Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2010г. Выпуск 17 Законодательное обеспечение государственной политики в области развития оборонно-промышленного комплекса в соответствии с целями и задачами реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации


Приложение 1

Военно-промышленная комиссия при Правительстве Российской Федерации
Материалы к парламентским слушаниям

     Одним из направлений совершенствования программно-целевого планирования развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации является совершенствование его законодательного обеспечения.
    1. Совершенствование размещения заказов на разработку и закупку высокотехнологичной продукции.
    Выполнение мероприятий по оснащению Вооруженных Сил Российской Федерации современными вооружением, военной и специальной техникой в соответствии с целями и задачами их реформирования осуществляется в основном в рамках государственной программы вооружения и заключаемых государственных контрактов на выполнение заданий по государственному оборонному заказу.
    Особенности указанных контрактов - долгосрочный характер, длительные технологические циклы изготовления, изменение цены в ходе выполнения, наличие единственных исполнителей и основных соисполнителей практически не учитываются действующим законодательством, регулирующим вопросы их размещения и выполнения, в том числе Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
    2. Обеспечение формирования промышленностью научно-технологического задела для создания перспективных образцов вооружения и военной техники.
    В настоящее время Минобороны России справедливо ставит вопрос, что не его дело заниматься материалами, комплектующими изделиями, задельными работами по созданию новых вооружений. Министерство обеспечивает прежде всего закупки финальной продукции. Такая постановка вопроса представляется вполне оправданной.
    Однако при этом необходимо решить, кто возьмет на себя функции по созданию научно-технологического задела и другие. Представляется целесообразным наделить промышленные ведомства наряду с Минобороны России функциями государственного заказчика разработок  и производства компонентов вооружения, электронной компонентной базы специального назначения (сверхвысокочастотная электроника, радиационно стойкая электронная компонентная база), а также НИОКР в интересах создания научно-технологического задела.
     Необходимо такую возможность и соответственно финансирование предусмотреть для промышленности. И с этой целью прежде всего уточнить понятие государственного заказчика в федеральном законе "О государственном оборонном заказе".
    Передача в промышленность указанных функций позволит Минобороны России сконцентрировать усилия на формировании концепций применения образцов и систем вооружения и военной техники, определяющих перспективный облик Вооруженных Сил Российской Федерации в новых условиях вооруженной борьбы.
    Одновременно необходимо на законодательном уровне поднять роль промышленных ведомств в разработке основных направлений развития вооружения и военной техники, имея в виду подключение к этой работе на всех ее этапах генеральных конструкторов, головных организаций промышленности, а также институтов Минобороны России.
    Вопрос связан с общей системой взаимодействия научных организаций промышленности и государственного заказчика на всех этапах обоснования, разработки, сопровождения разработок вооружения, его испытания и модернизации, т.е. с воссозданием системы военно-научного сопровождения перспективных разработок.
    Сейчас в оборонно-промышленном комплексе практически завершена работа по формированию института генеральных конструкторов по важнейшим направлениям создания видов систем и комплексов вооружения и военной техники. Минобороны России играет в этой работе головную роль. В соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации положением генеральные конструкторы в том числе обеспечивают формирование и проведение единой научно-технической и промышленной политики по закрепленным за ним направлениям. Утверждено положение о головной организации оборонно-промышленного комплекса.
    Повышение роли промышленности в формировании ОНР позволит более обоснованно определять перспективу развития вооружения с учетом возможностей использования в вооружении создаваемого в промышленности научно-технологического задела.
    3. Предоставление организациям оборонно-промышленного комплекса с акционерной формой собственности средств федерального бюджета в виде субсидий на реализацию инвестиционных проектов.
        Для     оборонно-промышленного     комплекса   вопросы  совершенствования     управления     формированием     и     реализацией государственного оборонного заказа приобрели особую остроту в связи с накопившимися проблемами выполнения (финансирования) долгосрочных программ создания перспективных вооружения и военной техники и развития необходимой производственно-технологической базы. При этом реализация ряда решений по разработке (поставке) вооружения и военной техники требует оперативного решения вопросов подготовки серийного производства и соответствующих капитальных вложений. В то же время при предоставлении бюджетных инвестиций акционерным обществам имеются случаи отказа собственников от их получения в обмен на оформление доли Российской Федерации в уставном капитале общества, что может привести к невыполнению государственного оборонного заказа. Вместе с тем в соответствии со статьей 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставление бюджетных инвестиций за счет средств  федерального   бюджета  юридическим  лицам   с   акционерной формой  собственности  влечет  возникновение   права  государственной собственности на эквивалентную часть уставных капиталов указанных юридических лиц, которое оформляется участием Российской Федерации в уставных    капиталах    таких    юридических    лиц.    Оформление   доли Российской Федерации в уставном капитале осуществляется в порядке и по ценам, которые определяются в соответствии с законодательством Российской    Федерации.    Бюджетные    инвестиции,    планируемые    к предоставлению     указанным     юридическим     лицам,     утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете путем включения в закон текстовой  статьи   с   указанием  юридического   лица,   объема   и   цели выделенных бюджетных ассигнований.
        Учитывая изложенное, представляется целесообразным рассмотреть возможность подготовки предложений по внесению изменений в бюджетное законодательство Российской Федерации, направленных на решение вопроса предоставления организациям оборонно-промышленного комплекса с акционерной формой собственности средств федерального бюджета в виде субсидий на реализацию инвестиционных целей, без оформления участия Российской Федерации в уставных капиталах таких юридических лиц.
       4. Некоторые из указанных выше направлений совершенствования законодательства предусматривается реализовать в подготовленном Военно-промышленной комиссией при Правительстве Российской Федерации проекте федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе".

     Основные вводимые законопроектом нормы направлены на:

     совершенствование механизма регулирования цен на продукцию, поставляемую по оборонному заказу;
    уточнение функций государственных заказчиков, исполнителей государственного оборонного заказа, повышение их ответственности за обеспечение его размещения и выполнения;
    уточнение норм, касающихся защиты прав и интересов участников формирования, размещения и выполнения государственного оборонного заказа.
    Законопроектом вводятся также нормы, определяющие отдельные особенности размещения государственного оборонного заказа, в том числе:
    размещение заказов без проведения торгов для казенных предприятий оборонно-промышленного комплекса, для головного исполнителя на поставку продукции с длительным технологическим циклом производства или на поставку высокотехнологичной продукции;
    включение в состав государственных заказчиков научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых в интересах разработки вооружения, военной и специальной техники, а также создания новых технологий их производства, федеральные органы исполнительной власти, не имеющие в своем составе войск и воинских формирований;
    определение Правительством Российской Федерации порядка установления начальной (максимальной) цены государственного контракта;
    возможность изменения цены государственного контракта на поставку продукции с длительным технологическим циклом производства по решению Правительства Российской Федерации.
    Кроме того, в законопроекте предусматривается применение кисполнителям государственного оборонного заказа мер антимонопольногорегулирования в целях контроля за изменением цен на металлы и сплавысо специальными свойствами, на комплектующие изделия, сырье,материалы, используемые при производстве продукции военногоназначения.     
     Указанный законопроект планируется внести в ближайшее время в Правительство Российской Федерации.