Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2008г. Выпуск 10 Актуальные вопросы военного управления и строительства


Полянский Р.Н.*
_________________________
* Полянский Роман Николаевич - соискатель кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета.

О некоторых правах граждан при проведении военных сборов
в Вооруженных Силах Российской Федерации

     В соответствии со статьей 29 Всеобщей декларации прав человека, каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие личности.
_________________________
Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.).

    Российская Федерация, принимая на себя определенные обязательства по обеспечению юридических прав граждан Российской Федерации, по мнению диссертанта, имеет право устанавливать для них и юридические обязанности, требовать правомерного поведения в различных правоотношениях, в том числе связанных с организацией и проведением военных сборов с гражданами Российской Федерации, пребывающими в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации.
    По мнению А.В. Кудашкина, категории правовой возможности и правовой необходимости являются взаимосвязанными и взаимопроникающими. Поскольку, по его мнению, объективная необходимость не всегда субъективно осознается индивидом, поскольку это может привести к отступлению от требований правовой нормы.
_________________________
См.: Кудашкин А.В. Военная служба и военнослужащий в Российской Федерации: конституционно-правовое регулирование. М., 2001, - С. 224.

    Субъективные права и юридические обязанности неразрывно связаны между собой. Проблемы сочетания прав и обязанностей получили общетеоретическую разработку в трудах видных ученых: Н.В. Витрука, С.А. Комарова, Ю.Г. Ткаченко, В.А. Масленникова, Н.И. Матузова, В.М. Семененко, Д.А. Керимова, В.А. Патюлина, И.В. Ростовщикова и др.
_________________________
См.: Комаров С.А., Ростовщиков И.В. Личность. Права и свободы. Политическая система. - СПб.: Издательство Юридического института (Санкт-Петербург), 2001. См.: Ткаченко Ю.Г. Новая Конституция СССР о единстве прав и обязанностей советских граждан. - В кн.: Конституция СССР и правовое положение личности. М., 1979. См.: Масленников В.А. Юридические обязанности и ответственность личности. - В кн.: Права личности в социалистическом обществе. М., 1981. См.: Матузов Н.И., Семененко В.М. Некоторые теоретические вопросы единства прав и обязанностей граждан в свете Конституции СССР. //В кн.: Вопросы теории государства и права. - Саратов, 1980. См.: Керимов Д.А. Общая теория государства и права. Предмет. Структура. Функции. - М., 1977.

    Так, по мнению Д. А. Керимова, соразмерность, сбалансированность прав и обязанностей динамичны, подвижны, так же как те факторы и обстоятельства, которые определяют эволюцию правового статуса личности. Вышеуказанный вывод является весьма логичным и обоснованным. Действительно, развитие общества, расширение прав и свободы его членов, повышение ответственности личности требуют постоянного поиска наиболее рационального соотношения прав и обязанностей с точки зрения выявления оптимального сочетания общенародных, коллективных, групповых и личных интересов.
_________________________
См.: Там же. - С. 62.

    Проблема обеспечения единства субъективных прав и юридических обязанностей должностных лиц по организации и проведению военных сборов с гражданами Российской Федерации, пребывающими в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, заключается в том, что указанные должностные лица должны не только пользоваться правами, установленными для них законодательными органами государственной власти в период организации и проведения военных сборов, но и выполнять все возложенные на них юридические обязанности, и соблюдать относящиеся к ним запреты.
    При этом законодательство, регулирующее организацию и проведение военных сборов с гражданами Российской Федерации, пребывающими в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, по мнению диссертанта, получит свое дальнейшее развитие в том случае, если законодатель добьется соразмерного, сбалансированного, справедливого сочетания субъективных прав и юридических обязанностей должностных лиц, ответственных за организацию и проведение военных сборов.
     По мнению Г.В. Мальцева, юридическая обязанность - есть возможность человеческого поведения, опирающаяся на объективные закономерности общественного развития и выражающая их . Юридические запреты вызваны к жизни, как считает вышеуказанный автор, фактической возможностью нежелательных с точки зрения господствующего класса действий поступков.
_________________________
См.: Мальцев Г.В. Социалистическое право и свобода личности: (теоретические вопросы). -  М., 1968. - С. 29.

    С.Н. Братусь считает, что обязанность означает долженствование, необходимость поведения со стороны обязанного лица: иного выбора, кроме как осуществить это поведение, у обязанного лица нет .
_________________________
См.: Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. - М., 1950. - С. 11.

    Очень близкое по содержанию определение юридической обязанности дал С.Ф. Кечекьян: Правовая обязанность есть обусловленная содержащимся в нормах права требованием и обеспеченная государственным принуждением необходимость определенного поведения .
_________________________
См.: Кечекьян С.Ф. Правоотношения в социалистическом обществе. - М., 1958. - С. 60.

    Весьма интересное определение юридическим обязанностям дал Н.В. Витрук, сравнив их с коррелятами субъективных прав. По его мнению, юридические обязанности как корреляты субъективных прав удовлетворяют потребности личности в чужих действиях, служат специальным юридическим средством воздействия на других лиц с тем, чтобы вызвать к жизни такую их деятельность, в которой нуждается индивид при реализации его субъективного права. Действия обязанного лица в правоотношениях направлены, прежде всего, на удовлетворение интересов и целей индивида, обладающего соответствующим правом - коррелятом.
_________________________
См.: Витрук Н.В. Указ. Соч. - С. 144.

    С.А. Комаров определяет субъективную юридическую обязанность как вид и меру должного поведения участников правоотношения.
_________________________
См.: Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. 7-е изд. - СПб.: Питер, 2008. С. 328-329.

     Обобщение и анализ вышеуказанных мнений ученых позволяет определить юридическую обязанность, как часть правоотношения, представляющую собой предписанную обязанному лицу меру необходимого поведения, которой лицо должно неукоснительно следовать в соответствии с требованиями управомоченного в целях удовлетворения его интересов.
    Следует отметить, что в теории права юридические обязанности классифицируются в зависимости от того, являются ли они обязанностями совершать положительные действия, либо обязанностями, содержащими в себе требование воздержаться от совершения известных действий, на: позитивные и негативные ( запреты ).
    Так, например обязанности должностных лиц обеспечивающих химическую защиту в полку являются равно как позитивными, так и негативными.
_________________________
Приказ Министра обороны Российской Федерации от 28 декабря 2000 г. 612 О снятии грифа секретности с приказа Министра обороны 1989 года 0183 и Наставления по химическому обеспечению .

    Исследуем обязанности должностных лиц по организации и проведению военных сборов и контроля за ними, закрепленных в действующем законодательстве, с целью определения их полноты.
    Анализ Положения о проведении военных сборов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 года 333, позволяет констатировать, следующее:
    - в нем отсутствует раздел, который бы обобщал обязанности должностных лиц по организации и проведению военных сборов;
    - обязанности должностных лиц по организации и проведению военных сборов содержаться в различных его разделах. Так, например, в пункте 6 содержаться обязанности по организации проведения военных сборов, возлагаемые на федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
    В пункте 8 содержатся функции, возлагаемые на военные комиссариаты.
    Более полно обязанности должностных лиц по организации и проведению военных сборов с гражданами, пребывающими в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, изложены в Руководстве о порядке проведения военных сборов граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденном приказом Министра обороны РФ от 1 октября 1999 года 440.
    По нашему мнению, глава V  указанного Руководства о порядке проведения военных сборов граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, не требует детальной переработки, так как изложенные в ней нормы права в целом соответствуют постановлению Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 года 333.
     При этом представляется целесообразным внести изменения в абзацы первый и последний пункта 57 указанного Руководства о порядке проведения военных сборов граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, исключив из их содержания словосочетания: + тренировочных занятий ; + тренировочных занятиях .
    Рассмотрим обязанности  должностных лиц по организации и проведению военных сборов с гражданами, пребывающими в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации.
    Организация и проведение военных сборов граждан должны находиться под постоянным контролем заместителей Министра обороны, главнокомандующих и главных штабов видов Вооруженных Сил, командующих войсками и штабов Военных округов, командующих флотами, командующего и начальника штаба ВДВ, начальника штаба Тыла Вооруженных Сил, начальников главных и центральных управлений, командующих Московским округом ВВС и ПВО, армиями, флотилиями, командиров корпусов, соединений, органов по работе с личным составом и кадровых органов.
    Основной формой контроля должна быть проверка организации и, хода военных сборов непосредственно в воинских частях.
     В этих целях виды Вооруженных Сил, главные и центральные управления, штабы, управления, отделы, рода войск и службы военных округов, флотов, Московского округа ВВС и ПВО, объединений и соединений в соответствии с Инструкцией о порядке проведения проверок в Вооруженных Силах Российской Федерации планируют проведение проверок, определяя, когда и кем, в течение какого срока и в каких воинских частях они должны проводиться.
     Согласно требованиям указанной Инструкции при проверках мобилизационной, боевой и специальной подготовки и инспектировании войск (сил) организация, проведение и планирование военных сборов граждан проверяются в обязательном порядке, а результаты проверки отражаются в соответствующих актах.
    Итоги каждой проверки должны оформляться актом или письменным докладом начальнику, планировавшему проверку. При выявлении недостатков в планировании, организации и проведении военных сборов организуется контроль за устранением выявленных недостатков или повторная проверка.
    Штабы Военных  округов, флотов, Московского округа ВВС и ПВО, объединений осуществляют общее руководство и контроль за планированием, организацией и практическим проведением военных сборов с гражданами. Они отвечают за полное и качественное выполнение планов военных сборов, разработку мероприятий и предложений по совершенствованию организации и проведения военных сборов.
    Главное управление боевой подготовки Вооруженных Сил, органы боевой подготовки видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, ВДВ, Тыла Вооруженных Сил и объединении несут полную ответственность за организацию боевой и специальной подготовки граждан при проведении военных сборов, анализируют качество и обобщают результаты боевой и специальной подготовки граждан, отвечают за проведение боевого слаживания соединений, воинских частей и подразделений, обеспечение войск (сил) программами подготовки соответствующих категорий специалистов и соответствующей учебнойматериально-технической базой, а также обобщение и распространение передового опыта боевой и специальной подготовки, разработку мероприятий и предложений по совершенствованию учебных программ подготовки граждан на военных сборах.
    Для проверки качества проведения занятий и оказания необходимой помощи командирами штабам, проводящим сборы, могут привлекаться необходимые специалисты из других воинских частей по распоряжению соответствующих командиров (начальников).
    Непосредственное руководство и контроль за проведением учебных сборов по подчиненным воинским частям осуществляют соответствующие командиры (начальники).
    Они обязаны:
    - проверять готовность конкретных штабов (служб) к проведению учебных сборов принимать меры по их полному материальному, техническому и финансовому обеспечению;
     - оказывать всестороннюю помощь командирам воинских частей в организации подготовки и проведения учебных сборов, проводить с ними показные и инструкторско-методические занятия по наиболее сложным вопросам, отрабатываемым в ходе учебных сборов;
    - обобщать и распространять передовой опыт боевой подготовки;
    - разрабатывать мероприятия и предложения по совершенствованию учебных программ подготовки граждан на учебных сборах, участвовать в разработке военными комиссариатами плана накопления людских мобилизационных ресурсов, подготовленных по военно-учетным специальностям, в районах комплектования войск.
    Командиры воинских частей несут ответственность:
    - за организацию и качество боевой, специальной и общественно-государственной подготовки граждан;
    - за боевое слаживание подразделений;
    - за своевременное и полное материальное, техническое и финансовое обеспечение военных сборов;
    - за качество отбора граждан на военные сборы;
    -за организацию приема и отправки граждан с военных сборов к месту жительства (работы, учебы);
    - за своевременную выплату гражданам денежного содержания за время прохождения военных сборов, а также командировочных расходов за время нахождения в пути к месту проведения военных сборов и обратно;
    - за организацию и обеспечение сохранности секретных документов, военной техники, вооружения и других материальных средств;
    - за своевременное доведение до граждан, прибывших на военные сборы, требований по сохранности государственной тайны, хранению и обращению с секретными документами, вооружением и военной техникой, о порядке ведения личной переписки;
    - за обеспечение мер безопасности.
    Военные комиссары несут ответственность:
    - за качество отбора граждан на военные сборы;
    - за своевременное оповещение, призыв, отправку и прибытие граждан к месту проведения военных сборов, полное выполнение заявок воинских частей;
    - за отправку на военные сборы граждан, отвечающих установленным требованиям для прохождения военной службы;
     - за организацию и своевременное медицинское освидетельствование граждан, подлежащих призыву на военные сборы;
     - за достоверность выдаваемых справок о фактическом времени пребывания граждан на военных сборах и внесения записей в документы воинского учета о прохождении военных сборов, об изменении (присвоении) военно-учетной специальности (воинской/должности);
    - за оплату в установленные сроки счетов, выставляемых организациями после исполнения гражданами воинской обязанности, выплату заработка гражданам, временно не работающим или занимающимся индивидуальной трудовой деятельностью, и оплату командировочных расходов гражданам при исполнении ими воинской обязанности без оформления призыва.
    В соответствии с годовым планом проведения учебных сборов командиры воинских частей обязаны:
_________________________
См.: Приложение 7 к Руководству о порядке проведения военных сборов граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации.

    а) не позднее, чем за месяц до начала учебных сборов разработать и утвердить план про ведения учебных сборов с расчетом часов и с указанием, тем по предметам обучения на каждую неделю, расхода моторесурсов, боеприпасов и других материально-технических средств; порядок финансового обеспечения; после утверждения у вышестоящего начальника плана проведения учебных сборов издать организационный приказ по его проведению;
    б) не позднее, чем за один месяц до начала учебных сборов представить соответствующим командирам (начальникам) по подчиненности заявки на недостающие вооружение, военную технику, боеприпасы и другие материальные средства, необходимые для полного обеспечения учебных сборов, а военным комиссариатам субъектов Российской Федерации - заявки на отбор граждан и организовать в комплектующих военных комиссариатах отбор и изучение привлекаемых на учебные сборы граждан.
    В эти же сроки утвердить методические разработки для проведения групповых упражнений по тактической и тактико-специальной подготовке и конспекты занятий.
    За неделю до начала учебных сборов в соответствии с планом боевой подготовки составить и утвердить расписание занятий на первую неделю учебных сборов.
    На учебные сборы по обслуживанию техники НЗ разрабатывается, кроме того, план ее обслуживания;
    в) за три-пять дней до начала учебных сборов провести инструкторско-методические занятия с военнослужащими, назначенными для обучения привлекаемых на учебные сборы граждан;
    г) выделить необходимое количество вооружения, военной техники,
    учебных и наглядных пособий;
     д) заблаговременно подготовить места размещения для граждан, необходимое количество обмундирования, обуви и другого имущества;
     е) организовать прием и хранение личных вещей граждан, прибывших на военные сборы, предусмотрев выдачу им квитанций установленного образца;
     ж) своевременно представлять в штабы военных округов, главные и центральные управления сведения по подготовке и проведению учебных сборов и тренировочных занятий для сбора, обобщения и анализа данных в соответствии с требованиями Руководства о порядке проведения военных сборов граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации.
     По окончании военных сборов командиры и штабы воинских частей обязаны:
     а) на офицеров запаса, прошедших учебные сборы по подготовке по военно-учетным специальностям, а также на граждан, прошедших обучение по программе подготовки офицеров запаса, составить характеристики, в которых отразить степень освоения учебной программы учебных сборов, отношение к изучению военно-учетной специальности и проявленные моральные и деловые качества, воинскую должность, на которую может быть назначен гражданин в военное время, какое вооружение и военную технику изучал, военно-учетную специальность, по которой следует его учитывать (в том случае, если гражданин проходил переподготовку по новой военно-учетной специальности), и вывод о возможности присвоения очередного (первого) офицерского звания в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года 1237 (с последующими изменениями и дополнениями) (с составленной характеристикой граждане должны быть ознакомлены под расписку в ней);
    сделать запись о. прохождении военных сборов в документах воинского учета граждан, пребывающих в запасе и имеющих офицерские воинские звания, - в личном деле, в послужной карте и военном билете с указанием продолжительности и вида военных сборов, заверив ее подписью командира (начальника штаба) с приложением печати воинской части;
    б) на прапорщиков и мичманов, сержантов и старшин, солдат и матросов запаса, успешно прошедших учебные сборы и получивших необходимую подготовку на соответствующих воинских должностях (независимо от сроков военных сборов), составить именные списки, указав в них вид и продолжительность учебных сборов, номера (коды) военно-учетных специальностей и коды воинских должностей, вид вооружения и военной техники, по которым целесообразно учитывать и использовать их в дальнейшем, дату приведения к Военной присяге граждан, ранее ее не принимавших (состоящих на воинском учете, но не проходивших военную службу), и в 10-дневный срок направить эти списки в комплектующие военные комиссариаты районов (городов);
     в) офицерам, прапорщикам и мичманам, сержантам и старшинам, солдатам и матросам запаса, успешно сдавшим по завершении учебных сборов согласно про граммам боевой и специальной подготовки зачеты, сделать запись о Возможности присвоения очередного воинского звания в документах воинского учета: в личном деле, военном билете и послужной карте офицера запаса, в военном билете прапорщика и мичмана, сержанта и старшины, солдата и матроса запаса;
     г) проверить наличие секретных материалов, вооружения и военной техники, отдельных узлов, блоков и деталей к ним, использовавшихся на сборах;
    д) провести организованную постановку Вооружения и военной техники на длительное хранение и закладку в НЗ материальных средств, вместо израсходованных в период военных сборов;
    е) в торжественной обстановке провести организованную отправку граждан из воинских частей к месту жительства;
    ж) личные дела и характеристики на офицеров запаса и именные списки на прапорщиков, (мичманов), сержантов (старшин) и солдат (матросов) запаса, прошедших военные сборы, в 10-дневный срок выслать в военные комиссариаты по месту воинского учета граждан;
    з) с получением приписных карт из военных комиссариатов районов (городов) на граждан, прошедших военные сборы, внести соответствующие изменения  в документы плана комплектования, уточнить качество укомплектованности воинской части.
    По окончании военных сборов военные комиссары района (города) обязаны:
    а) с получением именных списков и личных дел на граждан, прошедших учебные сборы, и получивших необходимую подготовку, приписать их в 15-дневный срок к соответствующим формированиям, уточнить качественную характеристику и результаты улучшения их укомплектованности.
     Внести необходимые изменения в документы воинского учета и в месячный срок выслать, в комплектуемые воинские части приписные карты;
    гражданину, успешно сдавшему во время учебных сборов зачеты и приписанному в воинскую часть на должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присвоенное гражданину, могут  присвоить очередное воинское звание или представить в установленном порядке документы к присвоению очередного воинского звания согласно положению о порядке прохождения военной службы;
    б) с получением именных списков и личных дел на граждан, прошедших проверочные сборы, в 15-ти дневный срок внести соответствующие отметки в документы воинского учета.

     Таким образом, представляется возможным сделать следующие выводы:
    1. Проблема обеспечения единства субъективных прав и юридических обязанностей должностных лиц за организацию и проведение военных сборов с гражданами Российской Федерации, пребывающими в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, заключается в том, что указанные должностные лица должны не только пользоваться правами, установленными для них законодательными органами государственной власти в период организации и проведения военных сборов, но и выполнять все возложенные на них юридические обязанности, и соблюдать относящиеся к ним запреты.

     2. Законодательство, регулирующее организацию и проведение военных сборов с гражданами Российской Федерации, пребывающими в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, по мнению диссертанта, получит свое дальнейшее развитие в том случае, если законодатель добьется соразмерного, сбалансированного, справедливого сочетания субъективных прав и юридических обязанностей должностных лиц, ответственных за организацию и проведение военных сборов.
    3. Юридическую обязанность следует понимать как часть правоотношения, представляющую собой предписанную обязанному лицу меру необходимого поведения, которой лицо должно неукоснительно следовать в соответствии с требованиями управомоченного в целях удовлетворения его интересов.
    4. Анализ Положения о проведении военных сборов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 года 333, позволяет констатировать, что:
    - в нем отсутствует раздел, который бы обобщал обязанности должностных лиц по организации и проведению военных сборов;
    - обязанности должностных лиц по организации и проведению военных сборов содержаться в различных его разделах. Так, например, в пункте 6 содержаться обязанности по организации проведения военных сборов, возлагаемые на федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
    5. Представляется, что в главу V  Руководства о порядке проведения военных сборов граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 1 октября 1999 года 440, целесообразно внести изменения в абзацы первый и последний пункта 57, исключив из них словосочетания: + тренировочных занятий ; + тренировочных занятиях .