Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2008г. Выпуск 10 Актуальные вопросы военного управления и строительства


Титов А.В.*
_________________________
* Титов Андрей Владимирович - адъюнкт кафедры военной администрации,
     административного и финансового права Военного университета,
     старший лейтенант юстиции.


Актуальные вопросы нравственного измерения обязанностей военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации

     
     Обязанности содержатся в разных социальных институтах (религия, обычаи, этика и т. д.), однако в современном российском обществе преобладающее значение имеет регулирующее воздействие обязанностей, содержащихся в таких социальных институтах, как нравственность и право. Обязанности также имеются и у военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации, содержащиеся в нравственности.
_________________________
Рудаков А.А. Права и обязанности как парные категории: Дисс. ... канд. юрид. наук. - Красноярск, 2006. - С. 72.

    А.А. Рудаков прав, утверждая, что это обусловлено развитостью и распространённостью в обществе самих социальных институтов (конечно, нужно брать во внимание и такие сообщества людей, где приоритетными регуляторами общественных отношений являются религия (Ватикан) или обычаи (неразвитые страны Южной Африки) и т.п., однако в целом предпочтение в выборе средств регулирования отдаётся нравственности и праву) .
_________________________
См. там же. - С. 73.

    В морали, обязанность достаточно развитая категория. Стоит отметить, что немало научных работ посвящается исследованию категории обязанности применительно к морали как социальному институту. Первоначальные представления о сущности, содержании и значении обязанности были основаны на нравственности.
_________________________
Алексеев С.С. Теория права. - М.: Изд-во БЕК, 1995; Анискин А.А. Этика прав человека: Дисс. + канд. филос. наук. - СПб, 2005; Герваген Л.Л. Обязанности как основание права. - СПб., 1908; Головащенко Н.В. Мораль и право как нормативно-ценностные регуляторы поведения человека в условиях реформирования российского общества: социологический анализ: Дисс. + канд. юрид. наук. - Пятигорск, 2006; Гражданские права человека: современные проблемы теории и практики / Под. ред. проф. Ф.М. Рудинского. - М.: ТФ МИР , 2006; Грузов Ю.В. Взаимодействие права и морали в социальном регулировании: Дисс. + канд. филос. наук. - Иваново, 2005; Ильин И.А. О сильной власти / Наши задачи. Собрание сочинений: в 10 т. - М.: Русская книга, 1993; Сидоров В.А. Право на защиту чести и достоинства: соотношение права и морали: Дисс. + канд. юрид. наук. - М., 2003. Тер-Акопов А.А. Христианство. Государство. Право. К 2000-летию христианства: Монография. - М.: Изд-во МНЭПУ, 2000; Цыбулевская О.И. Нравственные основания современного российского права: Дисс. + докт. юрид. наук. - Саратов, 2004; Шидловская Т.Ю. Соотношение права и морали в правотворческом процессе: На примере Российской Федерации: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 2005; Эбзеев Б.С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности. - М.: Норма, 2007.

    Одним из первых крупных трудов, специально посвященных этому вопросу, думается, может считаться работа Цицерона Об обязанностях . В основе учения указанного политика и философа лежит представление о высшем благе (osmium bonum) как о нравственно-прекрасном. Всякое исследование об обязанности - двоякое; с одной стороны, оно ставит предел добра; с другой стороны, оно состоит в наставлениях, которыми мы могли бы во всем руководствоваться в повседневной жизни. Неисполнение обязанностей, т. е. противозаконие, происходит из-за того, что люди хотят достичь чего-то вопреки кому-то.
_________________________
Цицерон М.Т. Об обязанностях. - М., 1999. - С. 299. Цицерон М.Т. Указ. соч. - С. 305.

    Весьма важным для рассмотрения изучаемого нами вопроса является учение Гегеля о диалектике прав и обязанностей. В своей работе Философия права он развивает мысль о тождестве права и обязанности. Гегель пишет, что в качестве ограничения обязанность выступает только по отношению к абстрактной свободе . Гегель четко проводил мысль о взаимосвязи прав и обязанностей, который подчеркивал, что они соединены в одном и том же отношении+ коррелятивны. Обязанности по отношению к другим - это в первую очередь правовые обязанности, которые нужно соотносить со стремлением поступать справедливо .
_________________________
Гегель Г.В.Ф. Философия права. - М., 1990. - С. 203. Гегель. Соч. В 4-х т.- М., 1934. Т. 3.- С. 294.

    В некотором смысле идеям Гегеля созвучны мысли французского социолога и криминолога Габриеля Тарда. Последний писал: В наших глазах, как можно видеть, между Правом и Обязанностью нет того отношения симметричного взаимного расположения, какое в них хотели отыскать по образцу отношения между Должен и Имеет коммерсантов . Право, по его мнению представляет собою осадок обязанности .
_________________________
Тард Г. Социальная логика. - СПб., 1996. - С. 137. Тард Г. Указ. соч. - С. 139.

    Как видим, объективная необходимость обязанностей (естественных и юридических), их сочетания с правами подмечена давно. Она обусловлена стремлением к разумному порядку. Это парные и взаимозависимые категории, они корреспондируют друг другу.
    Русская философская и правовая мысль не стояла на месте, а развивалась под влиянием того же Цицерона, Гегеля и других философов. В частности, вопросу обязанности уделялось внимание в работах Б.Н. Чичерина, Н.М. Коркунова, И.В. Михайловского, Л.И. Петражицкого, И.А. Ильина и многих других.
_________________________
Чичерин Б.Н. Наука и религия. - М., 1879. - С. 123-160. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. - СПб., 1894. - С. 35-37. Михайловский И.В. Очерки философии права. В 2-х т. - Томск, 1914. Т. 1. - С. 31-36, 143-219. Петражицкий Л.И. Теория государства и права в связи с теорией нравственности. В 2-х т. - СПб., 1909. Т. 1. - С. 153-171.

    Так, Б.Н. Чичерин, опираясь на Канта, усматривал в обязанности подчинение частных стремлений сознанию общего закона. Он писал, что наконец, и право и нравственность, исходя из единого источника, из общежития как естественного определения человека, сочетаются в союзах, в которых отдельное лицо состоит членом. Здесь человек является вместе субъектом прав и обязанностей: как член союза он имеет права, как подчиненный член он имеет обязанности . Ещё B.C. Соловьёв писал, что право (то, что требуется юридическим законом), есть низший предел, или некоторый минимум, нравственности, равно для всех обязательный . Нравственные требования по существу являются не ограниченными (безмерными) и всеобъемлющими.
_________________________
Чичерин Б.Н. Там же. Соловьёв B.C. Право и нравственность // Власть и право. Из истории русской правовой мысли. - Л., 1990. - С. 108.

    Как элемент нравственности, обязанность безотносительна к определённому военнослужащему. Защита слабого, помощь немощному - забота всех и каждого. В этом контексте термин обязанность употребляют, чтобы оценить то или иное поведение с позиций вечных духовных общечеловеческих ценностей - свободы, справедливости, равенства. П.И. Новгородцев в своей книге Об общественном идеале пишет, что нравственный долг каждого - содействовать осуществлению идеи свободной солидарности всех , в которой свобода и равенство лиц сочетаются с всеобщностью их объединения.
_________________________
Новгородцев П.И. Об общественном идеале. - М., 1911. - С. 239.

    Основной (центральной) характеристикой обязанностей военнослужащих как элемента нравственности, на наш взгляд, является долженствование определённого поведения. Обращённое к субъекту нравственное требование, не предоставляет ему иных, отличных от этого требования, вариантов поведения. Ведь требования нравственности рассматриваются большинством в качестве положительных, полезных правил поведения.
     И, следовательно, отклониться от этого требования - значит, поступить безнравственно (отрицательно). Нравственное воспитание людей в том и состоит, чтобы привить каждому из них сознание своих обязанностей по отношению ко всем остальным .
_________________________
Плеханов Г.В. Избранные философские произведения: В 5-ти т. - М., 1957. Т. 3. - С. 678.

    Осуществление основанного на требованиях морали должного поведения обеспечивается как внутренними установками самого субъекта (чувство внутреннего долга), так и при помощи внешнего воздействия (обществом, отдельными индивидами их группами и т. д.).
    Возникновение у военнослужащего чувства внутреннего долга формируется в течение длительного времени положительным отношением к нравственному требованию. Реализация внутреннего долга предполагает претворение в жизнь ценностных абсолютов, которые не несут в себе негативного содержания. Вполне закономерно, что мотивация исполнения нравственной обязанности в большинстве случаев является положительной.
    Однако отсутствие чувства внутреннего долга исполнения нравственного требования не исключает претворения этого требования в жизнь, т. е. самого поведения, в рамках такого требования. Обязанность как элемент нравственности может исполняться при помощи внешнего воздействия.
     Так, например, военнослужащему, не оказавшему помощи инвалиду, упавшему на гололеде или, не пропустив его в очереди магазина, могут сделать замечание окружающие. В этом случае нравственное требование может быть исполнено под воздействием убеждения окружающих. Тем не менее, принудить военнослужащего к исполнению нравственного требования нельзя. Он сам решает, следует ли ему исполнять это требование или нет.
    Таким образом, обязанность военнослужащего Вооружённых Сил Российской Федерации в нравственном измерении может быть охарактеризована как определённое должное поведение, основанное на требованиях морали и обеспеченная внутренними установками обязанного субъекта.