быть принимаемы соответствующим ведомством только от научных работников, а не от всех граждан. Похожий комментарий можно сделать по отношению к указанному в Законе перечню обязанностей научного работника. Например, требование осуществлять экспертизу объективно является неисполнимым ни по содержанию, ни по процедуре. Экспертиза приносит пользу только тогда, когда отражает субъективное мнение эксперта. Только субъективное мнение эксперта, личное мнение эксперта может претендовать на деловую искренность и честность.