АВ 2008г. Выпуск 10 Актуальные вопросы военного управления и строительства
Овчаров О.А.*
_________________________
* Овчаров Олег Андреевич - кандидат юридических наук,
преподаватель кафедры военной администрации, административного
и финансового права Военного университета, подполковник юстиции.
Духовно-правовые основы укрепления государственной обороны
Традиционные конфессии России и ее ядерный щит являются теми составляющими, которые укрепляют государственность, создают необходимые предпосылки для обеспечения внутренней и внешней безопасности
Президент России В.Путин
_________________________
Денисов В., Гафутулин Н. Разговор о главном
// Красная звезда. - 2007. - 2 февраля. - С. 1.
Правовые основы - это, прежде всего, основы правые, правильные, праведные, основанные на правде, истине, а не на лжи и человеческой фантазии. Поиск, правовое закрепление и надлежащее воплощение в жизнь правильных, праведных основ взаимодействия Церкви и Армии, силы духовной с силой физической - двух столпов, на которых держится общество и государство - есть фундаментальный вопрос мироздания, от разрешения которого зависит будущее любого народа. Для выявления правильных средств и их правового закрепления, а также правильного понимания и применения уже существующих правовых средств необходимо анализировать их и оценивать с позиции не только духовных законов, но также и в свете целей, для достижения которых они, собственно, созданы и существуют, - помогают ли они достижению этих целей или же наоборот - препятствуют.
Поэтому, прежде чем перейти к рассмотрению и анализу правовых основ сотрудничества военных и религиозных организаций в России, необходимо понять для чего оно вообще необходимо, в чем его сущность, актуальность, насущная потребность - каковы главные цели этого сотрудничества, в чем его общественное благо и насколько имеющиеся в законодательстве правовые средства, правовые механизмы и институты помогают или хотя бы позволяют (не мешают) достигать эти цели.
I. Среди всего множества целей сотрудничества Церкви и Армии, а, следовательно, целей правового регулирования такого сотрудничества, необходимо выделить, прежде всего, следующие:
1. Спасение. Это центральный, наиглавнейший вопрос мироздания, цель и смысл человеческой жизни и жизни целых сообществ. В настоящее время этот вопрос получил свое разрешение и правовое закрепление в виде свободы воли каждого человека, основу которой составляет, как известно, духовная свобода, т.е. свобода вероисповедания, свобода выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. Указанная свобода есть конституционно закрепленное (ст. 28) право, есть ничто иное как, в своей сущности, обязанность уполномоченных государственных органов (в т.ч. и органов военного управления) создавать необходимые условия для реализации гражданами этих прав, этих возможностей спасти свои души в этом мире зла и порока, океане бушующих, растлевающих страстей, увлекающих людей в погибель духовную и телесную. Именно в этом, прежде всего, и состоит главная цель и смысл взаимодействия государства с религиозными организациями, Армии и Церкви. Все остальные цели и основания взаимодействия, в своей сущности, вторичны и логически вытекают из первой.
2. Воспитание воинского духа. Воинский дух - это, прежде всего, дух непримиримой борьбы со злом, дух несокрушимой воли к победе, дух мужества и бесстрашия, дух жертвенного служения, т.е. дух любви. И именно этот дух воспитывает, именно этому учит духовенство русский народ и воинов вот уже более тысячи лет, накопив огромный практический опыт, позволивший отвоевать и создать великую державу Российскую.
3. Повышение боеготовности войск. Боеготовность, готовность вступить в бой со злом, с агрессором, есть во многом духовная категория. Это, по сути, бодрость боевого духа, его готовность пожертвовать в бою собой ради Бога и ближних, т.е. исполнить две главнейшие заповеди о любви к Богу и ближним, на которых утверждается весь закон и пророки (Мф 22; 37-40). Великая Отечественная война обозначила важность этого фактора, когда на начальном этапе многими военачальниками отмечалась массовая деморализация войск, сдача в плен, бегство с позиций, что в свою очередь привело к изданию знаменитого приказа ни шагу назад , призванного не столько духовными, сколько правовыми и силовыми средствами повысить боеготовность воинов, их боевой дух, бодрость. Призыв к бодрствованию пронизывает все Евангелие (Мк 13; 33-37), где и указывается, что для этого необходимо делать.
4. Укрепление обороноспособности Отечества. Способность обеспечить надежную оборону страны основывается как на духовном факторе самих воинов, так и военно-политического руководства страны. Вступить со злом, с агрессором в противоборство недостаточно, необходимо иметь достаточно способностей для его победоносного разгрома, и, прежде всего способностей духовных, таких как честность, принципиальность, мужество, непреклонная воля к победе, бесстрашие, жертвенность, дисциплинированность, любовь, терпеливое перенесение тягот и лишений ратного труда и т.п. Понятно, что воры, обманщики, пьяницы, лентяи, наркоманы, взяточники, трусы и им подобные деморализованные личности не способны обеспечить оборону страны. Борьба с пороками и взращивание добродетелей, влияющие на обороноспособность, является не только обязанностью командования, но и предметом деятельности военного духовенства на протяжении многих веков.
5. Нейтрализация информационной агрессии по деморализации и уничтожению войск. В современных войнах вооруженной агрессии предшествует зачастую информационная агрессия со стороны вероятного противника, имеющая целью деморализовать личность воина, сделать его неспособным защищать свой народ не щадя живота , побудить его к измене Родине, дезертирству, сдаче без боя в плен, а то и вовсе самоуничтожаться, как это успешно делают с Россией на протяжении последних нескольких десятков лет.
История знает множество примеров действенности такой информационной войны, имеющей в своей сущности духовную природу. Именно качество информации и воспитание воинских качеств является противоядием духовной агрессии, ведущейся Западом в отношении России на протяжении многих веков. Однако специалистами, как в духовных вопросах, так и в вопросах качественного содержания информации, воспитания позитивных качеств у воинов является, прежде всего, духовенство - в силу специфики своего рода деятельности (которой оно занимается на протяжении многих веков), заключающейся в духовной сфере, в том числе в области человеческого духа, к которой относится и информация, и качества воинского духа. Поэтому обязательным элементом, важнейшим субъектом информационной безопасности в войсках является военный священник, как это и было до революции, существует в большинстве иностранных армий и сейчас.
6. Патриотическое воспитание. Оно является основой ратного дела. Без должного патриотического воспитания воинская служба вырождается в наемничество - уголовно наказуемое деяние (ст. 359 УК РФ), альтернативную гражданскую службу (узаконенное дезертирство) или торговлю любовью к Родине в виде контракта о прохождении военной службы, тенденции к которым просматриваются и в современном российском законодательстве. Любовь к своему Отечеству, народу Церковь воспитывает в гражданах, в т.ч. и воинах, на протяжении всего своего существования. Патриотизм является стержнем воинского служения и предопределяет во многом исход вооруженного столкновения. Игнорирование этой истины приводит к страшным последствиям. Так, например, во время последней иракской войны (2003 г.) всех удивило, что неплохо вооруженная армия Ирака на подступах американцев к столице прекратила сопротивление. Генерал Фрэнкс раскрыл секрет 10 мая 2003 года в интервью еженедельнику Defense News : армейское командование США подкупило иракских командиров, заставляя их без боя складывать оружие .
_________________________
Цит. по: Русская мысль. - Париж, 2003. 29 мая-4 июня. - С. 5.
7. Повышение уровня воинской дисциплины. Беспрекословное подчинение командирам и начальникам составляет незыблемую основу воинской дисциплины. Именно этому учит и воспитывает в воинах, в частности, учение Православной Церкви. Например, Апостол Павел наставляет: Всякая душа да будет покорна высшим властям, + противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести (Рим 13; 1-5). Кто еще в состоянии так глубоко вскрыть духовную сущность власти командира, поднять на такой высокий уровень авторитет и значение военачальника в глазах его подчиненных и мобилизовать их на строгое и точное исполнение его приказов и иных распоряжений.
8. Профилактика казарменного хулиганства, преступности. Воспитание высокой духовной культуры у воинов способствует повышению воинской вежливости, укреплению войскового товарищества, братской любви, взаимовыручки, т.е. добродетелей, противоположных дедовщине, которая ими и искореняется. Воспитание религиозного сознания, страха Божия, любви, вытесняет внедряемое социальной средой криминальное сознание, предупреждает преступность, удерживает от правонарушений, исправляет поведение воинов.
9. Содействие морально-психологическому обеспечению войск. Значение морально-психологического аспекта в военном деле неуклонно растет, результатом чего стало выделение этого направления деятельности в отдельный самостоятельный вид боевого обеспечения. Однако специалистами в области морали (источником которой являются также и религиозные нормы) и психологии (науке о душе) на протяжении многих веков в войсках были именно представители военного духовенства, чья помощь в этой тонкой духовной сфере остается по-прежнему, как свидетельствует современный опыт, чрезвычайно актуальной и востребованной.
10. Оздоровление, укрепление и повышение правосознания воинов. В настоящее время правосознание воинов сильно засорено ложными ценностями, что мешает, а порой и вредит военному делу. В ныне действующей Конституции Российской Федерации, в отличие от прежней, долг по защите Отечества уже перестал быть священным, а обязанность - почетной (ст. 59). Основным содержанием статуса военнослужащего являются не долг и обязанности, а права и свободы, как будто ради них он и поступает на военную службу. Как дезертирство следует рассматривать возможность уклоняться от обязанности прохождения военной службы посредством альтернативной гражданской службы при наличии у дезертиров всего лишь соответствующих пацифистских и им подобных убеждений.
Беспрекословность воинского повиновения упразднена введением института судебного обжалования приказов командиров их подчиненными, а принципы единоначалия и централизации, на которых зиждется вся военная организация общества, ликвидируются предоставлением, например, военным судьям возможности принимать решения за командиров, как по обжалуемым их подчиненными вопросам (приказам), так и по вопросам привлечения к материальной ответственности, наложении дисциплинарного ареста на злостных нарушителей воинской дисциплины. Правильным такое положение дел в военной области трудно назвать. Указанные и им подобные законодательные нормы, основанные на ложных духовных ценностях привнесенных с Запада и чуждых русскому духу и правосознанию, дезориентируют командиров, делают их беспомощными в управлении подчиненными, в борьбе со злом. И здесь огромную помощь призваны оказывать личному составу военные священники, очищая правосознание личного состава и руководства страны от лжеучений и укрепляя его на истине, на подлинной единой системе ценностей и приоритетов воинского служения и военной организации, проверенной многовековым опытом многих поколений, всей военной историей государства Российского.
II. В свете указанных благих, социально полезных целей сотрудничества Армии и Церкви необходимо рассматривать и правовые основы такого сотрудничества, как производные правовые средства, способствующие их достижению. Среди правовых основ сотрудничества религиозных и военных организаций следует выделить четыре уровня, на которых последовательно можно проанализировать правовую ситуацию сложившуюся вокруг рассматриваемой темы.
Первый уровень - конституционный. Ныне действующая Конституция Российской Федерации (ст. 2) прямо предусматривает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства . Более того, ст. 18 Конституции России прямо устанавливает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Поскольку к исполнительной власти относятся и органы военного управления, то права и свободы их подчиненных определяют деятельность и соответствующих военачальников, в т.ч. и предусмотренное ст. 28 Конституции России право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию, выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. Субъективное право не может быть безадресным, без соответствующей и адекватной ему обязанности конкретного лица это право реализовать. Субъективное право есть обратная сторона, изнанка обязанности, к которой это право корреспондирует. В противном случае оно теряет всякий смысл. Это прямо следует и из анализа п. 1 ст. 45 Конституции Российской Федерации, гарантирующего защиту прав и свобод человека и гражданина государством, т.е. его органами, в том числе и органами военного управления, которые, следовательно, и должны защищать эти права и свободы, создавать такие условия, которые исключали бы их нарушение. Учитывая, что чье-либо право есть ни что иное, как обязанность соответствующего должностного лица это право реализовать, либо создать благоприятные условия для его реализации или попросту не чинить препятствий при его реализации, то в круг обязанностей командиров (представляющих для своих подчиненных государственную власть) входит и обязанность признавать, соблюдать и защищать указанное право на свободу вероисповедания, всемерно содействовать его реализации.
Таким образом, командование, выполняя указанную обязанность, должно взаимодействовать в различных формах и с соответствующими религиозными организациями, духовенством, привлекая их с целью обеспечить условия для полноценной реализации названного права, а у духовенства имеются конституционно-правовые основания обращаться к соответствующим органам военного управления с той же целью. Разумеется, такое взаимодействие по реализации права на свободу вероисповедания не должно идти в ущерб обеспечению обороны, как это следует из смысла п. 3 ст. 55 Конституции России.
Выше приведенные конституционные положения не препятствуют, а скорее способствуют возрождению и возобновлению деятельности существовавшего в России до революции, а во многих странах существующего и по сей день юридического института военного духовенства.
Не является препятствием для этого и ст. 14 Конституции Российской Федерации, устанавливающая, что Россия является светским государством. Однако с официальным введением института военного духовенства светскость государства не утратится, оно не станет религиозным, точно так же, как оно не является религиозным в других странах, где давно уже существуют в войсках военные капелланы. Светским являлось государство Российское и до революции, поскольку государственная власть никогда не находилась в руках главы церкви и духовенства, а взаимодействие государственной и церковной власти осуществлялось на автономных, полностью самостоятельных, независимых друг от друга началах, на принципе симфонии властей, к правильному воплощению которого стороны стремились с момента крещения Руси.
Понятие симфонии властей хорошо известно правовой науке и имеет глубокие исторические корни. В 6-й новелле святого императора Юстиниана сформулирован принцип, лежащий в основе симфонии Церкви и государства. Классическая византийская формула взаимоотношений между государственной и церковной властью заключена в "Эпанагоге" (вторая половина IX века): Мирская власть и священство относятся между собою как тело и душа, необходимы для государственного устройства точно так же, как тело и душа в живом человеке. В связи и согласии их состоит благоденствие государства . Мирская власть и есть ничто иное, как власть светская (мир и свет в данном контексте понятия, в сущности, адекватные), а основанное такой властью государство и есть светское. В соблюдении указанного принципа симфонии властей и состоит сущность светского государства, не отрицающая, а скорее предполагающая плодотворное взаимодействие, связь этих двух самостоятельных, автономно действующих источника власти, их общеполезное, созидательное сотрудничество на благо народа.
_________________________
См. подробнее: Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. - М.: Издательство Московской Патриархии, 2000. - С. 51-52.
Классическим несветским, теократическим государством является, например, современный Ватикан, возглавляемый Папой Римским. Дозорцев П.Н. в своем исследовании светской государственности в России, в частности, указывает, что светское государство - это государство внецерковное, противоположное государству клерикальному или теократическому, в котором власть светская (мирская, гражданская) находится у главы Церкви.
_________________________
Конституция Российской Федерации. Комментарий. - М.: Юрид. лит., 1994. - С. 108. Дозорцев П.Н. Развитие светской государственности в России: история и современность. - СПб.: Санкт-Петербургская акад. МВД России, 1998. - С. 124.
Проблемы в неправильном понимании сути светскости государства кроются в атеистическом прошлом России, довлеющем в правосознании многих ученых (в т.ч. и правоведов) до сего дня. Атеизм, как орудие борьбы с религией, пытается взять реванш, используя для этого ложную трактовку термина светское государство в выгодном для себя свете, устанавливая тем самым непреодолимые барьеры на пути реализации гражданами своих вероисповедных прав и продолжая разрушать государство как живой духовный организм. Понимание светского государства как инструмента атеистической политики по отношению к гражданам и религиозным объединениям, по сути, противоречит норме ст. 28 Конституции России, гарантирующей свободу совести, свободу распространения религиозных убеждений, поскольку атеистическая политика государства по отношению к религиозным объединениям и верующим гражданам означала бы отрицание и непризнание самих оснований, исходных принципов свободы совести.
Не является препятствием для сотрудничества Армии и Церкви и п. 2 ст. 14 Конституции России, в силу которого религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. При толковании данной нормы зачастую навязывается неправильное понимание государства в контексте данной нормы. Очевидно, что под государством в данном случае понимается не все граждане страны (т.к. в этом случае вступление в религиозное объединение автоматически предполагает отделение, т.е. лишение гражданства и выдворение за пределы государства, что противоречит здравому смыслу и положениям ст. 28 и др. Конституции). Под государством здесь следует понимать совокупность органов государственной власти, возглавлять которые не могут руководители религиозных объединений, имеющие духовный сан. Это вполне естественно, логично и соответствует принципу симфонии властей. Военный священник до революции не являлся органом военного управления, не обладал государственной властью, подобно командиру, не имел воинского звания, в его непосредственном подчинении не было солдат. Справедливость данного вывода подтверждается и анализом п. 2 ст. 4 Федерального закона О свободе совести и религиозных объединениях , которым устанавливается, что государство не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти. Поэтому отделение религиозных организаций от государства есть отделение их духовной власти от власти государственной, запрет соединять в одном лице власть государственную с властью духовной. Следовательно, восстановление в войсках должности военного священника не нарушит данной конституционной нормы, поскольку ему не будет делегирована государственная власть, он не займет место или должность какого-либо государственного руководителя, в его подчинении не будет военнослужащих.
_________________________
См.: Федеральный закон О свободе совести и религиозных объединениях от 26.09.1997 125-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. 39. Ст. 4465.
Что касается конституционного равенства религиозных объединений перед законом, то и здесь нет нарушений ни при сотрудничестве религиозных организаций с командованием, ни при восстановлении института военного духовенства. Такое равенство перед законом, по сути, было и до революции, другое дело, что при равенстве возможностей по духовному окормлению воинов способности этих религиозных организаций покорить их души своим вероучением, нести тяготы жертвенного служения, а также польза этого вероучения для военного дела, как свидетельствует история и современность, была совершенно разная. Понятно, что Россия вскормленная, скроенная и созданная Православием ближе русской душе и душе другой национальности, выросшей в лоне русской культуры, пропитанной Православием, поэтому и выбор веры в войсках падает, прежде всего, на Русскую Православную Церковь, что вполне естественно и нормально, как нормально то, что приоритетной верой в мусульманских странах является ислам, а в Израиле, например, иудаизм.
Равенство религиозных организаций перед законом вовсе не означает равенство перед совестью, отменяя тем самым ее свободу, свободу выбора вероисповедания, установленную ст. 28 Конституции Российской Федерации. Не означает равенство перед законом также и равенства в способностях всех религиозных организаций высоко нести это нелегкое социальное служение, равную пользу их вероучения и деятельности для военного дела. Поэтому командиры, учитывая эти факторы, основываясь на равенстве перед законом, при планировании и расстановке приоритетов должны учитывать также и цели сотрудничества, и интересы обороны страны, и способности религиозных организаций и их учений удовлетворить духовные потребности войск, и имеющийся исторический опыт духовного окормления воинов.
Второй нижестоящий уровень правовых основ сотрудничества Церкви и Армии - законодательный. Этот уровень основывается на отдельных положениях, прежде всего, двух основных Федеральных законов: О свободе совести и религиозных объединениях и О статусе военнослужащих , частично дублирующих конституционные нормы и вводящие ряд новых предписаний, которые в свою очередь должны пониматься в духе вышеуказанных целей сотрудничества и вышестоящих конституционных положений.
Выше рассмотренную конституционную обязанность командиров по созданию благоприятных условий реализации прав воинов на свободу вероисповедание закрепляет и Федеральный закон О свободе совести и религиозных объединениях , устанавливающий в ст.ст. 16 и 18, что командование воинских частей с учетом требований воинских уставов не препятствует участию военнослужащих в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, а государство оказывает содействие и поддержку благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий. Федеральным законом О статусе военнослужащих в ст.ст. 8 и 9 предусмотрена возможность военнослужащим состоять в религиозных объединениях, а в свободное от военной службы время участвовать в богослужениях и религиозных церемониях, а значит, по сути, предусматривают соответствующую обязанность командования по реализации этих прав и организации взаимодействия по этим вопросам с духовенством.
Именно в контексте этих законоположений следует понимать вызывающий трудности на практике (при организации взаимодействия) запрет на создание религиозных объединений в воинских частях, установленный п. 3 ст. 6 ФЗ О свободе совести и религиозных объединениях и п. 5 ст. 8 ФЗ О статусе военнослужащих , а также установленную п. 4 ст. 8 ФЗ О статусе военнослужащих норму, согласно которой государство не несет обязанностей по удовлетворению потребностей военнослужащих, связанных с их религиозными убеждениями и необходимостью религиозных обрядов. Сопоставив эти нормы с ранее приведенными, становится очевидным, что речь идет не о запрете религиозной деятельности в военных организациях уже существующими, созданными вне воинских частей ранее религиозными объединениями (создавать которые вновь нет необходимости), но на создание новых религиозных объединений в недрах самой воинской части, что может привести к смешению церковной и государственной (командирской) власти, т.е. нарушить конституционный принцип разделения властей (церковной и государственной).
Что касается отсутствия обязанности государства по удовлетворению потребностей воинов, связанных с их религиозными убеждениями и необходимостью религиозных обрядов, то это вполне разумно, поскольку в противном случае пришлось бы строить в каждой воинской части по множеству культовых сооружений, зависимости от состава верующих - православных, католических, протестантских, буддийских храмов, мечетей, синагог и т.п. Кроме того, пришлось бы постоянно освобождать от обязанностей военной службы или отпускать воинов в увольнения для участия в религиозных праздниках, совершения различных религиозных обрядов по правилам и установлениям той или иной религии, что нанесло бы вред военному делу. Вместе с тем, отказ государства удовлетворять религиозные потребности воинов нисколько не отрицает взаимодействия командования с религиозными организациями, а наоборот выдвигают его на первый план, поскольку такую обязанность призваны нести именно религиозные организации. Поэтому обязанность командования заключается в том, чтобы в случаях, когда это не вредит военному делу, не мешать воину реализовать свободу вероисповедания, а в случае, когда это приносит большую пользу военному делу, укрепляет воинский дух, повышает воинскую дисциплину, обороноспособность государства, всемерно способствовать деятельности таких религиозных организаций, решающих двуединую задачу (несущих благо не только воину, но и военной организации, военному делу). Именно таким религиозным организациям государство оказывает содействие и поддержку в их благотворительной для государства и воинов деятельности, а также в реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий.
Таким образом, приведенные выше конституционные нормы (ст.ст. 2, 28, 45), а также дополняющие их выше приведенные предписания законодательные нормы являются правовым фундаментом взаимодействия Армии и Церкви.
Третий - ведомственный. Воинские уставы середины XIX в. предлагали поддерживать в войсках религиозную веру как основу нравственности, здоровья, всех добродетелей и даже воинской доблести солдат, указывали стараться иметь при полках хороших, умных, кротких и человеколюбивых священников .
_________________________
Свод военных постановлений 1859 г. Ч.I, кн.I, ст. 428, прил.IX, отд.XI, п.115.
В 1890 г. была проведена реформа управления военного духовенства и вступило в силу впервые составленное Положение об управлении церквами и духовенством Военного и Морского ведомств , сборник правовых актов, регулирующих деятельность всего военно-духовного ведомства. Положение закрепило разрозненные документы и сложившуюся практику, хоть как-то определявшие правовой статус военного духовенства. По Положению, священники обязаны были совершать богослужения по назначенному от военного начальства времени и по соглашению с ним церковные таинства и требы, от согласия последних зависели и отпуска военных пастырей. Во время военных действий священники должны были находиться в безусловном повиновении военному начальству , а все возникающие между ними недоразумения и разногласия разрешались духовной властью. Особо была интересна 45 статья Положения: Священники ведомства Протопресвитера состоят в безусловном ему подчинении и обязываются исполнять все законные распоряжения непосредственного военного начальства . В Своде военных постановлений за 1838 г. было сказано несколько иначе: Полковые священники состоят сверх начальства военного в ведомстве обер-священника армии... .
_________________________
Положение об управлении церквами и духовенством Военного и морского ведомств. - СПб., 1890. - С. 11. Свод военных постановлений. 1838 г. Ч. III, кн. I, ст. 222.
В настоящее время назрела потребность в нормативном закреплении на общефедеральном уровне порядка такого взаимодействия, форм и средств его наиболее оптимального и эффективного осуществления в войсках и органах военного управления. Необходимость такого правового закрепления объективно существует, более того, отдельные попытки такого закрепления встречаются в ведомственных нормативных правовых актах и на эти правовые нормы уже можно смело опираться в организации сотрудничества командования с религиозными организациями. В частности, директивой Министра обороны Российской Федерации О совершенствовании работы по обеспечению безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации от 12 июля 1997 г. Д-10, отмечающей, что почти каждый третий случай людских потерь происходит вследствие самоубийств, была утверждена Концепция безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, в которой устанавливается, что морально-психологическое обеспечение безопасности военной службы командирам (начальникам) всех степеней следует осуществлять, в том числе и посредством взаимодействия с общественными и религиозными объединениями. В Положении о Главном управлении воспитательной работы Вооруженных Сил РФ (утв. приказом МО РФ 2005 г. 22) среди функций Главного управления воспитательной работы, в частности, указывается изучение, обобщение и распространение в войсках опыта духовно-нравственного воспитания военнослужащих (ст. 8 п. 19); обеспечение взаимодействия Министерства обороны с религиозными объединениями в интересах духовного воспитания и удовлетворения религиозных потребностей военнослужащих (ст. 8 п. 38).
Это пока только первые шаги, но и они уже наглядно показывают понимание командованием остроты проблемы и осознание помощи, которую может оказать при ее разрешении взаимодействие с религиозными организациями. Однако указанных правовых средств явно недостаточно, на что, в частности, также указывает и Главный военный прокурор в своем письменном обращении в адрес Святейшего Патриарха и Министра обороны, в котором он предлагает рассмотреть возможность принятия организационно-правовых норм, направленных на разработку и создание качественно новой нормативной базы, предусматривающей более активное участие священнослужителей в нравственном и патриотическом воспитании военнослужащих. Главная военная прокуратура готова оказать содействие в этой работе. Убежден в том, что такие меры будут способствовать оздоровлению морально-психологического климата в воинских коллективах Вооруженных Сил Российской Федерации .
_________________________
Победа, победившая мир. - 2005. - 7/35. - С. 3.
Как видно из выше изложенного, необходимо двигаться вперед в нормативном правовом закреплении наиболее полезных для военных организаций и воинов форм взаимодействия войск с религиозными организациями. Требуется до принятия соответствующих законодательных актов, в том числе и закона о военных священниках (что является длительным процессом), в ближайшее время издание универсального единого для всех силовых ведомств акта, устанавливающего порядок и формы осуществления сотрудничества военных организаций с религиозными и в первую очередь с Русской Православной Церковью.
Гарантом прав и свобод согласно ст. 80 Конституции Российской Федерации является Президент России, который определяет основные направления внутренней политики государства, поэтому представляется наиболее оптимальным издать Верховным Главнокомандующими - Президентом России в целях укрепления обороноспособности страны, реализации конституционных прав граждан и на основании, например, обращения Патриарха Московского и всея Руси указа о мерах по укреплению морально-психологического состояния, боевого духа и патриотического воспитания войск, реализации конституционных прав личного состава. В этом указе представляется целесообразным предусмотреть следующие вопросы.
1. Кратко обосновать необходимость взаимодействия с Русской Православной Церковью, учение которой в максимальной степени способствует укреплению обороны страны и приверженцами которого является большая часть (по сравнению с другими конфессиями) личного состава войск. В таком обосновании следует сослаться на исторический опыт сотрудничества (как дореволюционный, так и послеперестроечный периоды), повышение нравственных основ военной службы, культуры межличностных взаимоотношений военнослужащих, профилактику неуставных отношений и воинских преступлений, укрепление морального, воинского, боевого духа и воинской дисциплины, любви к своей Родине, беззаветной преданности своему народу, сплоченности и взаимовыручки, жертвенного отношения к военной службе, как наиболее высокой, почетной и ответственной формы служения своему народу и Отечеству, подавляющее превосходство (в процентном соотношении) среди личного состава лиц, относящих себя к православному вероисповеданию, предоставление возможности военнослужащим и гражданскому персоналу реализовывать свое конституционное право на свободу вероисповедания, а также право иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
2. Предусмотреть обязанность всех командиров и начальников военных организаций осуществлять взаимодействие с поместными церквями и священноначалием Русской Православной Церкви в указанных выше целях с учетом задач, стоящих перед органами военного управления и возможностями представителей Русской Православной Церкви на основании заключенных договоров, которые необходимо заключить (там, где они еще не заключены) в срок до 1.01.09 г.
3. В числе наиболее оптимальных форм сотрудничества установить индивидуальные и коллективные беседы священника с военнослужащими, гражданским персоналом на духовные, нравственные, психологические, религиозные, патриотические, исторические и т.п. темы (особое внимание, уделяя нарушителям воинской (трудовой) дисциплины), занятия (лекции, доклады, семинары, просмотры видеоматериалов и т.п. на указанные темы), вечера вопросов и ответов, встречи с авторитетными представителями духовенства, концерты (духовной музыки, песнопения и т.п.), экскурсии по объектам духовной культуры, местам боевой славы и др., паломнические поездки по святым местам и т.п., проведение богослужений (или предоставление возможности участия в них - по желанию военнослужащих, гражданского персонала, без ущерба для поддержания необходимого уровня боеготовности частей и подразделений), таинств, молебнов, панихид, совместных молитв и т.п.
4. Время для проведения указанных мероприятий планировать преимущественно в выходные и праздничные дни, а также не менее 2-х часов еженедельного служебного времени (преимущественно для злостных нарушителей воинской дисциплины, а также для военнослужащих по контракту, проживающих на большом удалении от места дислокации частей).
На основании такого указа Президента России командиры частей, руководители органов военного управления будут организовывать взаимодействие с местным духовенством, заключать с ними договоры о сотрудничестве, в соответствии с которыми будут совместно разрабатываться и утверждаться планы мероприятий на периоды обучения войск, а при издании командирами (начальниками) установочных приказов на соответствующий период обучения они уже на основании этих планов и условий, возможностей, оговоренных в договоре будут планировать конкретное время, место, категорию и численность личного состава, ответственных и т.п. для проведения соответствующих мероприятий в рамках такого взаимодействия с Русской Православной Церковью. Подобный порядок может быть закреплен приказами руководителей федеральных органов исполнительной власти, имеющих военизированные подразделения. Однако в любом случае его следует рассматривать как временный, подготовительный, предназначенный как переходный к введению штатных должностей военных священников в войсках.
Таким образом, путем нормативного правового закрепления такого порядка в войсках будет решаться двуединая задача: на системной, организованной основе повышаться нравственный, духовный потенциал, морально-психологическое состояние, боевой дух войск, а вместе с ним и правосознание, воинская дисциплина, боеготовность частей и подразделений, с одной стороны, а с другой - будут созданы благоприятные условия для реализации личным составом своих конституционных прав в религиозной области.
При этом не будет нарушаться и действующее законодательство, поскольку Русская Православная Церковь, используя свой богатейший опыт в этой области, будет оказывать содействие в укреплении обороноспособности страны и духовно окормлять воинов, большая часть которых и исповедуют православие. Другим конфессиям законом не запрещается идти по тому же пути и представлять руководству страны доказательства своего огромного вклада в укрепление обороны страны (как в историческом прошлом, так и на современном этапе ее организации), достаточного количества сил и средств для этого, востребованность этих средств и их пользу для военного дела, а также наличие большинства представителей этой конфессии в войсках или, по крайней мере, достаточно большого их количества. При наличии обоснованных и убедительных доводов, очевидно, руководителем страны может быть принят аналогичный указ и в отношении этой конфессии. В определенном смысле на это могут в той или иной степени рассчитывать, например, представители ислама.
Вместе с тем, необходимо проявлять при этом большую осторожность, в связи с угрозами, надвигающимися на Россию и с этой стороны. Как справедливо отмечает специалист в области сектоведения профессор А.Дворкин, надо помнить, что структуры сектанства, особенно американского, использует Центральное разведывательное управление. В частности, иеговисты, сайентологи, в меньшей степени - мармоны. И когда ты имеешь дело с иеговистом, сайентологом - это может оказаться офицер спецслужбы недружественной к нам страны. Сайентология - это сама по себе международная спецслужба, очень эффективная. Она делится информацией за ту крышу , которую ей предоставляет Госдепартамент. За это все ее организации освобождаются от налогов. Она наделена такими привилегиями в США, которые некому не снились. Так что нам нужно быть очень бдительными .
_________________________
Дворкин А. Нужно быть бдительными // Победа, победившая мир. - 2005. - 7/35. - С. 5.
Вместе с тем, как справедливо указывает командующий войсками Сибирского военного округа генерал армии Н.Е.Макаров: В нашем округе заметно возросло стремление молодежи к деструктивным культам+. В основном же господствуют среди молодежи идеи религиозного пацифизма. Их проповедуют иеговисты, адвентисты седьмого дня, кришнаиты .
_________________________
Макаров Н.Е. Основа боеспособности // Победа, победившая мир. - 2005. - 7/35. - С. 4.
Таким образом, сектантство, активно внедряемое в России ее врагами, позволяет решать двуединую задачу - проникновение спецслужб на военные объекты, подрыв мобресурсов и боевого духа армии и флота, т.е. обороноспособности России.
Еще в 1996 г. в Обращении Государственной Думы Федерального Собрания РФ К Президенту Российской Федерации об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье общества, семьи, граждан России прямо указывалось: В Российской Федерации в настоящее время действует большое количество новых религиозных организаций, в том числе деструктивных и жестко руководимых из-за рубежа. Только крупных насчитывается более полусотни, мелких же, к примеру, корейского происхождения, в Москве около восьмидесяти+ Работа некоторых так называемых религиозных организаций уподобляется действиям специальных служб. Особенно преуспела в этом американская Сайентологическая церковь . Ее проникновение зафиксировано на режимных предприятиях города Обнинска, на предприятиях военно-промышленного комплекса в различных регионах России+ . Уже в тридцати городах России действуют центры так называемой дианетики - вербовочные структуры Сайентологической церкви , которую германские государственные органы определили как криминальную коммерческую организацию с элементами психотеррора . Некоторые адепты Сайентологической церкви в Греции подозреваются в шпионаже+ Всего за четыре года после регистрации в России Общество свидетелей Иеговы покрыло сетью своих центров всю страну, организовав сотни общин в различных городах и областях. Через свой центр, построенный в курортном районе Солнечное под Санкт-Петербургом на территории бывшего пионерского лагеря, эти общины регулярно снабжаются журналами и другой литературой. В компьютерную базу данных этого центра приходит, а затем передается в город Бруклин (США) полная информация обо всех адептах Общества свидетелей Иеговы в нашей стране и о гражданах, проживающих на территории сферы влияния Общества .
Примечательно, что для решения вопросов, связанных с обеспечением религиозной безопасности, как указывается в Обращении, Государственная Дума Федерального Собрания РФ считает необходимым:
1. Выделить в Российской Федерации по примеру большинства государств Европы традиционные культурообразующие религии, являющиеся религиями большинства верующего населения.
2. Создать при Правительстве Российской Федерации на основе традиционных вероисповеданий полномочную межконфессиональную экспертную комиссию для официальной оценки воздействия на здоровье общества, семьи, граждан России религиозных организаций, вероисповеданий, учебных религиозных и религиоведческих программ.
3. Обеспечить профилактику вовлечения населения в деструктивные религиозные организации путем законодательного ограничения или запрещения их деятельности в связи с опасностью нанесения ими вреда здоровью граждан предусмотреть по примеру ряда государств процедуру информирования граждан при бракосочетании о деятельности деструктивных религиозных организаций; ввести в программы обучения в общеобразовательных учреждениях факультативные курсы лекций о деятельности некоторых религиозных организаций и профилактике их воздействия на здоровье общества, семьи, граждан России.
4. Разработать проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, предусматривающего уголовную ответственность за участие в запрещенных деструктивных религиозных организациях.
_________________________
СЗ РФ. - 6 января 1997. - 1. - Ст. 52.
Учитывая складывающиеся угрозы, а также и то, что за почти десятилетний срок вышеуказанные контрмеры правового характера так и не реализованы уполномоченными органами, командованию всех степеней необходимо учитывать в своей работе указанные духовные факторы, а также и то, что Русская Православная Церковь как раз и является той традиционной культурообразующей религией большинства верующего населения. Равные права перед законом имеют и другие конфессии, однако не равны их способности и значение этих конфессий в обеспечении обороны страны, потребности в их услугах воинов и самого государства, польза от такого сотрудничества для личного состава, военного дела. Именно это в первую очередь и должно учитываться руководством страны при решении вопроса об организации с ними сотрудничества. Справедливость данного положения хорошо подтверждается организацией и деятельностью военно-религиозных служб за рубежом.
Так, в ряде государств - бывших союзных республиках СССР - принимаются меры к юридическому урегулированию отношений в сфере реализации военнослужащими своего права на свободу вероисповедания. Например, в Эчмиадзине состоялось подписание Устава духовной службы Армянской Апостольской церкви в Вооруженных Силах Армении. Этот документ предусматривает ведение совместной работы по духовному и военно-патриотическому воспитанию военнослужащих. Выпускники духовной семинарии служат в качестве капелланов в рядах Вооруженных Сил Армении с 1997 г. К началу 2004 г. в армянской армии насчитывалось 20 военных священников при общей численности Вооруженных Сил Армении около 43 тыс. военнослужащих. Таким образом, на одного штатного военного священника в Армянской армии приходится в среднем чуть более 2 тыс. военнослужащих. При этом все военные священники принадлежат к одной конфессии.
_________________________
Горупай О. Устав духовной службы // Красная звезда. - 8 апреля 2004 г. - С. 3.
Четвертый, последний уровень правовых основ взаимодействия - договорной. Подписание 2 марта 1994 г. святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II и Министром обороны РФ генералом армии П.С.Грачевым Совместного заявления о взаимодействии между Русской Православной Церковью и Вооруженными Силами России открыло возможности и положило начало договорным отношениям в сотрудничестве военных и религиозных организаций по возрождению духовной мощи войск. В соответствии с его положениями был создан Координационный комитет по взаимодействию между Русской Православной Церковью и Вооруженными Силами и разработана Концепция взаимоотношений между органами военного управления и религиозными объединениями, а на Коллегии Министерства обороны в апреле того же года было принято решение ввести в войсках должности офицеров по связям с религиозными организациями.
_________________________
Победа, победившая мир. - 2003. - 11. - С. 7.
Необходимость изучения духовных законов, Закона Божия, Богословия в учебных заведениях, в войсках становится с каждым годом острее и насущнее ввиду идеологического вакуума, который заполняется негативными, деструктивными, тлетворными знаниями, разрушающими духовные основы и правосознание граждан (молодого поколения - будущих защитников Отечества, проходящих службу воинов, состоящих в запасе граждан - потенциальных защитников Отечества), а вместе с этим и всю систему обороны государства. На повестку дня со всей остротой встал вопрос о восстановлении утраченного после революции института военного духовенства, от решения которого во многом зависит будущее амии, обороны и государства.
Понятно, что одномоментное во всех органах военного управления и военных организациях до отдельного батальона или хотя бы полка включительно введение штатной должности военного священника не получится ввиду отсутствия необходимых ресурсов как материальных у силовых ведомств, так и человеческих у Русской Православной Церкви. Если даже исходить из расчета необходимости одного священника на одну тысячу военнослужащих, то и в этом случае потребуется ввести должности и подобрать на них свыше одной тысячи священнослужителей. Поэтому, по всей видимости, процесс этот должен идти постепенно, поэтапно.
На первом этапе представляется целесообразным ввести должности военных священников в штаты центрального аппарата Министерства обороны (других силовых ведомств), видов ВС и родов войск, округов и флотов, а также высших военно-учебных заведений.
На втором этапе, когда будут проведены соответствующие подготовительные мероприятия, охватить следующие низовые звенья органов военного управления - объединения и соединения, большие гарнизоны (в которых не дислоцируются соединения) и военкоматы субъектов федерации.
На третьем заключительном этапе внести соответствующие изменения в штаты и до отдельного батальона (полка).
Одновременно с введением должностей военных священников в войсках необходимо юридически закрепить их правовое положение, круг обязанностей, прав, ответственности, установить их подчиненность, при необходимости внести соответствующие дополнения в Устав внутренней службы ВС РФ, в котором предусмотреть должность военного священника в полку, его полномочия, круг вопросов, относящихся к его ведению, формы взаимодействия с органами воспитательной работы, помощниками командира по правовой работе и др.
Вывод: Существующее на сегодняшний день законодательство не только не препятствует, но способствует, обуславливает необходимость взаимодействия духовенства с органами военного управления по вопросам духовного окормления воинов, духовного возрождения Армии, в том числе и путем восстановления упраздненного революцией института военного духовенства с учетом современных реалий.