АВ 2008г. Выпуск 10 Актуальные вопросы военного управления и строительства
Паталаха Я.Ю.*
_________________________
* Паталаха Ярослав Юрьевич - адъюнкт кафедры военной администрации,
административного и финансового права Военного университета,
старший лейтенант юстиции.
Основные проблемы в вопросе воинского звания
как элемента правового статуса военнослужащего
Военная служба, как вид государственной службы, главным образом характеризуется динамичностью, которая проявляется в том, что в ходе реформирования военной организации государства появляются новые требования к ней. К таковым можно отнести совершенствование института воинского звания, порядка его присвоения, снижения и лишения.
В соответствии с п. 2 ст. 47 Федерального закона О воинской обязанности и военной службе очередное воинское звание присваивается военнослужащему в день истечения срока его военной службы в предыдущем воинском звании, если он занимает воинскую должность (должность), для которой штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему. В соответствии со ст. 34 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации старшинство определяется воинскими званиями военнослужащих. Статья 33 данного Устава определяет, какие категории военнослужащих могут быть начальниками в отношении иных категорий военнослужащих. Очевидна закономерность: чем выше категория военнослужащих, тем большее количество иных военнослужащих являются их подчиненными по воинскому званию. Военнослужащий, получая очередное воинское звание и переходя в связи с этим в более высокую категорию, приобретает большие властные полномочия, в том числе и дисциплинарные. Таким образом, при ожидании военнослужащим очередного воинского звания, у него вырабатывается определенный стимул к добросовестному исполнению своих должностных обязанностей.
Разработкой данного вопроса занимались многие ученые советского и современного периодов, исследовавшие проблемы института воинского звания, порядок его присвоения, снижения и лишения: Артамонов Н.В., Ахметшин Х.М., Вахидов А.Т., Добровольский А.М., Калинин А.Е., Колибаба Г.Н., Корякин В.М., Кудашкин А.В., Лобов Я.В., Овсянко Д.М., Тюрин А.И., Фатеев К.В., Шарапов С.Н. и другие авторы.
Воинские звания присваиваются военнослужащим персонально и обеспечивают ясность и четкость во взаимоотношениях и субординации военнослужащих, т.е. обеспечивают отношения власти и подчинения, отражают служебный стаж, заслуги и служебное положение военнослужащего. Назначение воинского звания заключается также в том, чтобы при отсутствии отношений подчиненности и старшинства по должности урегулировать вопросы подчиненности как в повседневной, так и в боевой обстановке. Подчинение военнослужащих по воинскому званию служит важным средством поддержания и укрепления воинской дисциплины, организованности и порядка. Воинские звания оказывают также существенное влияние на условия и порядок прохождения службы разными категориями военнослужащих, на объем их служебных и личных прав.
В средствах массовой информации высказывалось мнение по поводу необходимости сокращения (либо снижения категории) воинских должностей профессорско-преподавательского состава гражданских вузов: Создаются неравные условия прохождения службы офицеров в частях постоянной готовности и на военных кафедрах, в военных училищах. Один может спокойно, в тепличных условиях кафедры или училища дослужиться до полковника, а другому для получения следующего воинского звания необходимо все время пахать : выполнять поставленные вышестоящим командованием задачи, поддерживать в готовности боевую технику, соблюдать дисциплину в подчиненном подразделении, меры безопасности, не допускать травмы, увечья, гибель личного состава. И, может быть, только тогда войсковой офицер получит следующее звание .
_________________________
Перчун А.В. Российской армии есть кого сокращать. Полковников в десятки раз больше, чем воинских частей // Независимое военное обозрение. 2005. 14 января.
По мнению Тюрина А.И., реализация такого предложения нарушит систему преемственности педагогических кадров, так как осознание возможности получить высокие воинские звания старших офицеров на педагогической работе изначально предполагалось как средство, стимулирующее переход опытных войсковых командиров с командной должности на преподавательскую. Кроме того, необходимо иметь в виду, что принятие решения о понижении на одну ступень штатно-должностных категорий профессорско-преподавательского состава военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации по оценкам экспертов, в ближайшей перспективе + приведет к окончательной потере научно-педагогического потенциала многих вузов Минобороны России .
_________________________
Сулейманов С. Высшая военная школа утрачивает кадры. Треть преподавательского состава подала рапорты об увольнении с действительной службы // Независимое военное обозрение. 2001. 12 июля.
Лишение лица воинского звания возможно только в случае признания факта дискредитации лицом, совершившим тяжкое или особо тяжкое преступление, перед обществом и государством имеющегося у него воинского звания.
Дисциплинарное взыскание - снижение в воинском звании сержантов и старшин, в том числе и с переводом их на низшую должность, - применяется в отношении военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и объявляется в приказе командира (начальника), имеющего соответствующую дисциплинарную власть. Военнослужащему, на которого наложено дисциплинарное взыскание - снижение в воинском звании на одну ступень, при объявлении взыскания определяется время для замены соответствующих знаков различия. Запрещаются срывание погон, срезание нашивок и другие действия, унижающие личность военнослужащего.
Актуальность данного вопроса связана с тем, что институт воинского звания является элементом прохождения военной службы, юридическим фактом. Институт воинского звания является одним из наиболее важных составных частей правового статуса военнослужащего.
От надлежащего правового регулирования данного вопроса зависит комплектование Вооруженных Сил военнослужащими; качество исполнения военнослужащими обязанностей военной службы; боеспособность и боеготовность воинских частей и подразделений в целом.
Важным вопросом является соотношение воинского звания и воинской должности, как они взаимосвязаны, какой существует подход к определению воинского звания военнослужащим для занятия определенных должностей. Помимо этого, важным аспектом исследования предстает соотношение понятия воинского звания и объема обязанностей, возлагаемых на военнослужащих, состоящих в определенных воинских званиях, ведь известно, что чем выше воинское звание, тем большая ответственность и, соответственно, больший объем обязанностей накладывается на них. Интерес вызывает также критерий зависимости воинского звания от совокупности прав, обязанностей и ответственности военнослужащего.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации О внесении изменений в Положение о порядке прохождении военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года 1237 от 19 марта 2007 года 364 ст.ст. 21 и 22 Положения о порядке прохождения военной службы были изменены. Сроки службы в воинских званиях для офицеров были увеличены на один год. Сразу возникает вопрос, из каких принципов исходили органы власти, принимая подобные поправки. Видимо, в первую очередь из экономических принципов, желая увеличить стимулы в первую очередь тех военнослужащих к исполнению ими своих обязанностей, которые реально служат, достойно исполняя свой долг, а не служат только для получения очередного звания.
Также не совсем понятно, почему Положением о порядке прохождения военной службы в целях стимулирования научной работы в Министерстве обороны Российской Федерации не предусмотрена возможность присвоения воинского звания на ступень выше предусмотренного штатом при наличии ученой степени (ученого звания), хотя подобного рода стимулирующее правовое средство существует в иных видах государственной службы, в частности, в таможенных органах, в милиции, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
По-моему мнению, не является правильным уравнительный подход к присвоению очередных воинских званий. Воинские звания присваиваются всем военнослужащим в день истечения срока службы в предыдущем звании, не учитывая, как военнослужащий исполнял свои обязанности. Таким образом, в один и тот же срок получают очередные воинские звания военнослужащие, добросовестно исполняющие свои обязанности и военнослужащие, не исполняющие их должным образом. Автор считает, что уравнительный подход в присвоении воинских званий нуждается в безусловном реформировании.
Согласно Федеральному закону от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ О системе государственной службы Российской Федерации (ред. от 01 декабря 2007 г.) военная служба является видом государственной федеральной службы. В связи с этим предстает актуальным сравнительный анализ соотношения воинских званий военнослужащих и классных чинов государственных служащих. При этом правовое положение гражданских государственных служащих и военнослужащих разнится. Ведь почему при переходе военнослужащего с военной службы на государственную гражданскую службу, не учитывается его выслуга в Вооруженных Силах. Поэтому необходимо уравнять всю систему государственной службы, сделав ее одинаковой для всех служащих.
До настоящего времени не предпринималось попыток отдельного военно-правового исследования сущности института воинского звания. При этом все названные вопросы требуют тщательного изучения и осмысления. Несомненно, что деятельность по совершенствованию законодательства в данной области станет более плодотворной, если она будет осуществляться на научной основе.
_________________________
См., подроб.: Щукин В.В. Правовые и организационные основы системы государственной службы в Российской Федерации: Дис. + канд.юрид.наук. - М.: ИГП РАН, 2006.
Реформирование системы воинских званий предполагает решение следующих задач:
изучение действующего законодательства Российской Федерации о сущности, содержании и механизме института воинского звания, о порядке присвоения, снижения и лишения воинских званий военнослужащих;
рассмотрение полномочий органов государственной власти, должностных лиц и органов военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации в области присвоения, снижения и лишения воинских званий военнослужащих;
исследование особенностей института воинского звания военнослужащих, их сравнительная характеристика с особенностями института воинского звания, присущими другим государствам;
изучение правоприменительной практики в рассматриваемой сфере;
осуществление анализа основных тенденций и направлений развития законодательства в области изучения института воинских званий военнослужащих в современный период;
определение исходных теоретических положений, раскрывающих понятие института воинского звания, порядка его присвоения, снижения и лишения;
особенности присвоения, снижения и лишения воинских званий различных категорий военнослужащих;
сравнительный анализ института воинского звания военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации и в зарубежных государствах;
выявление противоречий нормативных правовых актов, регулирующих институт воинских званий военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации;
разработка научно-практических рекомендаций по совершенствованию законодательства в области изучения института воинского звания военнослужащих.
Теоретическая значимость данного вопроса определяется разработкой обладающих определенной научной новизной положений, выводов и практических рекомендаций, включающих определение понятий: воинское звание , присвоение , снижение , лишение , исследование законодательно закрепленного механизма их установления, выявление и анализ функций органов государственной власти Российской Федерации, органов военного управления в данной области правового регулирования с точки зрения их полноты, согласованности и эффективности.