АВ 2009г. Выпуск 12 Актуальные проблемы формирования системы национальной и региональной безопасности
14. МЕЖДУНАРОДНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ, САММИТЫ
ПО ПРОБЛЕМАМ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ПО ПРОБЛЕМАМ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Актуальность проблем региональной безопасности не вызывает сомнения. Достаточно сослаться на целый ряд конференций, начиная с начала XXI века.
22-23 сентября 2000 года в г. Алматы Казахстанским институтом стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан (КИСИ) совместно со Стокгольмским международным институтом изучения проблем мира (СИПРИ) была проведена международная конференция Национальная и региональная безопасность центральноазиатских стран в бассейне Каспийского моря .
На конференции были рассмотрены современная геополитическая и геоэкономическая ситуации, проблемы безопасности в Каспийско-центральноазиатском регионе, а также причины проявлений религиозного экстремизма и международного терроризма на юге Кыргызстана и Узбекистана и их возможные последствия.
По мнению участников конференции, в настоящее время в бассейне Каспийского моря накопился комплекс сложных проблем, связанных с объективно существующими различиями в геополитических и геоэкономических интересах пяти прикаспийских государств (России, Ирана, Азербайджана, Казахстана и Туркменистана), ряда других заинтересованных государств (США, Китая, европейских и арабских государств, стран СНГ). Речь идет в первую очередь о правовом статусе Каспия и необходимости его решения на основе учета интересов прикаспийских государств, а также о маршрутах транспортировки углеводородных ресурсов. Кроме того, Каспийское море - это и уникальная экосистема, в которой помимо запасов минерального сырья сосредоточены уникальные биоресурсы.
Было обращено внимание на усиление в Каспийско-центральноазиатском регионе геополитических позиций России, с одной стороны, и возрастание роли США - с другой, происходящих на фоне усиливающегося исламского фактора и региональной роли ряда исламских стран - Турции, Ирана и Саудовской Аравии.
В ходе конференции были определены внешние, внутренние, экономические, военные, экологические вызовы и угрозы безопасности в Каспийско-центральноазиатском регионе. К внешним факторам были отнесены: распространение экстремизма и терроризма, укрепление позиций наркобизнеса в регионе, напряженная ситуация в Афганистане. Угрозами безопасности локального характера названы проблемы использования трансграничных водных ресурсов, углубляющийся дефицит земельных и водных ресурсов, экологические проблемы. Там же было отмечено, что затягивание с решением территориально-пограничных вопросов может стать источником возникновения межэтнических и межгосударственных конфликтов в регионе.
В ряде докладов было подчеркнуто наличие координации и тесного сотрудничества между экстремистскими организациями региона. Если ранее данные организации существовали отдельно, то теперь они научились договариваться и координировать свои действия.
В ряде докладов было обращено внимание на то, что наряду с нефтью важное значение имеет обеспечение региона водными ресурсами, решение экологических, социальных и транспортных проблем. В связи с этим основное внимание, по мнению участников конференции, необходимо уделить принятию срочных водоохранных и природовосстановительных мероприятий, а также решению социально-экономических проблем территорий, прилегающих к Каспию.
По мнению участников конференции, главным ее итогом стало то, что совместными коллективными усилиями удалось определить основные вызовы и угрозы национальной безопасности для Каспийско-центральноазиатского региона.
_________________________
http://www.kisi.kz/old/Jornals/Analitic_magazine/1_2000/an0113.html
11-12 декабря 2006 г. в г. Душанбе (Таджикистан) состоялась международная конференция Афганистан и региональная безопасность: пять лет после Талибана . Ее организаторами выступили Институт востоковедения и письменного наследия Академии наук Республики Таджикистан, Общественный фонд Александра Князева и Центр конфликтологии и региональных исследований. В конференции приняли участие ведущие специалисты по Афганистану и проблемам центральноазиатской безопасности, по отдельным аспектам взаимосвязанным с афганской проблематикой , а также дипломатические представители из Таджикистана, Афганистана, Ирана, Казахстана, Узбекистана, России, Великобритании, США, Канады, Италии, Индии, Киргизии, представители ряда государственных ведомств Таджикистана.
Участники конференции отметили, что ситуация в Афганистане, несмотря на усилия международного сообщества, остается напряженной. Политика стран Запада во главе с США, нацеленная на переустройство Афганистана на основе либеральных ценностей, не встречает поддержки в стране, в ряде провинций страны продолжаются активные военные действия, массовым явлением социально-экономической и политической жизни остаются коррупция, наркопроизводство, вооруженное насилие. Участники конференции пришли к выводу о том, что сегодня политика международной коалиции, возглавляемой США, находится в тупиковом состоянии. Военное присутствие в Афганистане США, НАТО и международных сил ISAF, с учетом невысокой дееспособности правительства Хамида Карзая в решении социально-экономических проблем населения страны, в обеспечении стабильности, само по себе становится фактором, обуславливающим рост поддержки со стороны населения антиправительственным силам, наращивающим вооруженное сопротивление.
Продолжающийся военно-политический кризис и слабость созданных после свержения режима движения Талибан государственных структур в Афганистане угрожает безопасности соседних, и, прежде всего центральноазиатских государств. Именно поэтому активное участие этих государств, объективно заинтересованных в достижении стабильности в Афганистане, может и должно стать важным фактором стабилизации ситуации в стране. Путь к афганскому урегулированию лежит через объединенные усилия не геополитических игроков, географически расположенных в других частях света, а именно стран региона - соседей Афганистана, в том числе в рамках региональных организаций, в первую очередь - ОДКБ и ШОС. Особую роль в этом процессе может и должен сыграть Таджикистан, обладающий богатым историческим опытом связей с Афганистаном и опытом урегулирования собственного внутреннего военно-политического конфликта. При этом афганская проблема не имеет военного решения, ее решение находится в плоскости социально-экономического возрождения и налаживания внутриафганского диалога, участниками которого должны стать все без исключения политические силы страны.
В ходе конференции было заслушано и обсуждено более 50 докладов и выступлений, касающихся военно-политической ситуации в Афганистане накануне и после 11 сентября 2001 г., различных аспектов формирования и деятельности международной антитеррористической коалиции, сегодняшних реалий жизни афганского общества. Особое внимание уделялось роли Северного альянса в свержении режима движения Талибан , политике России и других стран на афганском направлении, геополитическим аспектам американского и евроатлантического присутствия в Афганистане и центральноазиатском регионе, подчеркивался особый вклад Таджикистана в борьбу против терроризма и восстановление Афганистана. Была дана оценка итогам пятилетнего развития Афганистана после свержения режима движения Талибан , американским инициативам в сфере экономики, культуры, безопасности в Афганистане. На заседаниях конференции и в ходе дискуссий были проанализированы наиболее актуальные проблемы и трудности восстановительного процесса, и, в том числе, проблема растущего производства и распространения наркотиков, ярко подтверждающая неспособность присутствующих в Афганистане международных сил нейтрализовать главные реальные угрозы региональной безопасности.
Несмотря на разность многих оценок ситуации, имевшую место в выступлениях участников конференции, проделанная работа позволяет высказать некоторые предложения, составляющие основу резолюции конференции. Большинство участников форума в Душанбе сходятся в том, что сегодня для решения проблемы, обобщенно именуемой афганской проблемой , необходимо:
- увеличить гуманитарную и иную помощь Афганистану, совершенствуя международные и внутренние механизмы ее предоставления и распределения в рамках плана Афганский пакет ( Afghanistan Compact ), других продекларированных и новых международных программ;
- активизировать взаимодействие стран Центральной Азии в формате ШОС-Афганистан;
- учитывая историческое единство народов трех стран, а также объективную заинтересованность их в решении афганской проблемы , предложить заинтересованным организациям поддержать создание международного центра афганских исследований на основе профильных учреждений Афганистана, Ирана и Таджикистана с участием заинтересованных специалистов других стран;
- в рамках названного центра создать международную проблемную группу Мир в Афганистане для выполнения специальных научных проектов и выработки практических рекомендаций, которые будут предложены правительствам стран региона и международным организациям к реализации.
17 июня 2006 года Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев закрыл второй саммит Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). В саммите приняли участие президенты России Владимир Путин, Афганистана Хамид Карзай, председатель КНР Ху Цзиньтао, президенты Киргизии - Курманбек Бакиев, Таджикистана - Эмомали Рахмонов, Азербайджана - Ильхам Алиев, Узбекистана - Ислам Каримов, Пакистана - Первез Мушарраф. Таиланд представлял премьер-министр страны Таксин Шинаватра, Израиль - заместитель премьер-министра Шимон Перес, Монголию - вице-премьер Мэндсайхан Энхсайхан, Турцию - заместитель премьер-министра Абдуллах Гюль, Индию - спецпредставитель премьер-министра Мурли Деора, Иран - специальный представитель президента - вице-министр иностранных дел Саидаббас Ирокчи, Палестину -член исполнительного комитета Организации освобождения Палестины Мохаммед Саад Ахмед Ауда. Кроме того, в саммите приняли участие заместитель генерального секретаря ООН Ибрагим Гамбари и глава представительства Лиги арабских государств Саид аль-Бороми.
По сообщению пресс-служба МИД Казахстана, на саммите были подписаны Соглашение о Секретариате СВМДА, декларация, в которой отражены ключевые проблемы безопасности, сотрудничества в Азии и во всем мире, в частности реформирование ООН, нераспространение оружия массового поражения, разрешение региональных конфликтов.
СВМДА было создано по инициативе Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в 1992 году на 47-й сессии Генассамблеи ООН. Цель Совещания - создать, по аналогии с ОБСЕ, общеазиатский форум для обсуждения и решения ключевых региональных проблем и развития сотрудничества между странами-участницами. Первый саммит СВМДА состоялся в июне 2002 г. в Алматы. В настоящее время государствами-членами СВМДА являются 17 стран: Афганистан, Азербайджан, Китай, Монголия, Египет, Индия, Иран, Израиль, Казахстан, Киргизия, Пакистан, Палестина, Россия, Таджикистан, Таиланд, Турция, Узбекистан. Статус наблюдателя имеют Индонезия, Япония, Корея, Малайзия, Украина, США, Вьетнам, а также ООН, ОБСЕ, Лига арабских государств.