АВ 2008г. Выпуск 10 Актуальные вопросы военного управления и строительства
Харитонов А.Ю.*
_________________________
* Харитонов Александр Юрьевич - аспирант Юридического института (Санкт-Петербург). Научный руководитель Оробец В.М. - профессор кафедры конституционного и административного права Юридического института (Санкт-Петербург), доктор юридических наук, доцент.
Открытость и секретность в области защиты государственной тайны
Анализ процессов реформирования политической, экономической и военной сфер современной России выявляет проблему оптимального соотношения сохранения секретности и открытости во всех структурах общества. В сфере получения, сохранения и использования информации проявляются две противоречивые тенденции: излишнее засекречивание научно-технической, производственной и служебной информации в отдельных структурах оборонного комплекса страны и одновременно недооценка важности защиты государственной тайны в гражданской сфере (НИОКР и другие научные работы, а также этапы и составные части этих работ).
Нельзя не отметить, что засекречивание по-прежнему играет большую роль во многих направлениях фундаментальной и прикладной науки. По данным академиков Мелихова и Третьякова, в области неорганической химии засекречивается от 50 до 80 % информации, создаваемой и накапливаемой фундаментальной наукой, и 90-95 % в прикладной науке. Таким образом, это только подчеркивает необходимость более пристального изучения области защиты государственной тайны юристами практиками, что, к сожалению, не всегда вызывает с их стороны определенный интерес. Поэтому вниманию читателя предлагаются отдельные размышления и мысли на этот счет.
_________________________
Бобылов Ю. Коллизии секретности / Независимое военное обозрение, 2000, 36.
Федеральный закон О государственной тайне (ФЗ от 21 июля 1993 года N 5485-1) определяет, что засекречиванием является введение в предусмотренном настоящим Законом порядке для сведений, составляющих государственную тайну, ограничений на их распространение и на доступ к их носителям , иначе говоря, это совокупность организационно-правовых мер, регламентированных законами и другими нормативными актами по введению ограничений на распространение и использование защищаемой информации в интересах ее собственника (владельца) .
_________________________
Государственная тайна и ее защита в Российской Федерации /Под общей редакцией М.А.Вуса и А.В.Федорова, 2-е изд. перераб. и доп. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2005.
Указанный закон трактует понятие государственной тайны как защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации . Перечень самих сведений утвержден Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 года N 1203.
Таким образом, наглядно видно, что в случае попадания тех или иных сведений в перечисленные в Законе сферы деятельности государства, они подлежат засекречиванию и их собственником автоматически становится само государство, вне зависимости от того, кому эта информация принадлежала ранее (предприятию, учреждению, организации или гражданам Российской Федерации). Но на практике этого может и не произойти. Так, та или иная негосударственная коммерческая организация в ходе проведения НИОКР и других научных работ, а также этапов и составных частей этих работ, получив сведения, составляющие государственную тайну, может ошибочно или сознательно отнести их к служебной или коммерческой тайне, в силу действительной или потенциальной коммерческой ценности информации для самой организации. Учитывая то, что засекречивание должно осуществляться по представлению собственника информации или соответствующих органов государственной власти, требования Закона О государственной тайне , в части касаемо ограничения прав собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан Российской Федерации на информацию в связи с ее засекречиванием, не будут выполняться. Но самое главное, что сведения, составляющие государственную тайну, выйдут из под контроля именно государства. Необходимо заметить, что отечественное законодательство прямо предусматривает возмещение государством материального ущерба, наносимого собственнику информации в связи с ее засекречиванием, поэтому превалирование коммерческих интересов над государственными недопустимо.
В статье 7 Закон четко определяет то, какие сведения не могут подлежать отнесению к государственной тайне и засекречиванию. Соглашаясь в основной с перечисленными в статье сведениями и не претендуя на истину в последней инстанции, хочу высказать ряд сомнений по поводу приведенных в Законе формулировок. Так, касаясь стихийных бедствий и их последствий, все-таки необходимо четко понимать, что данные природные явления оказывают свое пагубное влияние практически на все области деятельности государства, в том числе и на военную. А ущерб, наносимый стихией обороноспособности государства, влечет прямой интерес со стороны не только иностранных спецслужб, но и военно-политического руководства ведущих держав мира, что в свою очередь может им позволить оказывать определенное давление на высшее руководство страны в его внешнеполитической деятельности. Необходимость в присутствии среди прочих сведений о состоянии сельского хозяйства также вызывает противоречивые мысли. Не являясь специалистом в данной области, но рассматривая логически возможность гипотетического использования таких сведений за государство в целом или его отдельные регионы, прихожу к простому выводу: хорошее знание отечественного состояния сельского хозяйства тем или иным государством, являющимся торговым партнером России (и не всегда дружественным), позволяет оказывать определенное экономическое давление на государство в целом (или на его субъект), особенно учитывая планируемое вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию, что опять же напрямую затрагивает интересы именно государства.
Сам по себе Закон О государственной тайне уникален уже тем, что, являясь как любой закон несекретным нормативно-правовым актом, заставляет определенную сферу практики его применения засекречивать. Это, в свою очередь, сказывается не только на оценке полноты его применения, но и на понимании необходимости его совершенствования. В ходе работы над положениями Закона вижу настоятельную необходимость дополнения основных понятий Закона следующими:
отнесение сведений к государственной тайне - порядок подготовки и утверждения перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, на основе перечня сведений, составляющих государственную тайну, определенного настоящим Законом, вместо определения, содержащегося в статье 6: отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание - введение в предусмотренном настоящим Законом порядке для сведений, составляющих государственную тайну, ограничений на их распространение и на доступ к их носителям (в редакции Федерального закона 1997 года N 131-ФЗ);
засекречивание носителей сведений, содержащих государственную тайну, - проставление на носителях сведений, содержащих государственную тайну, грифа секретности, соответствующего степени секретности содержащихся на данных носителях сведений;
рассекречивание сведений - снятие или снижение степени секретности сведений, по основаниям, установленным настоящим Законом, вместо приводимого в статье 13: рассекречивание сведений и их носителей - снятие ранее введенных в предусмотренном настоящим Законом порядке ограничений на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на доступ к их носителям ;
рассекречивание носителей сведений - установленный порядок снижения или снятия грифа секретности с носителей сведений, содержащих государственную тайну.
Правовой коллизией является также то, что, несмотря на открытое опубликование Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, введенного в действие Указом Президента Российской Федерации 61 от 24.01.98 года, ведомственные перечни сведений, составляющих государственную тайну, засекречены. В связи с этим видимо возникает необходимость детализации и переработки открытого Перечня.
Также не вызывает никаких сомнений необходимость совершенствования отечественного законодательства и ведения судебных процессов в части обеспечения неотвратимости наказания за разглашение сведений, составляющих государственную тайну, конкретизации ответственности средств массовой информации за подобные действия, и несомненно обеспечения гласности принимаемых решений и мотивировок по возбуждению и прекращению уголовных дел в этой области.
В заключение следует отметить, что в отечественной литературе практически отсутствуют сведения о системах защиты государственных секретов в развитых странах и национальных особенностях засекречивания подобной информации. Это прямо подчеркивает всю важность этой сферы в области национальной безопасности любого государства. Поэтому юридическое сообщество не может оставаться в стороне от серьезного исследования и совершенствования отечественного законодательства по вопросам регулирования отношений, возникающих в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.