АВ 2002г. Выпуск 9 О внесении изменений и дополнений в текст Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике"
Статья 3. Общие положения о субъектах научной и (или) научно - технической деятельности
1. Научная и (или) научно - техническая деятельность осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, физическими лицами - гражданами Российской Федерации, а также иностранными гражданами, лицами без гражданства в пределах прав, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и юридическими лицами при условии, если научная и (или) научно-техническая деятельность предусмотрена их учредительными документами.
2. Органы государственной власти Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом:
гарантируют субъектам научной и (или) научно-технической деятельности свободу творчества, предоставляя им право выбора направлений и методов проведения научных исследований и экспериментальных разработок;
гарантируют субъектам научной и (или) научно-технической деятельности защиту от недобросовестной конкуренции;
признают право на обоснованный риск в научной и (или) научно-технической деятельности;
обеспечивают свободу доступа к научной и научно-технической информации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации в отношении государственной, служебной или коммерческой тайны;
гарантируют подготовку, повышение квалификации и переподготовку научных работников и специалистов государственных научных организаций;
гарантируют финансирование проектов, выполняемых по государственным заказам.
Свобода научного и технического творчества гарантируется Конституцией Российской Федерации. Поэтому неправомерным является требование, содержащееся в части первой статьи третьей Закона о том, что научная деятельность осуществляется только в порядке, установленном обсуждаемым Законом, а также что необходимым условием для этого является упоминание научной деятельности в учредительных документах организации.
По аналогичным основаниям, некорректно утверждение, что органы государственной власти обязаны или могут предоставить право выбора направлений и методов проведения научных исследований и экспериментальных разработок . Это право уже гарантировано Конституцией Российской Федерации всем участникам научной деятельности. Органы государственной власти не располагают механизмами или процедурами, которые бы гарантировали субъектам свободу творчества путем предоставления права выбора направлений и методов исследований. Органы власти не имеют возможности обеспечить свободу доступа к научной информации. Органы власти способны установить некоторый порядок и следить за его соблюдением, не более того.
Отдельного обсуждения заслуживает требование о признании органами государственной власти права на обоснованный риск. Необходимо уточнить указанное положение, ограничив его только областью научной деятельности. По смыслу законодатель предполагал снять с участников научной деятельности ответственность за неожиданные последствия исследовательской работы, при условии добросовестного исполнения правил техники безопасности и иных условий и должностных инструкций. При использовании нового научного результата могут быть неожиданные и непредсказуемые последствия. Новое знание, новый материал, новый вид энергии и т.п. могут привести к неорганизованному и неуправляемому проявлению мощных явлений природы. Именно в этом состоит специфический риск научных исследований. Освобождение участников научной деятельности от ответственности за такого рода последствия их работы по своей правовой природе близки к освобождению от ответственности при воздействии обстоятельств неодолимой силы. Именно в этом состоит содержательное наполнение указанного требования об обоснованном риске. Другое проявление обоснованного риска связано с неполучением запланированного научного результата. Трудолюбие и квалификация исполнителей не всегда могут привести к успеху в работе. Неизвестные человечеству природные явления могут воспрепятствовать получению запланированного научного результата. Из редакции Закона нельзя провести точную границу между двумя приведенными содержательными трактовками понятия обоснованный риск .