Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2009г. Выпуск 12 Актуальные проблемы формирования системы национальной и региональной безопасности


15. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ РФ
ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИТЕТА ПО БЕЗОПАСНОСТИ

Деятельность органов внутренних дел, общественная безопасность

     1. Принять федеральные законы:
    - Об основах профилактики бродяжничества и социальной реабилитации лиц без определенного места жительства и занятий, средств к существованию
    - О социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы
    - О государственном контроле органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
    -   О муниципальной милиции
    -   Об участии граждан в охране общественного порядка
     -   О торговле ликеро-водочными изделиями ,
     - О профилактике бродяжничества ,
    2. Создание в штатах милицейских региональных структур общественной безопасности подразделений экологической милиции, наделив их полномочиями по обеспечению экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического  благополучия населения.
    3. В сфере обеспечения безопасности дорожного движения:
    - увеличить штатную численность подразделений и решить вопросы их технического оснащения;
    - определить порядок участия в дорожном движении водителей мопедов и скутеров;
    - применять меру административного воздействия в виде повторной проверки знаний Правил дорожного движения для лиц, систематически нарушающих эти правила;
    - законодательно урегулировать пассажирские перевозки автомобилями Такси .
    - внести изменения в законодательство в части касающейся полномочий субъекта РФ и ОМС при оказании экстренной врачебной помощи на месте ДТП на федеральных трассах и на догоспитальном этапе (создание сети аварийно-спасательных формирований в системе МЧС или Минздрава, определение меры ответственности владельцев дорог за состояние дорог, устранение последствий ДТП, информирование о ДТП по трассе, если оно препятствует движению или задерживает движение);
    - внести изменения в законодательство в части наделения органов власти муниципальных образований полномочиями в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
    4. В сфере обеспечения общественной безопасности:
    - законодательно определить понятие общественная безопасность
    - регламентировать вопросы резервирования (квотирования) рабочих мест для лиц, высвобождающихся из мест лишения свободы (особенно несовершеннолетних);
    - обязать операторов сотовой связи информировать МВД в субъектах РФ о фактах выхода на связь телефонов, находящихся в розыске;
    - решить вопрос о дополнительном вводе и финансировании спецприемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке (административный арест);
    - стимулировать участие населения в поддержании правопорядка, обеспечить субъектов профилактики необходимой методической литературой);

     - принять

     - определить на федеральном уровне порядок категорирования важных объектов и критерии формирования перечня объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями органов внутренних дел или внутренних войск, перечень мер по обеспечению безопасности для каждой категории объектов. (есть обоснование)
    - определить порядок квотирования рабочих мест на предприятиях всех форм собственности для трудоустройства лиц, освободившихся из мест лишения свободы, с созданием системы стимулирования работодателя.
    5. Перевод всех подразделений милиции общественной безопасности на финансирование из средств федерального бюджета, принятие решения о создании муниципальной милиции.
    6. Установить законодательно дифференцированный норматив штатной численности работников милиции в зависимости от уровня преступности.
    7. Провести анализ исполнения Правительством РФ рекомендаций Парламентских слушаний на тему Правовое регулирование участия граждан в обеспечении правопорядка (22 марта 2007 г.).

Противодействие терроризму и экстремизму

1. Предусмотреть расширение полномочий органов государственной власти субъектов РФ с учетом географических, экологических и национальных особенностей и демографического состояния в: планировании и проведении мероприятий по противодействию терроризму и религиозному экстремизму; в координации и взаимодействии усилий правоохранительных органов в этих вопросах; в разработке и реализации механизма борьбы с коррупцией и бюрократизмом.
2. Внести изменения в законодательство (ФЗ 35-ФЗ, ФЗ О милиции , КоАП РФ) в целях совершенствования профилактической антитеррористической деятельности.
3. Внести изменения в НПА РФ в части установления обязательности исполнения решений антитеррористической комиссии в субъекте РФ как для ОМС, так и для территориальных органов федеральных органов власти, не входящих в состав антитеррористической комиссии субъекта РФ.
4. Нормативно закрепить обязанности правоохранительных органов (ФСБ, МВД, ФМС) информировать органы государственной власти субъектов РФ и ОМС о причинах и условиях, способствующих проявлениям экстремизма.
5. Принять федеральную Концепцию противодействия экстремизму и соответствующие ФЦП.
6. Законодательно закрепить вопросы противодействия деятельности тоталитарных сект, ограничения миссионерской деятельности в части пропаганды учений радикально-экстремистского толка.
7. Установить административную ответственность субъектов хозяйственной деятельности за состояние антитеррористической защищенности соответствующих объектов (административную ответственность должностных и юридических лиц за невыполнение в установленный срок или ненадлежащее исполнение законного предписания органа государственного контроля об устранении нарушений на объектах возможных террористических посягательств).
8. Внести изменения в законодательство в части соответствия торговых центров и торгово-развлекательных комплексов требованиям безопасности (сейчас эти требования предъявляются только к розничным рынкам).
9. Реализовать инициативу НАК о создании в стране системы уровней террористических угроз с определением для каждой из них соответствующих административных режимов, комплекса мероприятий для оперативных штабов, антитеррористических комиссий, органов исполнительной власти субъектов РФ и хозяйствующих субъектов, рекомендаций для населения по порядку действий в условиях оперативной обстановки.
10. Разработать программы правового обучения и информирования населения в этих целях.
11. Разработать Концепции антитеррористической деятельность на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Определить критерии проведения мониторинга политических и социально-экономических процессов, направленных на профилактику терроризма.
12. Разработать в соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 5 ФЗ О противодействии терроризму механизм и порядок финансирования деятельности органов власти всех уровней по противодействию терроризму, разработать методику расчета потребности финансирования антитеррористических мероприятий. (есть конкретизация) м.б. Правительству
13. Разработать на федеральном уровне механизм возмещения ущерба и ликвидации последствий террористической деятельности из внебюджетных источников. (есть конкретизация)
14. Внести изменения в ФЗ О противодействии терроризму в части определения обязанностей организаций в области защиты населения и территорий от террористических угроз.
15. Проработать вопрос законодательного закрепления статуса решений, принимаемых НАК, антитеррористическими комиссиями на региональном и муниципальном уровне, как обязательных для исполнения хозяйствующими субъектами всех форм собственности, а решения антитеррористических комиссий субъектов РФ должны быть обязательными для ОМС и хозяйствующих субъектов, а также для хозяйствующих субъектов должны быть обязательными решения антитеррористических комиссий муниципальных образований.
16. Принять на федеральном уровне обязательные для исполнения хозяйствующими субъектами единые требования к инженерно-технической укрепленности, физической охране, планирующей документации (в.т.ч. паспортам антитеррористической защиты) объектов возможных террористических посягательств с учетом их отраслевых особенностей и значимости. Разработать соответствующие СНиПы, направленные на обеспечение антитеррористической защищенности вновь проектируемых и возводимых зданий и сооружений с массовым пребыванием граждан.
17. Усилить ответственность иностранных граждан, пребывающих в РФ, за участие в пропаганде религиозного экстремизма и организации тоталитарных сект.
18. Дополнить ФЗ О противодействии терроризму разделом Профилактика преступлений террористического характера . (есть конкретизация). Определить полномочия ОМС в вопросах профилактики терроризма и экстремизма в границах муниципальных образований.
19. Увеличить ответственность (более 5 лет) по статьям 207 и 208 УК РФ, что позволит поднять эффективность использования арсенала технических средств правоохранительных органов и облегчит процесс доказывания в судах.
20. Делегировать органам государственной власти субъектов РФ право проводить лингвистические экспертизы текстов публикаций (в т.ч. электронных) на предмет наличия элементов пропаганды экстремизма и расизма.
21. Внести в ФЗ О свободе совести+ изменения для урегулирования вопросов взаимоотношений религиозных объединений и органов государственной власти (видимо, субъектов РФ).
22. Внести изменения в ч. 1 ст. 210 УК РФ, предусмотрев ответственность за оказание технической, финансовой, информационной, вербовочной и иной помощи организациям и группам, осуществляющим террористическую деятельность.
23. Разработать и рассмотреть законопроект, устанавливающий гарантии социальной защиты граждан, пострадавших в результате террористических актов, совершенных на территории страны.

Экономическая безопасность

1. Регулярное финансирование из федерального бюджета профилактических мероприятий и стимулирования деятельности объединений правоохранительной направленности;
2. Регулярное финансирование из федерального бюджета мероприятий по улучшению экологической ситуации и улучшения медицинского обслуживания на территориях, где расположены предприятия с вредным производством.
3. Определить законодательно порядок и нормы запасов материальных средств и продовольствия на период осложнения международной обстановки.
4. Дополнить перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом (ФЗ 115-ФЗ) организациями, осуществляющими операции в целях создания многоквартирных домов или иных объектов недвижимости с привлечением сторонних денежных средств (для обеспечения дополнительного контроля за их чистотой ).
5. Поддержать внесение изменений в федеральное законодательство, направленное на предотвращение ситуаций, связанных с незаконным захватом собственности хозяйствующих субъектов участниками корпоративных споров.
6. Дополнить диспозицию ст. 189 УК РФ понятием незаконный импорт и перевести указанные в статье преступления в категорию тяжких. (есть обоснование)
7. Проблема - пенсионное обеспечение работников Противопожарной службы. Внести изменения в ФЗ О трудовых пенсиях.. в части предоставления  права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, работающим в государственной противопожарной службе субъектов РФ.

Защита критически важных и потенциально опасных объектов

1. Необходимо законодательно закрепить требования и систему мер по защите критически важных и потенциально опасных объектов, в том числе, антитеррористической защищенности потенциально опасных объектов:
2. Расширить полномочия органов власти субъектов РФ и ОМС в этой области;
3. В перечне объектов, подлежащих государственной охране (Постановление Правительства РФ 587 от 14.08.1992) учесть объекты по производству и хранению оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и материалов;
4. Выработать критерии и порядок изменения перечня объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел,
5. Принять единые нормы построения систем антитеррористической и противокриминальной защиты объектов различных категорий опасности;
6. Определить механизмы взаимодействия и ответственность субъектов,  участвующих в обеспечении их безопасности;
7. Уточнить перечень критических опасных объектов (Постановление Правительства РФ 411-рс от 23.03.2006), т.к. ряд объектов, закрепленных за Хабаровским краем, находятся за его пределами.
8. Урегулировать права, обязанности и ответственность хозяйствующих субъектов и граждан по обеспечению антитеррористической защищенности находящихся в их собственности материальных объектов, в том числе критически важных и потенциально уязвимых в террористическом отношении.
9. Разработка единых требований к обеспечению безопасности социально значимых объектов (школ, объектов здравоохранения, торгово-офисных комплексов).
10. Установить:
    - критерии отнесения предприятий различных форм собственности, объектов жизнеобеспечения и массового пребывания людей к категории потенциально опасных в террористическом отношении,
     - единый порядок отнесения объектов к категории потенциально опасных,
     - общегосударственные требования к организации их охраны,

Специальные режимы обеспечения безопасности (ЧП, ВП, деятельность МЧС)

1. Определить состав временного специального органа управления территорией при введении режимов чрезвычайного (ЧП) и военного (ВП) положения для межведомственного управления (по типу оперативных штабов в субъектах РФ по планированию, подготовке и проведению контртеррористических операций).
2. Повысить административную ответственность за сохранность материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов.
3. Внести изменения в ФЗ 131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления.. в части отнесения к вопросам местного значения муниципального района организацию и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных мероприятий и учреждений, находящихся на территории муниципальных образований.
4. Внести изменения в ФЗ О лицензировании отдельных видов деятельности в части обязанности лицензирующих органов при выдаче лицензии принимать во внимание наличие заключений ГО и ЧС о готовности потенциально опасного объекта к локализации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер защиты.
5. Законодательно урегулировать вопрос страхования риска ЧС природного характера, предусмотрев использование средств из страховых премий для осуществления предупредительных мероприятий по снижению рисков аварий и ЧС.

Социальная безопасность (наркотики, алкоголизм, миграция, несовершеннолетнии)

1. Принять законодательные меры по принудительному лечению лиц, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью.
2. Законодательно ввести ограничение родительских прав для лиц, страдающих наркотической зависимостью.
3. Ввести обязательное обследование на потребление наркотических и психотропных средств при приеме на работу и при ежегодной диспансеризации работников опасных производств и др. категорий лиц.
4. Пересмотреть международное соглашение об упрощенной схеме выдачи гражданства РФ гражданам стран СНГ (для лиц, прибывающих в страны СНГ из других государств).
5. Внести изменения в УК РФ (ст. 50-151, 156) усилить ответственность за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений и за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, соединенного с жестоким обращением с несовершеннолетним.
6. Усилить ответственность родителей за ненадлежащее выполнение обязанностей по воспитанию и содержанию детей; Внести изменения в Семейный кодекс в части установления обязанностей родителей или их законных представителей осуществлять надзор за своими несовершеннолетними детьми в ночное время; установить ответственность родителей за уклонение от воспитания, обеспечения занятости родителей общественно полезным трудом в целях материального содержания детей;
7. Необходима законодательная база для становления и развития института ювенальной юстиции для решения проблем снижения криминальной активности лиц, не достигших совершеннолетия и противодействия рецидивам. ФКЗ О судебной системе в РФ в части введения специализированных ювенальных судов общей юрисдикции.
8. Разработать механизмы обеспечения мер воздействия (в т.ч. административной ответственности) в отношении администрации учреждений отдыха и массового досуга, не реагирующей на факты сбыта или потребления наркотических веществ на их территории;
9. Усилить меры воздействия на должностных лиц за непринятие мер по обеспечению прав и законных интересов несовершеннолетних сирот;
10. Закрепить на федеральном уровне единый порядок осуществления административного задержания, содержания, медицинского обследования и административного выдворения иностранных граждан в случае нарушения ими законодательства РФ и определить источники финансового обеспечения указанных мероприятий. (есть обоснование)
11. Не распространять действие ФЗ О защите прав юридических лиц+ при соблюдении государственного контроля+ на проверки, связанные с соблюдением миграционного законодательства;
12. Обязать иностранных граждан представлять документы, подтверждающие отсутствие у них опасных для окружающих заболеваний, при получении разрешения на работу, а не в течение 30 суток после его получения, как предусмотрено законом;
13. Устранить противоречия между КоАП РФ и ФЗ О правовом положении иностранных граждан в РФ в части проставления отметки о постановке на миграционный учет помимо отрывной части бланка уведомления, также в обязательном порядке в часть В миграционной карты (сейчас работодатели не уведомляются о прибытии приглашенного рабочего, но несут ответственность за нарушение им правил пребывания);
14. Бланк уведомления о постановке на миграционный учет (утвержденный постановлением Правительства 9 от 15.01.2007) сделать из трех частей, из которых одна часть с отметкой о постановке на миграционный учет находилась бы у иностранного гражданина. Видимо, Правительству
15. Рассмотреть возможность принятия специального закона по региональной продовольственной безопасности, предусмотрев в нем принципы государственной политики в этой сфере, обязательность наличия в регионе государственных перерабатывающих предприятий, выпускающих социально значимые продукты питания, полномочия органов государственной власти и ОМС в данной сфере, в том числе по регулированию цен.
16. Принять ФЗ об экологической безопасности.
17. Выработать эффективные механизмы административного выдворения лиц, незаконно пребывающих на территории России,  и финансирования этих мероприятий, в том числе за счет этих лиц
18. Внесение изменений в ст. 8 ФЗ от 25.07.1993 5242-I направленные на ограничение свободы передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах России не только в пограничной полосе, но и на приграничных территориях.
19. Принятие федерального закона О приграничном субъекте Российской Федерации , который наделил бы приграничные территории особым статусом и при наличии угроз национальной безопасности давал бы полномочия для принятия адекватных мер.

Информационная безопасность

1. Ввести административную ответственность за утрату документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, не повлекшую тяжкие последствия.
2. Обеспечить защиту населения, в первую очередь несовершеннолетних, от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию;
3. Разработать механизм пресечения противоправной деятельности в использованием сети Интернет (порядок регистрации доменных имен, алгоритм прекращения деятельности сайтов, усиление контроля за использованием средств электронной коммуникации со стороны правоохранительных органов).
4. Внести изменения в ФЗ О банках и банковской деятельности и в Налоговый кодекс РФ, предоставляющие субъектам ОРД полномочия получать сведения, составляющие коммерческую и банковскую тайны при наличии судебной санкции.
5. Решить вопрос подведомственности информационной безопасности.

Охрана Государственной границы Российской Федерации

1. Исключение из ст. 16.21 КоАП РФ административную ответственность физических лиц повысило число лиц, целенаправленно занимающихся противоправной деятельностью
2. Уточнить п. 2 ст. 23.10 КоАП РФ в части наделения правом рассматривать дела об административных правонарушениях начальников пограничных и радиотехнических постов.
3. Определить перечень органов, осуществляющих выдворение лиц, задержанных за нарушение правил пограничного режима, установить, что расходы  на эти цели осуществляются за счет виновных юридических лиц и организаций.
4. Выработать единый механизм содержания, передачи пограничным органам (подразделениям) и порядок выдворения лиц, задержанных за нарушение пограничного режима сотрудниками территориальных органов безопасности, внутренних дел и другими силовыми структурами, которые в соответствии с КоАП РФ административной деятельностью не занимаются.