Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2008г. Выпуск 10 Актуальные вопросы военного управления и строительства


Закиров Р.А.*
_________________________
* Закиров Руслан Александрович - адъюнкт кафедры военной администрации,
     административного и финансового права Военного университета, старший лейтенант юстиции.


О некоторых проблемах связанных с исчислением продолжительности военной службы военнослужащих, участвующих (участвовавших) в основных формах применения Вооруженных Сил Российской Федерации

     При определении льготной выслуги лет военнослужащих с целью реализации их социальных гарантий возникает множество вопросов различного характера, начиная от определения моментов начала и окончания льготной выслуги лет во время участия военнослужащих в различных мероприятиях, и заканчивая вопросами, связанными с документальным подтверждением периодов их участия в соответствующих мероприятиях.
    Согласно п. 15 Военной доктрины Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 г. 706, основными формами применения Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск являются:
    а) стратегические операции, операции и боевые действия - в крупномасштабной и региональных войнах;
    б) операции и боевые действия - в локальных войнах и международных вооруженных конфликтах;
    в) совместные специальные операции - во внутренних вооруженных конфликтах;
    г) контртеррористические операции - при участии в борьбе с терроризмом в соответствии с федеральным законодательством;
    д) миротворческие операции.
    уяснению вопросов, связанных с исчислением льготной выслуги лет военнослужащих в периоды их участия в указанных мероприятиях, посвящена настоящая статья.

     

Согласно п. 5 ст. 3 Федерального закона О противодействии терроризму от 6 марта 2006 г. 35-ФЗ контртеррористическая операция представляет собой комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.
    В связи со спецификой выполняемых задач и особым характером обязанностей, возлагаемых на военнослужащих во время осуществления контртеррористических мероприятий, им предоставляются социальные гарантии и компенсации. Одной из таких мер социальной защиты является льготное исчисление выслуги лет на военной службе в период выполнения военнослужащими задач во время осуществления конттеррористических мероприятий.
    Так согласно ст. 23 указанного Федерального закона военнослужащим, проходящим (проходившим) службу в подразделениях, непосредственно осуществляющих (осуществлявших) борьбу с терроризмом, в выслугу лет для назначения пенсий один день службы засчитывается за полтора дня, а время непосредственного участия в контртеррористических операциях - из расчета один день службы за три дня.
    Периоды непосредственного участия военнослужащих в  для льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсий устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В соответствии с постановлением Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. 941 О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации в выслугу лет для назначения пенсий уволенным с военной службы военнослужащим на льготных условиях засчитывается:
    а) один день службы за три дня:
     - время непосредственного участия в контртеррористической операции. Зачет осуществляется на основании приказов, издаваемых командирами воинских частей, военнослужащие которых привлекались для проведения контртеррористической операции, и утвержденных руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией не ранее 3 августа 1998 г. или утвержденных руководителем контртеррористической операции не ранее 10 марта 2006 г.;
    - время непрерывного нахождения на лечении в госпиталях и других лечебных учреждениях в случае получения ранения, контузии, увечья или заболевания в связи с непосредственным участием в контртеррористической операции.
    б) один день службы за полтора дня:
    - время военной службы в подразделениях, непосредственно осуществляющих (осуществлявших) борьбу с терроризмом, но не ранее чем с 3 августа 1998 г. по перечням и на условиях, которые определяются соответственно руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором военнослужащий проходил военную службу;
    - время военной службы в подразделениях, включенных в состав группировки сил и средств для проведения контртеррористической операции. Зачет осуществляется на основании решений (приказов) руководителя оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией, принятых не ранее 3 августа 1998 г., решений (приказов) руководителя контртеррористической операции, принятых не ранее 10 марта 2006 г.;
    - время непрерывного нахождения на лечении в госпиталях и других лечебных учреждениях в случае получения ранения, контузии, увечья или заболевания в связи с привлечением к участию в этой операции.
    Следует отметить, что относительно льготного исчисления выслуги лет военнослужащих участвующих в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, законодателем применен несколько иной подход.     
Так, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. 65 периоды прохождения военной службы во время выполнения задач в контртеррористических мероприятиях засчитываются военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в следующих соотношениях:
    а) 1 месяц военной службы за 1,5 месяца;
    в) время непосредственного участия в составе специальных сил и сил Объединенной группировки в контртеррористических операциях из расчета 1 месяц военной службы за 3 месяца. При этом периоды (время) непосредственного участия военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 2 августа 2006 г. - руководителем контртеррористической операции.
    Таким образом, по общему правилу, военнослужащим, проходящим (проходившим) службу в подразделениях, непосредственно осуществляющих (осуществлявших) борьбу с терроризмом, в выслугу лет для назначения пенсий один день службы засчитывается за полтора дня, а время непосредственного участия в контртеррористических операциях - из расчета один день службы за три дня. В то же время военнослужащим, участвующим (участвовавшим) в контртеррористических операциях и обеспечивающим (обеспечивавшим) правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, проходящим (проходившим) службу в подразделениях, непосредственно осуществляющих (осуществлявших) борьбу с терроризмом, в выслугу лет (для назначения пенсий) один месяц службы в указанных подразделениях засчитывается за полтора месяца, а время непосредственного участия в контртеррористических операциях - из расчета один месяц службы за три месяца. То есть в первом случае за единицу подсчета льготной выслуги лет берется один день участия военнослужащего в контртеррористических операциях, а во втором случае - один месяц участия в указанных операциях
    В связи с этим возникает вопрос: следует ли расценивать указанное различие в порядке исчисления продолжительности периодов прохождения военной службы во время выполнения задач в контртеррористических мероприятиях на льготных условиях, как противоречие между постановлением Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. 941 и постановлением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. 65?
    Исследовав указанные нормативные правовые акты, полагаем, что постановление Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. 941 содержит общие правила исчисления льготной выслуги лет, а постановление Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. 65 регулирует частный случай применительно к Северо-Кавказскому региону Российской Федерации.
    Теперь представим себе ситуацию, что военнослужащий выполнял задачи в контреррористических мероприятиях на Северном Кавказе менее месяца (например, был командирован на пару недель в воинскую часть, дислоцированную на территории Чеченской Республики). Возникает вопрос: какую льготную выслугу будет иметь данный военнослужащий? Ведь согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. 65 периоды выполнения задач в контртррористических операциях засчитываются на льготных условиях в месяцах. Следует ли понимать это так, что если военнослужащий принимал участие в контртеррористической операции менее месяца, то срок его службы за этот период не будет исчисляться на льготных условиях? Или же следует исчислять соответствующую льготную выслугу пропорционально времени участия в контртеррористической операции? Этот вопрос, к сожалению, нормативно не урегулирован. Ни в постановлении Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. 65, ни в других нормативных правовых актах ответа на вопрос о том, как следует поступать в данной ситуации, не содержится.
    Данный вопрос требует своего нормативного урегулирования.    
 Вооруженный конфликт международного характера - вооруженное столкновение без перехода в состояние войны между двумя или несколькими сторонами, обладающими международной правосубъектностью, а именно между вооруженными силами: а) суверенных государств; б) национально-освободительного движения и метрополии; в) восставшей или воюющей стороны (признанной в этом качестве) и соответствующего государства.
_________________________
См.: Военно-юридический энциклопедический словарь. М., 2008. С. 104.


     Вооруженный конфликт немеждународного характера - вооруженное столкновение между двумя сторонами, одна из которых обладает международной правосубъектностью, а именно между вооруженными силами государства или отдельными их частями (группировка, контингент, группа, объединение и др.) и антиправительственными организованными вооруженными группами, происходящее на территории одного государства.
_________________________
См.: Там же.
        
 Согласно ст. 1 Федерального конституционного закона О чрезвычайном положении от 30 мая 2001 г. 3-ФКЗ чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и указанным Федеральным конституционным законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей. В Большом Энциклопедическом словаре под чрезвычайным положением понимается режим, вводимый в стране (ее регионе) при особых обстоятельствах в порядке, предусмотренном Конституцией и (или) специальным законом о режиме чрезвычайного положения. Как правило, режим чрезвычайного положения связан с определенными ограничениями компетенции местных органов власти, а также прав граждан. В Российской Федерации чрезвычайное положение может быть введено Президентом Российской Федерации с незамедлительным сообщением об этом палатам Федерального Собрания, которые утверждают соответствующий указ Президента.
_________________________
См.: Большой энциклопедический словарь. М., 2008.


     Одной из мер социальной защиты военнослужащих, выполняющих задачи в условиях вооруженного конфликта и чрезвычайного положения является льготное исчислении выслуги лет на пенсию. Основным законодательным актом, регулирующим данный вопрос, является Закон Российской Федерации О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах от 21 января 1993 г. 4328-1, ст. 2 которого установлено, что военнослужащим, выполняющим (выполнявшим) задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, время выполнения этих задач засчитывается в выслугу на льготных условиях.
    Указанная норма конкретизирована в постановлении Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. 941, согласно которому в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим засчитывается на льготных условиях:
    а) один месяц службы за три месяца:
    - при выполнении задач по поддержанию правопорядка, охране и обороне важных государственных объектов на территории Республики Таджикистан в условиях военного конфликта - за время выполнения задач на указанной территории в период с 28 сентября по 28 ноября 1992 г., а также при выполнении в Республике Таджикистан после 5 февраля 1993 г. задач по охране конституционных прав граждан в районах чрезвычайного положения;
    - в составе объединенных сил, приданных Временной администрации в Северо-Осетинской ССР и Ингушской Республике, в том числе лицам, направлявшимся для руководства и обеспечения деятельности этих объединенных сил, - за время выполнения задачи по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка в зоне чрезвычайного положения, но не ранее чем со 2 ноября 1992 г.;
    - в составе смешанных сил по установлению мира и поддержанию правопорядка в зоне грузино-осетинского конфликта, в том числе членам Смешанной контрольной комиссии и экспертам, военным наблюдателям и лицам, направлявшимся для руководства и обеспечения деятельности этих смешанных сил, за время выполнения задач в зоне вооруженного конфликта, но не ранее чем с 4 июля 1992 г.;
    - в составе смешанных сил по установлению мира и поддержанию правопорядка в приднестровских регионах Республики Молдова, в том числе членам объединенной Контрольной комиссии и экспертам, военным наблюдателям и лицам, направлявшимся для руководства и обеспечения деятельности этих смешанных сил, - за время выполнения задач в зоне вооруженного конфликта, но не ранее чем с 27 июля 1992 г;
    - при выполнении задач по обеспечению безопасности российских граждан, охране и обороне объектов Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Абхазии в условиях грузино-абхазского конфликта - за время выполнения задач в зоне вооруженного конфликта, но не ранее чем с 15 августа 1992 г.;
    б) один месяц службы за полтора месяца - в соединениях, выполняющих задачи по охране общественного порядка и обеспечению государственной безопасности при чрезвычайных обстоятельствах, связанных с массовыми антиобщественными проявлениями в периоды, определяемые Министром обороны Российской Федерации, но не ранее чем с 25 сентября 1989 г.    
 При этом установлено, что поименный учет военнослужащих, участвовавших в обеспечении режима чрезвычайного положения, на которых распространяются дополнительные гарантии и компенсации, и определение срока их участия в обеспечении режима чрезвычайного положения осуществляются на основании приказов командиров воинских частей, в которых эти военнослужащие проходят военную службу.
_________________________
Постановление Правительства Российской Федерации О порядке учета лиц, участвовавших в обеспечении режима чрезвычайного положения, на которых распространяются дополнительные гарантии и компенсации от 15 августа 2002 г. 601.

    Постановлением Правительства Российской Федерации О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций от 31 марта 1994 г. 280 установлено, что:
    а) дополнительные гарантии и компенсации, предусмотренные Законом Российской Федерации от 21 января 1993 г. 4328-1, предоставляются военнослужащим воинских частей, подразделений, специально создаваемых штабов, оперативных и иных групп, в том числе направленным в составе воинских частей, подразделений и групп или командированным на территорию, где введено чрезвычайное положение, или в зоны вооруженных конфликтов, выполняющим задачи: по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка на территории, где в соответствии с законодательством Российской Федерации введено чрезвычайное положение, или на территориях государств-республик бывшего СССР в условиях чрезвычайного положения в соответствии с международными договорами (соглашениями);
    б) военнослужащим дополнительные гарантии и компенсации предоставляются только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта);
     в) периоды выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.    
 В развитие Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. 4328-1 и постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. 280 издан приказ Министра обороны Российской Федерации О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах от 4 января 1996 г. 9.
    В соответствии с п. 5 указанного приказа в выслугу лет для назначения пенсий засчитывается один месяц военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах за три месяца следующим военнослужащим:
    а) выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения в составе воинских частей, подразделений, специально создаваемых штабов, оперативных и иных групп, а также на кораблях, в управлениях, учреждениях, военно-учебных заведениях, на предприятиях и в организациях Минобороны России, дислоцирующихся (направленных) на территории, где в соответствии с законодательством Российской Федерации введено чрезвычайное положение, или на территориях государств-республик бывшего Союза ССР в условиях чрезвычайного положения в соответствии с международными договорами (соглашениями);
    б) выполняющим задачи при вооруженных конфликтах в составе воинских частей, дислоцирующихся (направленных) в местностях, которые решениями Правительства Российской Федерации отнесены к зонам вооруженных конфликтов;
    в) выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения (при вооруженных конфликтах) при командировании (направлении) на территории (в местности), где введено чрезвычайное положение (которые отнесены к зонам вооруженных конфликтов);
     г) выполняющим задачи, решение которых отнесено Правительством Российской Федерации к выполнению задач при вооруженных конфликтах.
    При этом в послужных списках личных дел военнослужащих, проходящих (проходивших) военную службу по контракту, военных билетах военнослужащих, проходящих (проходивших) военную службу по призыву, производятся записи с указанием, в каком регионе военнослужащий выполнял задачи в условиях чрезвычайного положения (вооруженного конфликта) и периоды выполнения этих задач, которые в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 января 1993 г. 4328-1 засчитываются в выслугу лет на пенсию на льготных условиях.
_________________________
Время непрерывного нахождения на излечении в госпиталях и других лечебных учреждениях военнослужащих, получивших ранения, контузии, увечья или заболевания в связи с выполнением задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, указывается в записях в тех случаях, когда в соответствии со специальными нормативными актами оно также засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях. Запись производится на основании документов, выданных соответствующими лечебными учреждениями.
    
Федеральным законом от 16 мая 1995 г. 75-ФЗ действие Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. 4328-1 распространено на военнослужащих, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике. При этом Правительству Российской Федерации было поручено определять зону вооруженного конфликта в Чеченской Республике, время выполнения военнослужащими задач в этой зоне и порядок предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций.
    В этих целях Правительство Российской Федерации постановлением от 26 декабря 2001 г. 896 постановило:
_________________________
Постановление Правительства Российской Федерации О зонах вооруженных конфликтов от 26 декабря 2001 г. 896.

    - выполнение задач военнослужащими и сотрудниками органов внутренних дел на территориях Республики Северная Осетия-Алания и Республики Ингушетия в октябре-ноябре 1992 г. отнести к выполнению задач при вооруженных конфликтах;
    - выполнение задач военнослужащими на всей территории Чеченской Республики в период с декабря 1994 г. по декабрь 1996 г. отнести к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта.
    Таким образом, военнослужащим, выполнявшим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет один месяц военной службы за три месяца. При этом периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп. В послужных списках личных дел военнослужащих, проходящих (проходивших) военную службу по контракту, военных билетах военнослужащих, проходящих (проходивших) военную службу по призыву, производятся записи с указанием, в каком регионе военнослужащий выполнял задачи в условиях чрезвычайного положения (вооруженного конфликта) и периоды выполнения этих задач.
    Проанализировав вышеперечисленные нормативные правовые акты можно прийти к выводу о том, что разобраться в том, какой нормативный акт применяется в конкретной ситуации, достаточно сложно. Существует большое количество нормативных правовых актов, регулирующих льготное исчисление выслуги лет военнослужащих, участвующих (участвовавших) в выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах. Данный фактор оказывает отрицательное влияние на процесс реализации социальных гарантий военнослужащих, принимавших участие в вышеуказанных мероприятиях.
    В связи с этим представляется целесообразным объединить положения вышеуказанных нормативных правовых актов в одном нормативно акте, что существенно облегчит процесс реализации социальных гарантий военнослужащих. Кроме того, было бы целесообразным внести некоторые дополнения и изменения, с учетом сказанного выше, в постановление Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. 941.
    Вторым выводом, вытекающим из положений вышеперечисленных нормативных правовых актов, является опять же то, что периоды выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах засчитываются на льготных условиях в месяцах. Вопрос о том, как исчислять выслугу лет, если военнослужащий участвовал в соответствующих мероприятиях менее месяца, уже был поставлен в первом разделе настоящей статьи при обсуждении вопроса об исчислении льготной выслуги лет военнослужащим, принимавшим участие в контртеррористических операциях. Ни в одном из вышеперечисленных нормативных правовых актах ответа на этот вопрос не содержится.
    Если относительно льготного исчисления выслуги лет военнослужащих, участвующих (участвовавших) в контртеррористических мероприятиях, в вооруженных конфликтах и в обеспечении режима чрезвычайного положения, вопрос в нормативном порядке в целом решен (с некоторыми изъянами, рассмотренными выше), то льготное исчисление выслуги лет военнослужащих в период боевых действий, а также во время участия в миротворческих операциях требует своего решения.
    В энциклопедических словарях боевые действия определяются как организованные действия подразделений, частей и соединений всех видов вооруженных сил и родов войск (сил флота) в целях уничтожения живой силы и военной техники противника, овладения его территорией, оказания противодействия наступлению противника, отражение его ударов и удержание своей территории, а также действия, связанные с передвижением и расположением войск на месте в условиях угрозы нападения противника. Ведутся в форме боев, сражений, маневров и нанесением ударов на земле, в воздухе, на море по боевым целям. Боевые действия включают разнообразные приемы и способы действий. Могут вестись на фронтах большой протяженности в течение как короткого, так и продолжительного времени. Разновидностью боевых действий являются систематические боевые действия как особая форма боевого применения военно-воздушных сил, военно-морского флота при решении боевых задач.
_________________________
См.: Военно-юридический энциклопедический словарь. М., 2008. С. 46.

    Как следует из приведенных в начале настоящей статьи положений Военной доктрины Российской Федерации, боевые действия являются формой применения Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск в крупномасштабных, региональных и локальных войнах, а также в международных вооруженных конфликтах. По сути, данное понятие относится к законодательству военного времени, а такого законодательства у нас, к сожалению, в настоящее время не имеется. Поэтому сегодня никто не может сказать, каким образом будет исчисляться выслуга лет военнослужащим в случае возникновения войны или международного вооруженного конфликта. Безусловно, данное обстоятельство следует отнести к недостаткам отечественной правовой системы.
    Одним из путей решения данной проблемы было бы принятие федерального закона О статусе участников боевых действий , в котором наряду с другими вопросами должны быть детально регламентированы вопросы льготного исчисления выслуги лет на пенсию военнослужащих - участников боевых действий. О необходимости разработки такого законодательного акта в научной литературе указывалось неоднократно. Более того, законопроект по данному вопросу в 2002 - 2003 годах был разработан и подготовлен к рассмотрению Государственной Думой, но впоследствии был снят с рассмотрения. Однако, по нашему мнению, вопрос разработки и принятия закона О статусе участников боевых действий не утратил своей актуальности.
_________________________
См.: Корякин В.М. Правовое обеспечение военно-социальной политики Российской Федерации: Дисс. + д-ра юрид. наук. - М., 2005; Тараненко В.В. Правовой статус военнослужащих - участников боевых действий: Дисс. + канд. юрид. наук. - М., 2004.

    И, наконец, коснемся еще одной формы применения Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск, определенной п. 15 Военной доктрины Российской Федерации - миротворческих операций.
    Миротворческая деятельность - это действия государств по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности, предпринимаемые Советом Безопасности ООН, региональными органами (либо в рамках региональных соглашений, либо на основании двусторонних или многосторонних договоров) и не являющиеся (согласно Уставу ООН) принудительными. К миротворческой деятельности привлекаются вооруженные силы согласно Мандату Совета Безопасности ООН для поддержания мира, разъединения враждующих сторон. Эти вооруженные силы не участвуют в боевых действиях на какой-либо отдельной стороне, их задача - разъединить враждующие стороны, максимально стремясь не применять оружие и боевую технику, которая не является наступательным оружием, в основном это стрелковое оружие и легкая боевая техника.
_________________________
См.: Военно-юридический энциклопедический словарь. М., 2008. С. 216.

    Из понятия миротворческой деятельности следует, что военнослужащие, принимающие участие в этой деятельности, не участвуют в боевых действиях. Однако они могут находиться, к примеру, в зоне вооруженного конфликта или чрезвычайного положения, что в большинстве случаев и является основанием к проведению миротворческих операций по разделению противоборствующих сторон. В этом случае периоды выполнения военнослужащими миротворческих задач в условиях чрезвычайного положения и вооруженного конфликта должны засчитываться в выслугу лет на льготных условиях. К примеру, согласно постановлению Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. 941 в выслугу лет военнослужащим засчитывается один месяц службы за три месяца участие в следующих миротворческих операциях:
    - военная служба в составе смешанных сил по установлению мира и поддержанию правопорядка в зоне грузино-осетинского конфликта, - за время выполнения задач в зоне вооруженного конфликта, но не ранее чем с 4 июля 1992 г.;
    - военная служба при выполнении задач на территории Абхазии в условиях грузино-абхазского конфликта, - за время выполнения задач в зоне вооруженного конфликта, но не ранее чем с 15 августа 1992 г.;
    - военная служба в составе смешанных сил по установлению мира и поддержанию правопорядка в приднестровских регионах Республики Молдова, - за время выполнения задач в зоне вооруженного конфликта, но не ранее чем с 27 июля 1992 г.     
Однако само по себе время участия военнослужащих в миротворческих операциях как таковых не засчитывается в выслугу на льготных условиях, что является еще одной нерешенной проблемой. Так, например, военнослужащим, участвовавшим в миротворческой операции по выполнению Общего рамочного соглашения о мире в Боснии и Герцеговине, выслуга лет за время их участия в миротворческой операции подлежит исчислению в обычном порядке (не льготном). Аналогичным образом засчитывается в выслугу лет период выполнениям российскими военнослужащими миротворческих задач в Косово.
    В настоящее время социально-правовые гарантии военнослужащих, участвующих (участвовавших) в миротворческих операциях, как впрочем, и военнослужащих, участвующих (участвовавших) в боевых действиях, контртеррористических операциях, выполняющих (выполнявших) задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах не регламентированы и не закреплены в соответствующих нормативных правовых актах надлежащим образом. Остается множество нерешенных вопросов в виде пробелов в законодательстве, правовых коллизий и т.д., которые требуют незамедлительного решения и устранения существующих противоречий. Остается только надеяться, что законодатель как можно быстрее обратит внимание на существующие проблемы в данной области и предпримет попытки к их решению в виде издания соответствующих  нормативных правовых актов, которые бы полностью соответствовали реалиям настоящего времени.