Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2001г. Выпуск 30 О современных проблемах общественных академий наук в Российской Федерации


Современные проблемы общественных академий наук
в Российской Федерации

     Развитие процесса демократизации в нашей стране, переход к новым экономическим отношениям вызвал необходимость развития новых прогрессивных форм в организации научной деятельности. Одной из них являются объединения ученых на основе создания общественных академий наук (ОАН). Их создание началось с 1990 года и происходило по инициативе известных ученых России при поддержке государства. Многие признанные ученые страны, среди которых более ста действительных членов Российской академии наук и других государственных академий наук по настоящее время активно принимают участие в деятельности целого ряда ОАН. Достаточно назвать такие известные академии, как Российская академия естественных наук (РАЕН), Российская инженерная академия (РИА), Академия технологических наук Российской Федерации (АТН РФ),  Академия наук высшей школы Российской Федерации (АН ВШ РФ), Международная академия наук высшей школы (МАН ВШ), Петровская академия наук культуры и искусства в Санкт-Петербурге, Международная   академия наук информации, информационных процессов и технологий (МАН ИПТ), Российская и Международная академии электротехнических наук (АЭТН РФ), (МАЭТН), Академия горных наук (АГН), Академия транспорта (AT), Экологическая академия (ЭА) и другие. В них сегодня объединено около 20 тыс. ученых. Общественные научные объединения ученых стремятся создать необходимые условия для самовыражения творческой личности, возрождения и развития науки, сохранения интеллектуального потенциала России. Высок научный потенциал ученых - членов ОАН. За десять лет существования ОАН оказали помощь федеральным органам государственной власти в решении сложных приоритетных задач по развитию экономики, новых высокоэффективных  промышленных технологий, конверсий оборонных отраслей и других задач, стоящих перед Российским государством. Сегодня необходимо признать, что наряду с государственным академическим сектором науки сегодня реально существует и плодотворно работает новый научный общественный сектор.
    Вместе с тем до настоящего времени общественный сектор науки недостаточно интегрирован в единую систему российской науки. Слабо практикуется Российской академией наук, отраслевыми академиями наук, имеющими государственный статус, совместное с ОАН выполнение  научно-исследовательских работ. Отсутствует гибкий механизм использования научного потенциала ОАН в подготовке кадров высшей квалификации. Как отрицательное явление следует отметить необоснованный рост в последнее время количества официально зарегистрированных ОАН, деятельность которых зачастую способна дискредитировать саму идею существования научных общественных объединений ученых.
    14 марта 2001 года Комитетом по образованию и науке Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации было организовано проведение Круглого стола на тему О деятельности общественных академий наук . В его работе приняли участие президенты и представители 15-ти общественных академий наук, депутаты Государственной Думы, представители Минюста России, Минобразования России, Российской академии наук, других академий наук, имеющих государственный статус, представителей Высшей аттестационной комиссии Минобразования России. В ходе обсуждения повестки заседания был затронут ряд вопросов, связанных с деятельностью ОАН:
    1. Взаимодействие государственного и общественного секторов науки.
     2. Современные проблемы, связанные с деятельностью ОАН.
    3. ОАН и государственная система аттестации кадров.
    Открывая заседание круглого стола , председатель Комитета Государственной Думы по образованию и науке И.И. Мельников отметил, что главная задача, стоящая перед участниками встречи, выявить те проблемы, которые связаны с деятельностью ОАН и попытаться сделать шаг к их решению.
    Существующая в настоящее время законодательная база позволяет расширить возможности представителям научного сообщества на добровольной основе создавать общественные объединения, в том числе научные, научно-технические и научно-просветительские общества, общественные академии наук. В Конституции Российской Федерации, статье 30, п. 1, говорится о праве каждого гражданина на участие в создании объединений, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Данное право граждан конкретизируется положениями федеральных законов Об общественных объединениях 82-ФЗ от 19.05.1995 г. в редакции Федерального закона П2-ФЗ от 19.07.1998 г., статья 3, и О науке и государственной научно-технической деятельности , 127-ФЗ от 23.08.1996г. в редакции Федерального закона 168-ФЗ от 29.12.2000 г., п.9 статья 4.
     Научные работники вправе создавать на добровольной основе общественные объединения (в том числе научные, научно-технические и научно-просветительские общества, общественные академии наук) в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об общественных объединениях. Общественные академии наук участвуют в координации научной и (или) научно-технической деятельности и действуют в соответствии со своими уставами и законодательством Российской Федерации. (Федеральный закон       О науке и государственной научно-технической политике , статья 4 п. 9).
    Федеральным законом Об общественных объединениях в статье 5 дается понятие общественного объединения граждан: Под общественным объединением понимается добровольное самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения .
    Федеральный закон Об общественных объединениях наряду с Гражданским Кодексом Российской Федерации определяет правовое положение общественных объединений, в том числе общественных академий наук. В состав общественных объединений могут входить также юридические лица, имеющие статус общественных объединений. Общественные объединения могут создаваться в форме общественной организации, общественного фонда, общественного движения и органа общественной самодеятельности. Для осуществления научной деятельности целесообразно использовать форму общественной организации или общественного учреждения.
    Согласно статьи 17 Федерального закона Об общественных объединениях , государство не в праве вмешиваться в деятельность общественных объединений, но может оказывать им поддержку в виде целевого финансирования (предоставления грантов) отдельных общественно-полезных программ по заявкам объединений, заключение с ними любых видов договоров (в том числе, на выполнение работ или оказание услуг), привлечение их к выполнению различных государственных программ на конкурсной основе.
     Сегодня в Российской Федерации реально сложилась ситуация, в которой наряду с шестью академиями наук, имеющими государственный статус, существует общественный сектор науки, представленный ОАН. Создание ОАН явление в России новое, и как всякое новое явление оно не всегда однозначно воспринимается обществом, социальными институтами, различными людьми. Причиной тому могут служить ряд фактов не всегда успешной деятельности самих ОАН, неадекватной реакцией государственных научных учреждений, психологически не подготовленных к появлению ОАН, нежелание в этой связи признать их образование и сотрудничать с ними. За свою непродолжительную десятилетнюю историю существования ряд общественных академий набрали силу, имеют весомые положительные результаты работы, инициативно решают различные проблемы, приобрели привлекательный имидж, стали признанными со стороны министерств и ведомств, промышленных предприятий. Сегодня понятно, что общественный сектор науки по многим направлениям научной и научно-технической деятельности может успешно дополнять деятельность  государственно научного сектора.
     К примеру, Международная академия наук Высшей школы (МАН ВШ) внесла довольно значительный вклад в сохранение и интеграцию в 90-е годы систем образования государств-участников СНГ, не позволив с распадом СССР основательно развалиться системам образования бывших союзных республик. В настоящее время МАН ВШ имеет большой авторитет в странах СНГ, работает над проблемой создания образовательного кодекса стран СНГ.
    Академия электротехнических наук Российской Федерации  (АЭТН РФ) успешно реализует одну из основных целей своей деятельности - оказание влияния на формирование научно-технической политики в области электротехнических наук. Работа ведется в тесном взаимодействии с Российской академией наук, ее отделением физико-технических проблем, энергетики, а также министерствами, агентствами оборонного комплекса. Научные проблемы анализируются на совместных сессиях с отделениями РАН. Реализация уставных положений требует от академии деятельности в формировании каких-либо федеральных и региональных научно-технических программ. Одной из последних работ, которую было поручено выполнить АЭТН РФ, являлось проведение экспертизы разработанной стратегии развития энергетики России до 2020 года.
    Положительным примером консолидации научной мысли может служить достижение согласия в области биомедицины, выраженного в декларации между Российской академией медицинских наук с сильными отделениями медико-биологического профиля ведущих общественных академий: Российской академией медико-технологических наук, отделением медицинской квалиметрии Международной академии информатизации, Российской академией естественных наук (секция биомедицины) и т.д. При этом, многие академики РАН и РАМН, других государственных академий являются одновременно действительными членами общественных академий, что позволяет достичь более высокой согласованности и скоординированности действий.
     Таким образом, опираясь лишь на некоторые приведенные положительные примеры деятельности ряда ОАН, следует заключить, что появление в научном мире с 90-х годов общественной составляющей науки ни что иное, как веление времени, объективная необходимость. И будет ошибкой сегодня тормозить ее развитие.
    Одновременно с этим не может не тревожить своеобразная ситуация, сложившаяся в общественном секторе науки, которую следует глубоко проанализировать и предпринять ряд мер по устранению возникших негативных тенденций. Речь идет о тех явлениях , которые все более имеют место при упоминании термина общественная академия . Глубокую озабоченность ученых вызывает факт лавинообразного роста количества общественных академий. На заседании круглого стола в Государственной Думе 14 марта 2001 года приводились следующие сведения. Минюстом России на данный момент зарегистрировано 71 общественная академия наук. Из них только 19 академий осуществляют деятельность в соответствии с их уставами. Помимо этого, полностью отсутствует управляемость и скоординированность действий в определении содержания деятельности ОАН. Зачастую происходит дублирование в названии академий. Так, Минюстом России зарегистрировано восемь экономических академий, три медицинских, пять академий экономической управленческой деятельности, четыре педагогических, три экологических, четыре инженерных, три академии информационных и т.д. Вероятно, ряду общественных академий имеет смысл объединиться, что позволит иметь более правдоподобное их количество в 10-12 учреждений. Далеко не везде во вновь образованных академиях кадровый потенциал соответствует академическому уровню. Если в 16-ти известных общественных академиях наук объединено 25 тыс. докторов наук и профессоров, в наиболее известных академиях: РАЕН, РИА, АЭТН РФ, - в основном работают доктора наук и профессора, то, вместе с этим, есть и такие академии наук, где трудится всего два доктора наук и 500 членов академии, не имеющих ученой степени вообще.
    Еще более удручающая картина наблюдается в Москве. Городской Регистрационной палатой, занимающейся регистрацией некоммерческих организаций, зарегистрировано 420 организаций, в названиях которых содержится слово "академия", около 40 - педагогических, 18 - инженерных и т.д. По существу, эти зарегистрированные некоммерческие организации правильнее было бы именовать как ассоциации, некоммерческие партнерства.
     Нетрудно представить, что подобное имеет место и во многих других регионах Российской Федерации. Справедливо возникает вопрос о причинах сложившегося положения и путях выхода из него. Среди условий, породивших столь большое количество нареканий по поводу деятельности общественных академий, их регистрации, статуса, необходимо отметить отсутствие тесного взаимодействия государственного и общественного секторов науки, недостаточный контроль со стороны Минюста России, несовершенство процедуры регистрации, отсутствие в Федеральном Законе О науке и государственной научно-технической политике ясности по поводу основных направлений деятельности и четко обозначенного круга обязанностей ОАН. В этой связи можно допустить, что общественной академии наук не обязательно регистрироваться как научной организации, основной деятельностью которой является научная и научно-техническая. Таким образом, происходит размывание исторически устоявшегося определения самого термина академия как учреждения научного. Отрицательным фактором следует считать и отсутствие какого-либо общественного органа, например, совета ОАН, уполномоченного координировать деятельность ОАН. Достижения и проблемы ОАН фактически не освещаются СМИ, периодической печатью.
    Острой критике участников заседания круглого стола  было подвергнуто имеющее место неправомерное использование термина академик для установления членства в организации и деятельность негосударственной системы аттестации научных и научно-педагогических кадров по присуждению ученых степеней доктора и кандидата наук. Государственная Дума дважды обращалась к Правительству Российской Федерации (письмо от 24.10.94 11-06-46; парламентский запрос О практике необоснованного присвоения ученого звания от 14.06.00 2.12-18/24) с запросом о правомерности присвоения и использования различными общественными объединениями академических званий, ученых степеней и званий. В полученных ответах признается актуальность поставленных Государственной Думой вопросов. В 1994 году Минюсту России было дано поручение рассмотреть этот вопрос и подготовить предложения. К 2001 году ситуация не изменилась. Продолжается использование определения академик для отражения факта избрания (членства) в общественных объединениях ( академиях ), что во многих случаях дезориентирует общественность. Взаимодействия с общественными академиями еще более осложняются тем, что имеются случаи присуждения ими на платной основе ученых степеней доктора и кандидата наук, с выдачей дипломов, внешне соответствующих государственным дипломам доктора и кандидата наук. Несомненно, все вышеприведенные факты наносят ущерб высокому авторитету российской науки.
    Традиционно в нашей стране звания академик удостаивались ученые, имеющие выдающиеся заслуги перед отечеством, своими важными открытиями способствовавшие мировому научно-техническому прогрессу. Звание академика присваивается действительным членам и членам-корреспондентам по результатам голосования на общем собрании академии.
    С появлением в начале 90-х годов общественных объединений научных работников начинается широкое и неправомерное присвоение академического звания членам ОАН. В феврале 1991 года Президиум Верховного Совета РСФСР принял Постановление 596-1 О некоторых вопросах использования наименований и символики РСФСР . В нем был констатирован происходящий процесс создания по инициативе общественности различных научных объединений, количество которых непрерывно увеличивалось. В своих названиях объединения использовали российскую символику, академические звания, что не отвечало их практической деятельности. В этой связи Министерству юстиции РСФСР, его органам на местах и местным Советам народных депутатов было рекомендовано не регистрировать вновь создаваемые в инициативном порядке объединения, использующие словосочетания российская академия и перерегистрировать созданные объединения. А также было запрещено общественным объединениям использовать и присваивать своим членам звание академик .
    В настоящее время законодательство Российской Федерации не запрещает использование наименования академия для общественных организаций и объединений и определения академик для членов этих организаций и объединений. Сегодня академиками отдельных ОАН могут быть граждане, входящие в состав общественного объединения, но не имеющие научных званий и степеней. Имеют место случаи, когда академиками становятся люди, от которых зависит материальное благополучие академии, так называемые спонсоры, чиновники, принимающие решения о выделении помещений, передаче имущества в аренду ОАН. В документах (дипломах, сертификатах, удостоверениях, свидетельствах, бланках), официальных письмах, обращениях, публикациях, как правило, не указывается полного юридического названия общественной академии. Лицо, подписывающее официальный документ, указывая свое высокое звание академика, одновременно умалчивает о принадлежности к определенной ОАН. Подобные явления, как было отмечено на заседании круглого стола , вводят в заблуждение органы государственной власти, общественность, вносят путаницу при приеме на работу, назначении на должность и продвижении по службе. Наконец, и это подчеркнули ряд выступивших ученых, подобные факты говорят о некорректном поведении отдельных членов ОАН. Поэтому совершенно закономерным является желание ряда представителей научного сообщества, отдельных депутатов Государственной Думы внести свои предложения для улучшения положения дел. Решения предлагаются самые различные, от форм общественного воздействия до принятия государственных законодательных актов. В Республике Башкортостан, например, кабинет министров своим постановлением утвердил Положение о применении на территории республики в официальных документах и средствах массовой информации терминов, обозначающих ученые степени и звания. По этому Положению употреблению подлежат ученые степени и звания в отношении лиц, чьи степени и звания подтверждены соответствующими дипломами ВАК Минобразования Росии или ранее выданными ВАК СССР. Употребление наименований академик , член-корреспондент допускается только для действительных членов (академиков) и членов-корреспондентов академий наук, имеющих государственный статус. На территории Российской Федерации сторонники законодательного решения проблемы предлагают внести дополнения в Федеральные законы О науке и государственной научно-технической политике , О высшем и послевузовском профессиональном образовании , Об общественных объединениях , имеющих целью пресечение неправомерных действий некоторых общественных объединений в вопросах присвоения ученых степеней и званий, использования их наименований. Предлагается наименования академик , действительный член академии наук , член-корреспондент академии наук , доктор наук , кандидат наук и т.д., присвоенные общественными академиями, не учитывать при определении уровня профессионализма, при продвижении по службе, не считать их основанием для присвоения ученых званий, избрания на должность в учреждениях высшего образования.
    Общественным объединениям, использующим названия (академия, институт и другие) во всех официальных документах запретить использование наименований без указания общественное объединение . Для обозначения членства и статуса членов общественных объединений считать недопустимым использование официально установленных и присваиваемых званий и степеней (академик, доктор, профессор, действительный член и т.д.) без указания общественного объединения ( действительный член общественного объединения Академия... и т.д.).
    Желание сторонников такого подхода понятно, и продиктовано стремлением устранить имеющиеся недостатки в деятельности общественных академий, тем самым, подняв престиж науки. Но не следует забывать, что законодательное решение будет эффективным лишь при условии создания механизмов контроля за его выполнением. В подобной ситуации, на этапе становления и развития общественной составляющей российской науки, важной частью такого контроля должны быть общественные формы воздействия.
    В нарушение существующей государственной аттестационной системы в последние годы на платной основе происходит присвоение ученых степеней докторов и кандидатов наук негосударственной Высшей Межакадемической аттестационной комиссией (ВМАК), созданной Международным Межакадемическим Союзом (ММС). ММС, как общественное объединение научных работников, зарегистрировано в Минюсте России в 1996 году. Одной из своих уставных целей эта организация ставит проведение научно-общественной аттестации ученых и практиков. Сегодня, по информации ММС, в его состав входит до полутора десятков Российских академий наук, международных и иностранных. Помимо ВМАК, Международным Межакадемическим Союзом создан Высший экспертно-квалификационный комитет и прописан весь перечень документов и требований, необходимых для защиты. Четвертым  пунктом Положения о  порядке присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий в системе ВМАК значится Диссертационный совет принимает диссертацию к предварительному рассмотрению при наличии документов по перечню, устанавливаемому ВМАК, и 100% предоплате проведения экспертизы .
    Сегодня по некоторым данным через негосударственный ВМАК аттестовано порядка 20 тыс. человек, т.е. выдано 20 тыс. фальшивых дипломов. Получение ученой степени не такое безобидное дело, как это представляется на первый взгляд. С получением ученой степени человек приобретает определенные преимущества и льготы, связанные с повышенной оплатой труда, освобождением от военной службы и т.д. Деятельность негосударственной платной системы аттестации способствует стиранию грани между реальными научными достижениями и теми желаниями, которые существуют у огромного количества людей. Государство постепенно превращается в страну академиков, докторов и кандидатов наук. Остается непонятной причина, по которой ряд общественных академий пошли по пути выстраивания параллельной существующей государственной системе аттестации научных кадров, негосударственной,  частной. Существование иного порядка не иначе, как государственного, нигде законодательно не прописано. Желание общественного сектора участвовать в рассмотрении и присуждении ученых степеней возможно реализовать с помощью создания диссертационных советов в своих организациях, Фактически любая общественная академия, аккредитованная как научная организация при условии выполнения определенных требований имеет право создать подобный совет. Приказом Минобразования России 1707 от 7.06 2000 г. утверждено Положение о диссертационном совете. Оно утверждено в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.1994г. 1185 Об утверждении Положения о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней и присвоения научным работникам ученых званий (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, 27, ст.2898). В Положении отмечено, что право на создание диссертационных советов имеют высшие учебные заведения, научные, научно-исследовательские и научно-производственные организации, широко известные своими достижениями в соответствующей отрасли знаний. Определены требования, предъявляемые к членам совета, среди которых важно выделить следующие:
    - в составе совета по защите диссертаций должно быть не менее трех докторов наук по каждой специальности, имеющих основным местом работы организацию, где создается совет;
    - количество сотрудников, имеющих основным местом работы организацию, где создается совет, должно быть не менее 60 процентов состава совета;
    - количество членов диссертационного совета должно быть, как правило, не менее двенадцати и не более двадцати пяти человек.
    Председателем Совета назначается ведущий ученый-специалист по профилю совета, являющийся, как правило, штатным работником организации, в которой создается совет. Ученым секретарем назначается также штатный сотрудник организации. Доктор или кандидат наук, помимо участия в работе советов по присуждению ученых степеней по месту основной работы, может состоять членом одного диссертационного совета сторонней организации. Можно подвергнуть сомнению отдельные положения данного документа, но трудно не согласиться с тем, что упрощение процедуры создания и деятельности советов по защите диссертаций неминуемо приведет на данном этапе происходящих в стране процессов к упадку науки, как одной из основных составляющих возрождения государства.
    С целью усиления роли государственной системы аттестации научных и научно-педагогических кадров, прекращения деятельности всех частных, коммерческих Высших аттестационных советов, 29 декабря 2000 г. Государственной Думой Российской Федерации принят Федеральный закон 168-ФЗ О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон О науке и государственной научно-технической политике , в соответствии с которым единый реестр предусмотренных государственной системой аттестации ученых степеней и ученых званий, а также порядок присуждения ученых званий устанавливается Правительством Российской Федерации. Правом выдачи дипломов, подтверждающих присуждение предусмотренных государственной системой аттестации ученых степеней, и правом выдачи аттестатов, подтверждающих присвоение предусмотренных государственной системой аттестации ученых званий, обладает специально уполномоченный на то Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти. Единственной организацией, которая имеет право присуждать ученые степени докторов и кандидатов наук и выдавать соответствующие дипломы, является сегодня Высшая аттестационная комиссия Минобразования России.
    Два с половиной года назад началась довольно существенная реорганизация работы ВАКа. За прошедшее время был заменен состав членов ВАКа и практически все его экспертные советы. Сейчас проведена реструктуризация всех ученых советов на местах, их число сократилось на 35 процентов. В экспертных советах ВАКа сегодня работает 1500 докторов наук. Подготовлены к утверждению составы двух с половиной тысяч диссертационных советов. Позади подготовительная работа 150 выдающихся ученых России в составлении номенклатуры специальностей по которым можно защищаться. Их ориентировочно 580.
    Заседание круглого стола О деятельности общественных академий наук 14.03.01 года, организованного по инициативе Комитета Государственной Думы по образованию и науке, показало актуальность и своевременность рассмотрения темы. Участники встречи отметили объективную закономерность происходящих в общественном секторе науки процессов, когда в условиях становления, развития, внутренней консолидации и саморегулирования наряду с позитивными примерами деятельности ОАН имеют место многочисленные негативные проявления, ничего общего не имеющие с научной деятельностью. В ходе обсуждения были поддержаны конструктивные предложения по наведению порядка в общественном секторе и упорядочения деятельности ОАН.
    Одобрение получил опыт проводимых совместных научных исследований общественными академиями наук с РАН и отраслевыми академиями наук, имеющими государственный статус. Прозвучали предложения шире привлекать ОАН к выполнению научно-исследовательских работ в соответствии с тематикой госакадемий, средствам массовой информации чаще пропагандировать достижения общественного сектора науки. Следует разработать предложения о внесении в статью 4 Федерального закона О науке и государственной научно-технической политике дополнений, отражающих основные направления деятельности и круг обязанностей общественных академий наук и поручить Правительству Российской Федерации утвердить примерное (типовое) положение Об общественной академии наук с последующей перерегистрацией уставных документов ОАН в Минюсте России.
    Участники круглого стола выступили за создание общественного координирующего органа ОАН, призванного совместно с Минюстом России разработать более четкий порядок регистрации общественных академий и осуществлять постоянный контроль за соответствием их деятельности зарегистрированным уставам.
    Итоги состоявшейся встречи представителей науки, депутатов Государственной Думы, министерств и ведомств Российской Федерации показали необходимость продолжения разговора, расширения его тематики, включая проблемы общего состояния всей российской науки. Поэтому проблему взаимоотношений общественного и государственного секторов науки следует рассматривать в неразрывном единстве устремлений всего научного сообщества вывести отечественную науку из того кризиса, в котором она находится.