Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2009г. Выпуск 12 Актуальные проблемы формирования системы национальной и региональной безопасности


4.1. Общие тенденции законодательного обеспечения национальной
безопасности Российской Федерации

     Законодательство в области обеспечения национальной безопасности призвано регулировать отношения в этой сфере таким образом, чтобы надёжно защитить национальные интересы страны. В этих целях, начиная с 1991 года, создавалась законодательная основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
     В 2008 году было принято около ста федеральных законов, в той или иной мере касающихся вопросов обеспечения национальной безопасности: противодействия незаконной миграции, терроризму и экстремизму, укрепления экономической, информационной и других сфер безопасности. В этих целях были приняты такие федеральные законы, как:
    - от 4 марта 2008 года 25-ФЗ "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "Об оружии",
    - от 8 апреля 2008 года 47-ФЗ "О внесении изменения в статью 44 Федерального закона "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации",
    - от 29 апреля 2008 года 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства",
    - от 28 апреля 2008 года 53-ФЗ "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей",
    - от 26 июня 2008 года 103-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области таможенного дела",
    - от 22 июля 2008 года 130-ФЗ "О принятии Поправки к Конвенции о физической защите ядерного материала",
    - от 22 июля 2008 года 136-ФЗ "О внесении изменений в статьи 5 и 28 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах",
    - от 22 июля 2008 года 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
    Вместе с тем, актуальной остаётся потребность разработки основополагающего федерального закона, охватывающего своим регулирующим воздействием всю сферу обеспечения национальной безопасности страны.
    Проведенный в 2008 году в Совете Федерации мониторинг законодательства в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, выявил отсутствие целостности и системности, а также чрезмерную внутриведомственную ориентированность составляющих его нормативных правовых актов. Эта внутриведомственная направленность, с одной стороны, выступает инструментом организации деятельности конкретных органов исполнительной власти, а с другой - является причиной фрагментарности и разрозненности содержащихся в этих актах правовых норм. Противоречия, двойное толкование и декларативность положений законов, регулирующих отношения в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, препятствуют их эффективному и целенаправленному исполнению. Опираясь на результаты мониторинга, Совет Федерации предложил Совету Безопасности Российской Федерации разработать проект нового федерального закона "О национальной безопасности".
    Идея разработки проекта федерального закона "О национальной безопасности Российской Федерации" звучала в той или иной интерпретации практически на всех состоявшихся в Совете Федерации мероприятиях, посвященных проблемам обеспечения безопасности, и аргументировалась следующими положениями:
    во-первых, ныне действующий Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 года 2446-1 "О безопасности" (далее - Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 года 2446-1) фактически устарел. Отдельные статьи закона не в полной мере согласуются с содержанием Конституции Российской Федерации, а также с содержанием всего законодательства Российской Федерации, направленного на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации;
    во-вторых, принятие Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной в новой редакции Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года 24 и имеющей важнейшее общественно-государственное значение, предполагает принятие основополагающего федерального закона, воплощающего и закрепляющего ее фундаментальные теоретические положения;
    в-третьих, без полноценной законодательной основы, которую всегда олицетворяет основополагающий закон по определенной тематике, невозможно завершить построение целостной, суверенной и надежной системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
    В новом федеральном законе "О национальной безопасности" хотелось бы видеть законодательное решение многих насущных проблем обеспечения национальной безопасности.
    Первое. В создаваемом федеральном законе должно быть сформулировано новое определение понятия "национальная безопасность", отвечающее потребностям становления независимой и самодостаточной России. Это необходимо еще и потому, что содержание понятия "состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства", сформулированное в Законе Российской Федерации "О безопасности", не было более детально раскрыто в указанном законе. Такое состояние защищённости на деле трудно определить любому субъекту права и даже отдельному субъекту безопасности, так как закон не установил критериев оценки этого состояния.
     Второе. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации (в редакции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года 24) употребляется понятие "национальная безопасность Российской Федерации". В этом программном документе "под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации". Именно на базе понятий, предложенных названными Законом и Концепцией следует сформулировать новое понятие "национальной безопасности", отвечающее реалиям современной международной обстановки.
     Третье. Обеспечение национальной безопасности должно быть установлено будущим федеральным законом "О национальной безопасности" в качестве основополагающего правового принципа. Тогда государство, его органы законодательной, исполнительной и судебной властей, должностные лица в своей деятельности будут обязаны неукоснительно соблюдать требования обеспечения национальной безопасности. Установление этого принципа, строго отвечающего букве и духу Конституции Российской Федерации, будет иметь огромное значение в государственно-правовой жизни общества.
    Четвёртое. В России давно назрела потребность в учреждении специализированного федерального государственного органа, в компетенцию которого входила бы вся проблематика обеспечения национальной безопасности в стране. Функции такого органа может продолжать осуществлять Совет Безопасности Российской Федерации. Но в соответствии с пунктом "ж" статьи 83 Конституции Российской Федерации его статус должен быть определен федеральным законом. Поэтому насущным требованием остается принятие федерального закона "О национальной безопасности", в котором содержалась бы глава, определяющая статус Совета Безопасности Российской Федерации.
    Новый закон должен повысить роль Совета Безопасности Российской Федерации как государственного органа, координирующего всю деятельность по обеспечению национальной безопасности в стране.
    Совет Безопасности не может быть только оперативным органом. Он должен руководствоваться перспективной, коллективно вырабатываемой, внутренней и внешней стратегией, разработанной на десятилетия. Таким образом, в будущем федеральном законе "О национальной безопасности" должны быть закреплены такие функции Совета Безопасности, как стратегическое планирование и координация всех органов государственной власти в вопросах выработки и реализации государственной политики в сфере безопасного развития страны.
    Пятое. В будущем федеральном законе "О национальной безопасности" должен быть непременно прописан механизм обеспечения национальной безопасности. Было бы целесообразно из существующих и потенциальных угроз нашей национальной безопасности выбрать самые важные и обозначить их в будущем федеральном законе. Таким образом, можно реально запустить базовый нормативно-правовой механизм обеспечения национальной безопасности.