АВ 2007г. Выпуск 2 Состояние и пути совершенствования системы пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу (службу), и членов их семей
1. Выступление первого заместителя председателя Комитета по обороне А.А. Сигуткина
Уважаемые коллеги, начинаем работу.
В соответствии с решением Совета Государственной Думы Комитету по обороне поручено организовать и провести парламентские слушания на тему: "Состояние и пути совершенствования системы пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу (службу), и членов их семей".
Прежде всего, выражаю признательность тем, кто откликнулся на приглашение и пришёл. Список участников, порядок работы, справочные материалы, проекты некоторых документов и рекомендаций вам розданы.
В парламентских слушаниях от руководства Думы примет участие заместитель Председателя Государственной Думы Владимир Вольфович Жириновский. Он на Совете, сейчас подойдёт.
С докладами, содокладами и сообщениями выступят представители Министерства обороны, Министерства финансов, Федеральной службы безопасности, Министерства внутренних дел, Конституционного Суда, Генеральной прокуратуры, Общественной палаты, Российского комитета ветеранов войны и военной службы, Общероссийского профсоюза военнослужащих, а также Всесоюзной общественной организации "Боевое братство" (мы с ними это обговорили).
Переходим к рассмотрению вопросов. Я кратко вам напомню, что порядок пенсионного обеспечения военнослужащих установлен Законом от 12 февраля 1993 года 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу (службу) в органах внутренних дел... (далее по тексту)". А порядок исполнения этого закона определён Постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1992 года 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов... (далее по тексту)". Там длинное название.
В целях реализации этих нормативных правовых актов в федеральных органах исполнительной власти, где есть военная и приравненная к ним служба, должны быть изданы соответствующие приказы. Они изданы во всех федеральных органах исполнительной власти, за исключением Министерства обороны. У Министерства обороны такого нормативного документа нет уже 14 лет.
Какие проблемы высветились перед слушаниями и они очевидны? Например, первое, в Министерстве обороны одной категории военнослужащих, пенсии одной и той же категории военнослужащих исчисляются с учетом повышенных окладов, а другим нет.
Второе. Всем известная проблема - пайковые. Она уже вышла на международный уровень. Есть обращение в Страсбургский суд.
Третье. Это индексация пенсий - проблема.
Четвертая проблема. С 1 января 1995 года по 1 марта 1998 года не пересчитывались пенсии в связи с повышением на 25 процентов должностных окладов. Масса судебных исков.
Пятое. В Министерстве обороны тарификация должностей военнослужащих осуществляется таким образом, что имеют место факты уменьшения пенсии на 600 и более рублей по сравнению с ранее выплачиваемой. Вопрос - соблюдается ли Конституция? Итог - массовые судебные иски, в том числе в Европейский суд по правам человека.
Обращаюсь к представителям Генпрокуратуры, Конституционного Суда. Минобороны и Минфина с просьбой в своих вступлениях постараться разъяснить участникам слушаний своей позиции по проблемным вопросам.
Хотелось бы обратить ваше внимание на проблемы законодательства, они тоже есть. Например, только для военных пенсионеров минимальные размеры повышения пенсионной надбавки определяются из минимального размера пенсии по старости - 336 рублей 9 копеек. Для гражданских пенсионеров подобный, аналогичный расчет идет по базовой части трудовых пенсий в размер 1112 рублей 72 копейки.
Далее. Индексация. Военным пенсионерам пенсия с октября 2003 года по 31 декабря 2005 года не индексировалась. Гражданским пенсионерам индексировалась.
Третья проблема. Военным пенсионерам не выплачиваются вторые пенсии. По случаю потери кормильца, участникам Великой Отечественной войны, инвалидам, награжденным Знаком "Житель блокадного Ленинграда", инвалидам и ряд других категорий. Кроме того, не установлены меры социальной поддержки на федеральном уровне.
Проблема, которую Конституционный Суд обязал решить ещё до 1 января 2007 года, до сих пор не решена. Не выплачиваются работающим военным пенсионерам надбавки или вторая пенсия за счёт отчислений в Пенсионный фонд.
И ещё хотелось бы одну проблему нормативного плана обозначить. Доля пенсии относительного денежного довольствия военнослужащим с каждым годом, к сожалению, уменьшается. Если в 1985-1990 годах она составляла примерно 80 процентов от денежного довольствия, получаемого военнослужащими во время службы, из которых исчислялась пенсия, то сейчас она до 2007 года 40 процентов, сейчас лишь 26-30 процентов. Это официальные данные из ответа, полученного нами, комитетом, из Министерства обороны.
Ещё одна проблема. То, что размер пенсии иногда кратно зависит от принадлежности пенсионера к соответствующему силовому ведомству. Хотя должностные оклады везде привязаны (извините за такое слово) по типовым должностям к окладам государственных гражданских служащих.
И в завершение я хочу проинформировать вас (вам документы такие розданы), что комитет в таком постоянном режиме занимается этими проблемами. Проводилось и расширенное заседание комитета с участием комитетов других Государственной Думы, с участием представителей Совета Федерации, Конституционного Суда, Верховного Суда, по конкретным проблемам. К сожалению, я должен сообщить вам, что иногда почти впустую проходили эти заседания, потому что участники не могли прийти к единому мнению, например пайковые. До сих пор ответа на этот вопрос, я, например, не знаю точного.
Хотелось бы пожелать, чтобы мы сегодня попытались найти совместно пути разрешения сложнейших этих задач с тем, чтобы их выразить в рекомендациях парламентских слушаний.
Вам роздан проект рекомендаций. Я бы просил, если у кого будут какие предложения, вписать их и передать в президиум для того, чтобы обобщить.