Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2009г. Выпуск 12 Актуальные проблемы формирования системы национальной и региональной безопасности


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В статье 2 Конституции Российской Федерации провозглашается, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина является основополагающим в деятельности государства во всех сферах общественной жизни, в том числе в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
     О тесной увязке безопасности общества и государства с безопасностью личности было сказано и в Послании Президента России Федеральному Собранию 2008 года: "В гонку вооружений мы, конечно, втянуть себя не дадим. Но не учитывать все это в нашем оборонном строительстве - не можем. И безопасность граждан России будет и впредь обеспечиваться надежно".
     Безусловно, обеспечение безопасности личности должно найти отражение и в проекте нового федерального закона о национальной безопасности, о необходимости разработки и принятия которого было сказано в начале данной главы. В нем должны быть определены границы прав и свобод человека и гражданина в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и соответствующих ему обязанностей государства. Без признания и реализации этих взаимосвязанных прав и обязанностей гражданина и государства невозможно в целом обеспечить национальную безопасность Российской Федерации.
    Важен и еще один аспект принципа "примата прав и свобод человека и гражданина" в деятельности государства. Российская Федерация в статье 7 Конституции Российской Федерации провозгласила себя социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Однако если государство не исполняет эту обязанность должным образом, то это не только умаляет реальные права и свободы человека и гражданина, но и ведет к обострению угроз национальной безопасности Российской Федерации.
     По этому поводу Президент Российской Федерации в Послании 2008 года отметил, что "ущемление гражданских свобод и действия, ухудшающие материальное положение людей, - они не только аморальны, они еще и незаконны". Д.А. Медведев в своих выступлениях обращал внимание общественности и на демографический кризис в нашей стране, низкую заработную плату учителей, врачей, работников культуры, науки и военнослужащих и приравненных к ним категорий, а также препятствия на пути реализации приоритетных национальных проектов в области здравоохранения, образования, строительства жилья.
     В настоящее время в целом создана правовая основа обеспечения национальной безопасности страны. В 2008 году было принято около 100 федеральных законов, которые в той или иной степени касались вопросов безопасности и охраны правопорядка, из них более 20 - акты ратификации международных договоров и соглашений Российской Федерации.
     Наиболее значительным изменениям подверглись Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, федеральные законы о 31 мая 2005 года 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", от 15 августа 1996 года 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", от 27 мая 1998 года 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", от 28 марта 1998 года 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", от 3 апреля 1995 года 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности", от 13 декабря 1996 года 150-ФЗ "Об оружии", Закон Российской Федерации от 21 июля 2003 года 5485-1 "О государственной тайне", Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 года 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" и другие.
    Вместе с тем в российском законодательстве в сфере безопасности пока сохраняются следующие недостатки:
    неурегулированность многих жизненно важных правоотношений в сфере национальной безопасности;
    преобладание подзаконных актов (доктрин, концепций, стратегий, указов Президента и постановлений Правительства России) над законодательными актами;
    несогласованность и декларативность многих действующих законов, отсутствие механизмов их реализации; терминологическая неразбериха в правовых актах различного уровня;
    высокий удельный вес вносимых поправок, изменений и дополнений по отношению к принятию базовых законов;
    высокая инертность законодательного процесса; недостаточное и неоперативное законодательное обеспечение тех реформ, которые проводятся в Вооруженных Силах России, а также в социальной, экономической, политической сферах, затрагивающих вопросы национальной безопасности.
    Немаловажное значение в обеспечении национальной безопасности и в удовлетворении интересов граждан Российской Федерации имеет деятельность общественных объединений. Между тем, в России создание правовых основ этой деятельности пока не завершено. Отсутствует четкая правовая граница между различными формами общественной гражданской активности. Она может иметь конструктивную, критическую направленность или радикальную, экстремистскую. Федеральный закон от 25 июля 2002 года 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 года 114-ФЗ) не решает в полной мере этой проблемы, его нормы можно трактовать расширительно и даже произвольно.
    Наблюдается рост протестных настроений в обществе, связанных с тем, что страна вступила в полосу финансово-экономического кризиса. Его последствия, ухудшающие качество жизни населения, могут привести к радикализации общественного протеста и его оформления в массовое движение. Все это актуализирует задачу мониторинга ситуации и разработки новых правовых актов.
     Для решения этих проблем необходимо:
    определить, какие права и интересы граждан нарушаются наиболее часто, разработать упреждающие меры законодательного характера;
    провести мониторинг правоприменения Федерального закона от 25 июля 2002 года 114-ФЗ и внести в него соответствующие поправки;
    в Федеральном законе от 19 мая 1995 года 82-ФЗ "Об общественных объединениях" установить правовые рамки спонсорской, благотворительной, меценатской деятельности бизнес-структур и частных лиц.
    Требуется дальнейшее развитие законодательных основ военной безопасности, противодействия коррупции, терроризму, борьбы с преступностью, защиты прав и свобод человека и гражданина. Необходимо принять новый федеральный закон о национальной безопасности, осуществить новую редакцию Концепции национальной безопасности и Стратегии национальной безопасности. В них должны быть закреплены современные преставления о национальной безопасности, отвечающие интересам России в современном мире, определены долгосрочные и краткосрочные цели и механизмы реализации государственной политики в области защиты национальных интересов, а также пути, способы и средства противодействия вызовам и угрозам национальной безопасности. Требуется также совершенствовать действующие федеральные законы, а также ликвидировать пробелы в федеральном законодательстве в сфере обеспечения обороны и безопасности.
_________________________
См.: О состоянии законодательства в Российской Федерации: Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2008 года //www.sovfed.ru