Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2007г. Выпуск 2 Состояние и пути совершенствования системы пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу (службу), и членов их семей


9. О некоторых противоречиях правового регулирования
статуса ветерана боевых действий

Д.В.Корсаков, ведущий консультант аппарата Комитета по обороне
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации


     Федеральным законом от 27 ноября 2002 г. 158-ФЗ в Федеральный закон О ветеранах внесены изменения и дополнения, согласно которым статус ветерана боевых действий с 1 января 2004 г. приобрели лица, принимавшие участие в боевых действиях на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней территориях в период с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, а также в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона РФ с августа 1999 года. Данное решение высшего законодательного органа нашего государства было с глубоким удовлетворением воспринято многими тысячами военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, прошедших через горнило двух чеченских кампаний. Предоставление указанным лицам мер социальной поддержки, установленных ст. 16 Федерального закона О ветеранах , является достойной оценкой их заслуг в сохранении территориальной целостности Российского государства.
    Вместе с тем более чем трехлетняя практика реализации данного Федерального закона выявила наличие ряда существенных изъянов в правовом регулировании порядка отнесения граждан к числу ветеранов боевых действий. В чем они состоят?
    Во-первых, обращает на себя внимание отсутствие в законодательстве четких критериев отнесения военнослужащих и других граждан к категории ветеранов боевых действий. Как следует из постановления Правительства РФ от 19 декабря 2003 г. 763 Об удостоверении ветерана боевых действий и приказа Министра обороны РФ от 15 марта 2004 г. 77 О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации , для присвоения звания ветерана боевых действий гражданину достаточно документально доказать сам факт его направления государственным органом на территорию Чеченской Республики, а также факт  пребывания на указанной территории независимо от характера выполняемых задач и продолжительности нахождения в зоне вооруженного конфликта (контртеррористических операций).  Это приводит к тому, что с 1 января 2004 г. (дня вступления в силу Федерального закона от 27 ноября 2002 г. 158-ФЗ) у каждого военнослужащего (лица гражданского персонала), прибывшего для выполнения какого-либо служебного задания в воинские части, дислоцированные на территории Чеченской Республики, автоматически возникает право на приобретение статуса ветерана боевых действий.
     Во-вторых, как серьезную ошибку законодателя следует расценивать, на наш взгляд, использование в Федеральном законе О ветеранах принципа т.н. открытой даты при определении временных рамок проведения контртеррористических операций в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации, участие в которых дает право на получение статуса ветерана боевых действий. В разделе III Перечня государств, городов и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (приложение к Федеральному закону О ветеранах ) указанные временные рамки сформулированы следующим образом: с августа 1999 года .
     Как известно, в последние 2 - 3 года широкомасштабных боевых действий на территории Северного Кавказа уже не ведется, основные силы бандформирований разгромлены, остаются лишь мелкие разрозненные группы боевиков, поиском и обезвреживанием которых занимаются специальные разведывательные подразделения Вооруженных Сил РФ, а также МВД Чечни. Воинские части и подразделения 42 мсд, дислоцированные на территории Чеченской Республики, занимаются планомерной боевой учебой и службой. Нормативным подтверждением того, что широкомасштабные контртеррористические операции в Северо-Кавказском регионе ушли в прошлое, является то обстоятельство, что с             1 января 2006 г. из постановления Правительства РФ от 9 февраля 2004 г. 65 О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации исключены нормы, предусматривавшие выплату военнослужащим, участвующим в проведении контртеррористических операций, денежного вознаграждения за фактическое участие в этих операциях.
    Однако приведенная выше норма Федерального закона О ветеранах во взаимосвязи с положениями постановления Правительства РФ от 19 декабря 2003 г. 763 и приказа Министра обороны РФ от 15 марта 2004 г. 77 позволяет сделать вывод о том, что по-прежнему и сегодня каждый военнослужащий, прибывший в Чеченскую Республику, приобретает статус ветерана боевых действий.  При таких обстоятельствах можно говорить о 42 мсд как о соединении, на 100 процентов укомплектованной ветеранами боевых действий.
     Рано или поздно, но законодателю придется решать данную проблему путем внесения дополнения в приложение к Федеральному закону О ветеранах , предусматривающего установление конкретного периода проведения контртеррористических операций на Северном Кавказе, например: с августа 1999 года по декабрь 2007 года .
    В-третьих, серьезной проблемой является необоснованное отнесение к числу лиц, которые могут претендовать на присвоение звания Ветеран боевых действий , также и лиц гражданского персонала. Как справедливо отмечает И.А.Фоменков, статус ветерана боевых действий могут иметь лишь лица, непосредственно участвовавшие в боевых действиях, в то время как лица гражданского персонала по своему служебно-должностному предназначению вправе лишь выполнять обязанности по обеспечению боевых действий. Приобретение статуса ветерана боевых действий лицами, не участвовавшими в фактическом выполнении задач, связанных с риском для жизни (в боевых действиях), принижает его значимость для категории лиц, указанных в ст. 3 Федерального закона О ветеранах и не отвечает принципам социальной справедливости. Факт остается фактом, но сегодня одинаковые удостоверения ветерана боевых действий получают и офицер, месяцы или даже годы прослуживший в Чеченской Республике, реально лично участвовавший в боевых действиях, и девушка-танцовщица из армейского ансамбля песни и пляски, на пару дней прилетавшая в Гудермес с концертной бригадой. Явная абсурдность и несправедливость такой ситуации не нуждаются в комментариях.
_________________________
См.: Фоменков И.А. Отдельные вопросы прохождения военнослужащими военной службы по контракту в контексте реализации проблем правового обеспечения участия военнослужащих и иных лиц в борьбе с терроризмом // Право в Вооруженных Силах. - 2006. 10. - С. 18.

    Как представляется, сообразуясь с принципом социальной справедливости, нельзя каждого, кто побывал в зоне вооруженного конфликта и контртеррористической операции, автоматически считать ветераном боевых действий. Безусловно, в период его нахождения в данной зоне, на него в полной мере должны распространяться дополнительные гарантии и компенсации, установленные законодательством (применительно к Северному Кавказу данный вопрос регулируется сегодня уже упоминавшимся выше постановлением Правительства РФ от 9 февраля 2004 г. 65). Но после окончания участия в боевых действиях (убытия из зоны вооруженного конфликта, зоны проведения контртеррористической операции) при определении вопроса отнесения данного лица к числу ветеранов боевых действий обязательно должны учитываться продолжительность его участия в боевых действиях (нахождения в зоне вооруженного конфликта), степень и форма этого участия, а также его личные заслуги.
     Таким образом, неоправданное, противоречащее принципу социальной справедливости уравнивание в праве на присвоение звания ветеран боевых действий различных категорий граждан, выполнявших задачи в условиях вооруженных конфликтов на территории Российской Федерации является одним из серьезных недостатков Федерального закона О ветеранах . Если граждане, принимавшие участие в боевых действиях на территории других государств, ст. 3 Федерального закона О ветеранах разделены на шесть категорий в зависимости от характера выполняемых ими задач и степени заслуг, то все ветераны боевых действий на территории Российской Федерации сведены в одну категорию независимо от продолжительности и степени участия в боевых действиях, от характера выполняемых задач в зоне вооруженного конфликта и степени их личных заслуг. Соответственно, если объем мер социальной поддержки ветеранов боевых действий на территории других государств в соответствии с указанными выше критериями подразделяется в соответствии со ст. 16 указанного закона на три группы, то ветераны боевых действий на территории Российской Федерации получают меры социальной поддержки в максимальном объеме.