Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2004г. Выпуск 19 Международное законодательство по противодействию торговле людьми


Международное законодательство

     
     С конца ХIХ века организациями международного сообщества разработано и принято более двух десятков международных документов, содержащих нормы и предусматривающих практические меры по борьбе с эксплуатацией людей, особенно женщин и детей.
         К одному из первых актов такого рода, принятых международным сообществом, можно отнести Генеральный акт Брюссельской  конференции  (1889 - 90 г.). В нем участники заявили о своем  твердом намерении положить конец торговле невольниками в Африке.
      Десять лет спустя последовал Призыв  Лондонской конференции по борьбе с торговлей женщинами в целях сексуальной эксплуатации к государствам о заключении многосторонних соглашений и создании соответствующих национальных комитетов.
     Всего до настоящего времени свыше 20 международных нормативно-правовых актов, содержат нормы,  направленные на противодействие торговле людьми и взаимодействие государств в этом противодействии. С перечнем этих актов можно ознакомиться в приложении 1, там же приводится перечень ряда общеевропейских документов. Эти международные нормативные акты  образуют правовую основу противодействия данному виду транснациональной организованной преступности и организации международного сотрудничества в рассматриваемой сфере.  Однако, несмотря на их существование преступность, связанная с торговлей людьми, не уменьшается, приобретает все более изощренные формы, стремится легализоваться, устойчиво деформирует общественное сознание.
     Причины этого активно развивающегося явления напрямую связаны с процессом  экономической глобализации, такими ее проявлениями, как рост трудовой мобильности, связанный с резким разделением  стран на богатых и бедных (глобальное разделение труда), военно-политической нестабильностью в мире, изменениями в культурном взаимодействии и социальном статусе значительных масс людей (маргинализация населения в странах, подвергшихся системной трансформации).
     К причинам можно отнести и недостатки правовых документов международного взаимодействия.  Даже в Конвенции о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами, которая по сути должна представлять собой всеобъемлющий документ, не удалось избежать фрагментарности в регулирования затронутой проблемы. Несмотря на то, что в названии конвенции борьба с торговлей людьми поставлена на первое место, фактически сама конвенция в большей степени направлена на борьбу с эксплуатацией проституции третьими лицами.  Таким образом, многочисленные другие формы торговли людьми в течение довольно продолжительного периода времени оставались за рамками международных правовых актов.
     Активизации противодействия работорговле может способствовать единый международный правовой  документ, в котором затрагивались бы все аспекты противодействия этому злу, включая такие направления, как  предупреждение торговли людьми и борьба с ней; защита и помощь жертвам такой торговли; сотрудничество между государствами - участниками в противодействии торговле людьми,  
     На роль такого документа при условии его соответствующего наполнения могла бы претендовать Конвенция против транснациональной организованной преступности и дополняющий ее Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее,  принятая Организацией Объединенных Наций 15 ноября 2000 г. Важным этапом в этом должно явиться приведение национальных законодательств в соответствие с этим документом.
    Конвенция разрабатывалась в рамках Программы ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия и призвана обеспечить для международного сообщества широкомасштабную стратегию, в которой объединяются компоненты правовой деятельности, предупреждение преступности и оперативные мероприятия.
    Российская Федерация напрямую присоединилась к реализации названной Конвенции. Государственной Думой 24 марта 2004 года был принят Федеральный закон О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности и дополняющих ее Протокола против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху и Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее . Уже 26 апреля 2004 года Федеральный  закон вступил в действие.  
     Несколько слов о Протоколе. В соответствии с положениями Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющего Конвенцию Организации Объединенных наций против транснациональной организованной преступности, он вступает в силу на девяностый день после даты сдачи на хранение сороковой ратификационной грамоты или документа о принятии, утверждении или присоединении, но он не вступает в силу до вступления в силу Конвенции. Протокол вступил в силу 25.12.2003. то есть менее, чем через год после  его принятия. При таком значительном числе участников, необходимых для его вступления в действие это свидетельствует о его чрезвычайной актуальности.
     Протокол является универсальным документом: в нем затрагиваются основные аспекты торговли людьми. Его цели состоят в предупреждении торговли людьми и борьбе с ней, уделяя особое внимание женщинам и детям, защите и помощи жертвам такой торговли при полном уважении их прав человека, поощрении сотрудничества между государствами - участниками в достижении этих целей.
    Впервые в международных правовых документах дается всеобъемлющее (на настоящий момент) определение понятия торговля людьми .
     В соответствии с Протоколом, торговля людьми означает осуществляемые в целях эксплуатации вербовку, перевозку, передачу, укрывательство или получение людей путем угрозы силой или ее применения или других форм принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребления властью или уязвимостью положения, либо путем подкупа, в виде платежей или выгод, для получения согласия лица, контролирующего другое лицо. Эксплуатация включает, как минимум, эксплуатацию проституции других лиц или другие формы сексуальной эксплуатации, принудительный труд или услуги, рабство или обычаи, сходные с рабством, подневольное состояние или извлечение органов.  При этом согласие жертвы торговли людьми на указанную эксплуатацию, не принимается во внимание, если было использовано любое из указанных средств воздействия.
     Еще более жестко обозначено отношение к вербовке, перевозке, передаче, укрывательству или получению ребенка для целей эксплуатации. В данном случае считаются "торговлей людьми" даже случаи, если они не связаны с применением какого-либо из указанных средств воздействия. "Ребенок" означает любое лицо, не достигшее 18-летнего возраста.
    Протокол содержит меры по предупреждению криминализации и преследования жертв торговли людьми. Применяется к предупреждению, расследованию и уголовному преследованию в связи с преступлениями, признанными таковыми в Протоколе, если эти преступления носят транснациональный характер и совершены при участии организованной преступной группы, а также к защите жертв таких преступлений.
    Большинство актов торговли людьми осуществляется организованными транснациональными преступными группами. В этой связи Протокол совместно с Конвенцией ООН против транснациональной организованной преступности является хорошей основой как для борьбы с этим явлением на международном уровне, так и для совершенствования национального законодательства в этой сфере. Последняя рекомендация  актуальна в связи с тем, что не всегда торговля людьми осуществляется на международном уровне.
    Особо значимыми установлениями Конвенции являются положения о криминализации:
     создания организованной преступной группы и участия в ней;
     отмывания денежных средств (доходов);
     актов коррупции (получение и передача взяток);
     воспрепятствования осуществлению правосудия.
    Широкий спектр мер, направленных на защиту свидетелей и потерпевших, оказание правовой помощи и выдача, сотрудничество правоохранительных органов в непроцессуальных (с позиций российской правовой системы) формах, которые являются одними из важнейших практических мер в борьбе с транснациональной преступностью, также нашли широкое освещение в Конвенции. Наряду с этим в ней содержатся и положения, направленные на расширение специальных методов раскрытия преступлений (агентурные операции, контролируемые поставки, электронное прослушивание, сотрудничество граждан с правоохранительными органами).