Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2007г. Выпуск 2 Состояние и пути совершенствования системы пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу (службу), и членов их семей


 2. Выступление заместителя начальника Управления социального обеспечения Главного финансово-экономического управления Министерства обороны Российской Федерации А.Г.Доценко.
    
     Уважаемые товарищи, по состоянию на  1 января текущего года на пенсионном обеспечении в Министерстве обороны числилось 1 млн. 131 тысяча 988  военных пенсионеров.
    В настоящее время пенсионное обеспечение в Российской Федерации осуществляется в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном  пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Статьей 8-й последнего закона предусмотрено, что пенсии за выслугу лет, пенсии по инвалидности и пенсии по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственную противопожарную службу, службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в учреждениях  и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
     И что важно, условия назначения и порядок пересмотра пенсии этими законами установлены различные, в связи с чем и в настоящее время у нас наблюдается такая разница в подходах.
     В соответствии со статьей 43-й закона нашего военного пенсионного пенсия, назначаемая лицам, уволенным с военной службы,  исчисляется из денежного довольствия военнослужащих. Для исчисления учитываются в порядке, определяемом Правительство Российской Федерации, оклады по воинской должности и воинскому званию и процент-надбавка за выслугу лет, исчисленная из этих окладов.  
     Также для исчисления пенсий в денежное довольствие включается месячная стоимость продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим.
    Пунктом "б" статьи 49-й этого же самого военного пенсионного нашего закона установлено, что пенсии подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, состоящих на службе, исходя из  уровня увеличения, учитываемого при исчислении пенсий и денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих одновременно с его увеличением. Тяжелая такая фраза, но так оно и есть.
    То есть размеры пенсий наших уволенных военнослужащих они зависят от продолжительности военной службы, занимаемых перед увольнением должностей и присвоенных воинских званий и в дальнейшем повышаются в зависимости от увеличения окладов денежного содержания военнослужащих, которые в настоящее время состоят на службе.
    Таким образом, чем выше будут у военнослужащих, проходящих в настоящее время службу, оклады денежного содержания тем выше будет и пенсия у уволенных военнослужащих. Прямая связь и никаких других особенностей.
    Учитывая, что в соответствии с постановлением правительства с           1 января 2006 года и с 1 января 2007 года денежное довольствие военнослужащих состоящих в настоящее время на службе, было увеличено на 15 и 10 процентов, соответственно,  одновременно были пересчитаны и пенсии военным пенсионерам.
     На сегодняшний день средние размеры пенсий, назначаемых военным пенсионерам, с учётом  вот этих последних повышений денежного довольствия составили:  пенсия за выслугу лет - 6 тысяч 162 рубля.
    Пенсия по инвалидности. В случае если инвалидность наступила при исполнении обязанностей военной службы первой и второй группы - 5 тысяч 581 рубль, третьей группы - три тысячи 283 рубля. Если инвалидность наступила в период прохождения военной службы первой и второй группы - четыре тысячи 924 рубля и третьей группы - 1969 рублей.
     И пенсия по случаю потери кормилица. В случае если смерть кормильца наступила при исполнении обязанностей военной службы - три тысячи 281 рубль. И смерть кормильца наступила в период прохождения военной службы - две тысячи 461 рубль.
     Эти средние размеры пенсии за выслугу лет в настоящее время превышают средние размеры трудовых пенсий по старости в Российской Федерации.
     С введением в действие Федерального закона от 15 декабря 2001 года 166 ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", размеры пенсий по инвалидности инвалидам вследствие военной травмы и участникам Великой Отечественной войны, ставшими инвалидами вследствие общего заболевания, трудовых увечий и других причин, устанавливаются в процентном отношении от размера базовой части трудовой пенсии по старости. По состоянию на 1 апреля 2007 года составляет одна тысяча 112 рублей девять копеек.
     Указанным законом предусмотрена возможность получения вот этой категорией граждан названной, двух пенсий: пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по старости. В то время как нашим военным пенсионерам к пенсии за выслугу лет выплачивается увеличение в размере минимальной пенсии по старости, которая индексируется в порядке, установленной статьей 17-й Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для индексации трудовых пенсий.
     До 1 января 2001 года, до принятия начала пенсионной реформы, размер предусмотренного законом (нашим военным пенсионным законом) увеличение пенсии за выслугу лет, был равен второй пенсии по инвалидности, установленной этим категориям пенсионеров законом 90-го года "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
     И в результате начала пенсионной реформы, появления нового законодательства, у соответствующей категории пенсионеров из числа военнослужащих, получающих пенсии по нашему военному закону, размеры надбавок к пенсиям, повышение пенсии, исчисленной из минимального размера пенсии по старости, с 1 января 2002 года оказались более чем в два раза ниже размеров пенсий по инвалидности, установленных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" для военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, при равных прочих условиях.
    Наиболее негативно такое положение отразилось на наших инвалидах войны и участниках Великой Отечественной войны, ставших инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин.
     Ещё такая важная проблема существует. В настоящее время военные пенсионеры, которые после увольнения с военной службы продолжают трудовую деятельность и уплачивают страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию, лишены права на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии по старости одновременно с пенсией за выслугу лет или по инвалидности.
     В целях устранения данных противоречий названных и снятия острой социальной напряженности в среде военных пенсионеров, и в соответствие с поручением Правительства Российской Федерации от 20 января 2006 года, Министерством обороны был разработан проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения.
     Этим законопроектом предусматривается.
    Первое. Установление увеличения пенсий за выслугу лет инвалидам войны, участникам Великой Отечественной войны, ставшими инвалидами в размере второй пенсии по инвалидности, предусмотренной Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" для соответствующих категорий пенсионеров.
     Второе. Установление минимальных размеров пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца в размерах базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" опять же для соответствующей категории пенсионеров.
     Третье. Установление размеров надбавок к пенсиям и повышение пенсий в процентном отношении к размеру базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" исходя из существующего соотношения на сегодняшний день минимального размера пенсии по старости и базовой части трудовой пенсии по старости.
     Четвёртое. Установление военным пенсионерам, которые после увольнения со службы продолжают трудовую деятельность и уплачивают страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию, прав на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии по старости одновременно с пенсией за выслугу лет или по инвалидности.
     Следующее. Предоставление права на получение второй пенсии по случаю потери кормильца военным пенсионерам, родителям военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, и погибших, умерших вследствие военной травмы независимо от получения ими другой пенсии. Вот этот крупный законопроект, который в целом решает в основном наболевшие на сегодняшний день проблемы, он направлен Министерством обороны в Правительство Российской Федерации 28 октября 2006 года.
     Кроме того, в соответствии с протоколом заседания Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 года в среднесрочной перспективе планируется осуществить индексацию оклада в денежном содержании военнослужащих с 1 декабря 2007 года на 15 процентов с последующим увеличением окладов по воинским званиям на величину уменьшенной стоимости продовольственного пайка - это 608 рублей 33 копейки. Из численности действующих в настоящее время денежных компенсаций в замен продовольственного пайка, при одновременном отказе от таких категорий как денежная компенсация в замен продовольственного пайка и стоимость продовольственного пайка в составе суммы, использованной для исчисления военных пенсий. Это предложение позволит в дальнейшем индексировать эту сумму одновременно с индексацией окладов по воинским званиям, то есть выполнить поручение Президента Российской Федерации и вот только одно включение размера денежной компенсации в замен продпайка с 1 декабря 2007 года в оклад по воинскому званию позволит нашим военным пенсионерам в среднем увеличить размер пенсии на 290 рублей в месяц. В дальнейшем Правительством Российской Федерации планируется осуществить индексацию окладов денежного содержания военнослужащих с 30 сентября 2008 года на 15 процентов, с 1 августа 2009 года на 6,8 процентов и с 1 января 2010 года на 6,5 процентов.
     Надо ещё отметить, что в последнее время, вот уже и говорили, был принят федеральный закон от 25 ноября 2006 года номер 196 о внесении изменений в федеральный закон о государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации, в соответствии с которым гражданам, награждённым знаком: "Жителю блокадного Ленинграда" и призванных инвалидами, получающих пенсию в соответствии с федеральными законами о трудовых пенсиях и о государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации, предоставлено право на получение двух пенсий. Так им могут устанавливаться пенсии по инвалидности и трудовая пенсия по старости. Таким образом, после принятия этого закона в действующем законодательстве Российской Федерации возник правовой пробел, исключающий возможность предоставления гражданам, которые также награждены знаком: "Житель блокадного Ленинграда" и ставшими инвалидами, но пенсионное обеспечение, которых осуществляется в соответствии с военным пенсионным законом, право на получение второй пенсии по инвалидности, и, вы знаете, это вызвало массу негативных обращений и всплеск негативных реакций. В целях устранения данного противоречия в настоящее время Минобороны России совместно с заинтересованными органами исполнительной власти поддержан проект федерального закона, в котором предусматривается в зависимости от имеющейся группы инвалидности соответствующее увеличение пенсии за выслугу лет лицам, награждённым знаком "Житель блокадного Ленинграда ставшими инвалидами вследствие общего заболевания: трудового увечия и других причин. Предложения наши, как говорится, направлены в правительство, всё согласовано.
     Кроме того, существуют другие важные проблемы пенсионного обеспечения уволенных военнослужащих. Так действовавшая ранее пенсионная система, основанная на государственной собственности, она позволяла в рамках пенсионного законодательства решать вопрос социальной защиты военнослужащих, которые в любой момент могли реализовать предоставленное им законодательством право на выбор пенсии. И при этом в случае обращения за пенсией в органы социальной защиты уволенные с военной службы военнослужащие имели одинаковые права со всеми гражданами. В настоящее время вот проводимая пенсионная реформа направлена на развитие накопительных механизмов, остро затронуло интересы военнослужащих и членов их семей по пенсионному обеспечению. И принятые в декабре 2001 года федеральные законы о трудовых пенсиях и о государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации установили совершенно иные условия и порядок назначения и пересмотра пенсий.
     Теперь. Фактический размер трудовой пенсии по старости от продолжительности трудового стажа не зависит, а зависит  от пенсионных накоплений, размер которых, естественно, косвенно связан с продолжительностью трудовой и иной деятельности, в течение которых выплачивали страховые взносы в Пенсионный фонд.
     Вот в результате этих кардинальных изменений пенсионного законодательства бывшие военнослужащие, которые прослужили менее 20 лет, то есть уволены с военной службы без права на пенсию в соответствии с военным пенсионным законом, они оказываются при выходе на трудовую пенсию по старости в худшем положении, чем их сверстники, которые всю жизнь трудились на гражданке. В связи с тем, что размер личного расчетного пенсионного капитала бывшего военнослужащего, будет значительно ниже, чем у гражданина, постоянно работавшего и уплачивавшего страховые взносы. Вот в связи с этим военные пенсионеры не могут в полной мере реализовать свое право на выбор пенсии, поскольку законодательством до настоящего времени еще не определено, кто будет уплачивать страховые взносы за военнослужащих, проходящих военную службу.
    Кроме того, мне хотелось бы подчеркнуть, что в соответствии с законом Российской Федерации 1993 года, как я его называл, военный пенсионный закон, пенсионное обеспечение осуществляется не только военнослужащих Минобороны, но и военнослужащих МВД России, ФСБ России, Федеральной погранслужбы, сотрудников внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов  по контрою за оборотов наркотических средств, органов уголовно-исполнительной системы  и ряда других органов. При этом численность военных пенсионеров Минобороны России составляет всего лишь около 60 процентов от общей численности всех пенсионеров. Поэтому, наверное, будет важно выслушать и представителей от других ведомств по их видению решения этой проблемы.
     Кроме того, представляется необходимым сказать о том, что в Послании от 26 апреля 2007 года Федеральному Собранию Президент Российской Федерации предложил сформировать пенсионный капитал граждан, суть которого сводится к тому, что на каждую тысячу рублей добровольного вноса гражданина на его персональный накопительный счет в Пенсионном фонде государство должно добавить еще одну тысячу рублей. Поскольку военнослужащие, прослужившие Вооруженных Силах менее 20 лет и уволенные в соответствии с законом без права на пенсию, окажутся при выходе на трудовую пенсию по старости в худшем положении, чем их сверстники, так как размер личного расчетного пенсионного капитала бывшего военнослужащего будет значительно ниже, чем у гражданина, который постоянно работал на гражданке и выплачивал взносы. Мы также считаем целесообразно, распространить указанную программу и на военнослужащих, которые проходят в настоящее время военную службу.
    Вот вкратце то, что я хотел довести до вас.