Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2004г. Выпуск 19 Международное законодательство по противодействию торговле людьми


Из зарубежного опыта законодательного обеспечения противодействия   торговле людьми
(намерения и результаты)

     Большинство стран мира имеет законодательные акты, в той или иной степени касающиеся вопросов противодействия торговле людьми . С отдельными положениями этих актов для ряда государств  - участников СНГ и других зарубежных стран можно ознакомиться в Приложениях 2 и 3.
    Как следует из Доклада о торговле людьми за 2003 год: Евразия , подготовленного Бюро Госдепартамента США по мониторингу и противодействию торговле людьми, в более 100 государствах, из числа обследованных, были достигнуты значительные успехи в ужесточении национальных законов и улучшении их правоприменения в борьбе с торговлей людьми.
_________________________
См.  2004-03-05h-efforts.htm  

     Далее в настоящем разделе речь пойдет о законодательстве США. Это обусловлено тем, что:
    во-первых, США  уделяет наиболее пристальное внимание проблеме рабства, так как  в ее истории уже была позорная глава, связанная с рабством, и кровопролитная Гражданская война (1861-1865 годов) велась именно за ликвидацию института рабства ;
_________________________
См. там же

    во-вторых, США в определенной мере претендуют на право законодателя мод в этой сфере. Так, Закон США о защите жертв торговли людьми 2000 года  предусматривает проведение мониторинга ситуации с торговлей людьми в мире. В результате такого обследования 2003 года все, упоминаемые в докладе страны, классифицированы по трем категориям:
_________________________
См.. "US Victims of Trafficking and Violence Protection Act of 2000".

    Категория 1  - государства, правительства которых полностью выполняют       минимальные стандарты, предусмотренные Законом США о защите жертв торговли людьми (Акт о защите жертв торговли людьми - АЗЖТ).
    Категория 2 - государства, правительства которых не в полной мере выполняют минимальные стандарты, предусмотренные вышеупомянутым законом, но предпринимают значительные усилия для их выполнения.
    Категория 3 - государства, правительства которых не в полной мере     выполняют минимальные стандарты и не предпринимают значительных усилий для их выполнения.  
_________________________
См.  2004-03-05h-efforts.htm  

     В 2003 году в соответствии с этой классификацией к странам, которые  полностью выполняют минимальные стандарты АЗЖТ  (категория 1), были отнесены:
     Австрия
     Чешская Республика
     Дания
    Франция
    Германия
    Венгрия
    Италия
    Литва
    Македония
    Нидерланды
     Польша
    Португалия
    Испания
    Швеция
    Швейцария

     Великобритания   
     К странам, которые не в полной мере выполняют минимальные стандарты, предусмотренные АЗЖТ, но предпринимают значительные усилия для их выполнения (категория 2), отнесены:

     Албания
    Армения
    Беларусь
    Канада
    Эстония
    Финляндия
    Израиль
    Киргизская Республика
    Республика Молдова
    Румыния

     Россия

     Сербия
    Черногория
    Словацкая Республика
    Республика Таджикистан

     Украина
     К странам, правительства которых не в полной мере выполняет минимальные стандарты и не предпринимают значительных усилий для их выполнения (категория 3), отнесены:  

     Босния и Герцеговина
    Грузия

Казахстан

     Турция
    Узбекистан

     В соответствии с  АЗЖТ, страны, отнесенные к третьей категории, будут подвергаться санкциям, как, например, приостановка не гуманитарной помощи и помощи, не относящейся к торговым соглашениям. США также собирается препятствовать таким странам при получении помощи от международных финансовых организаций.
    Характерно, что в 2002 году Российская Федерация оказалась зачисленной в третью категорию стран. Однако в связи с тем, что в 2003 году в Уголовный кодекс Российской Федерации были внесены поправки, включающие в список уголовных преступлений торговлю людьми и использование принудительного труда и устанавливающие уголовную ответственность за деятельность, связанную с проституцией, а также с производством и распространением детской порнографии, Россию в 2003 году отнесли уже ко второй категории.
_________________________
См. Department of State of the United States of America (2002), Victims of Trafficking and Violence Protection Act of 2000: Trafficking in Persons Report, US Department of State: Washington.  См. ФЗ 162 от 8 декабря 2003 г. О внесении изменений и дополнений в Уголовный Кодекс Российской Федерации

    По мнению Томаса Файерстоуна, Соединенные Штаты слишком поздно признали существование этой проблемы торговли людьми и лишь в 2000 году приняли закон, направленный на борьбу с торговлей людьми - Акт о защите жертв торговли людьми (АЗЖТ).
_________________________
Томас Файерстоун, постоянный представитель Министерства Юстиции США при Посольстве США в Москве (Прим. авт.)

    В соответствии с этим актом борьба с работорговлей должна вестись по трем важнейшим направлениям:
     преследование торговцев людьми,
     защита жертв,
    предотвращение случаев работорговли.
     АЗЖТ - комплексный закон, учитывающий все аспекты этой проблемы, в нем закреплены определения новых видов преступлений, делающие противозаконными
     1) торговлю людьми в общем,
     2) использование принудительного труда,
     3) продажу людей и, в частности, продажу детей в секс-индустрию,
     4) изъятие документов, удостоверяющих личность.
     Эти новые статьи закона необходимы для расследования и рассмотрения в судах дел о торговле людьми. Без введенных АЗЖТ определений американские прокуроры вынуждены были бы обвинять торговцев людьми по другим статьям, таким как мошенничество или проституция, которые не охватывают всего масштаба преступлений, совершаемых при работорговле, и зачастую не влекут за собой соответствующего наказания.
     Ниже приводятся отдельные модели применения АЗЖТ.
    Преследование торговцев людьми. Например, преступник под предлогом работы в американской киноиндустрии заманил женщин в США,  изолировал их, забрал паспорта и другие документы и заставил сниматься в порнофильмах. Конечно, это была классическая схема торговли людьми. Но без соответствующего закона данная афера не влекла уголовного преследования. А с введением АЗЖТ за такую деятельность можно предъявить обвинение на основании какой-либо одной или всех четырех статей Акта о защите жертв торговли людьми.
     Защита жертв. Принятие АЗЖТ повлекло за собой внесение важных изменений в закон об иммиграции в США, благодаря чему не только обеспечена правовая и иная защита жертве, но и облегчен процесс судебного преследования виновного. Так как жертвы торговли людьми часто въезжают в Соединенные Штаты по поддельным визам, они боятся просить помощи у правоохранительных органов. К тому же, при обнаружении незаконных мигрантов часто депортируют, что делает невозможным дачу показаний в любом суде против преступников, торговавших ими. Для решения этой проблемы АЗЖТ предусматривает новый вид иммигрантской визы - так называемая Т-виза.
     По закону Соединенных Штатов Т-виза выдается жертвам торговли людьми, которые могут доказать, что
     - они находятся в Соединенных Штатах в результате торговли людьми,
     - они выполняли любые разумные просьбы правоохранительных органов для содействия расследованию и судебному преследованию в делах торговли людьми,
     - высылка из Соединенных Штатов будет иметь для них серьезные и неблагоприятные последствия.
     Т-виза позволяет ее владельцам оставаться в стране на законных основаниях в течение трех лет. В конце этого срока они могут попросить разрешения на постоянное проживание, если в течение этих трех лет они не замечены в аморальном поведении, выполняли все разумные просьбы правоохранительных органов и депортация из Соединенных Штатов причинит им вред. Жертвы работорговли могут просить о предоставлении им Т-визы индивидуально, но обычно они нуждаются в поддержке представителей правоохранительных органов, документально подтверждающих их сотрудничество с последними.
     АЗЖТ также позволяет официально зарегистрированным жертвам торговли людьми воспользоваться рядом льгот: материальной помощью, бесплатным медицинским обслуживанием, продовольственными талонами, предоставлением жилья.
    Предотвращение случаев работорговли.   В связи с принятием Акта о защите жертв торговли людьми, правительство Соединенных Штатов также усилило меры по предотвращению преступлений в этой области. Ввиду того, что пунктом назначения торговцев в основном являются США, значительные усилия Соединенных Штатов в этом отношении были, прежде всего, нацелены на оказание помощи странам - источникам ввозимых людей в принятии мер по предотвращению деятельности торговцев людьми на их территории.
     Через три года после принятия  АЗЖТ, была принята Поправка к Акту о защите жертв торговли людьми, направленная на усиление действий США в области преследования, защиты и предотвращения торговли людьми. Внесены изменения в Закон о вымогательстве и коррумпированных организациях, чтобы облегчить прокурорам процесс обвинения торговцев людьми. Этот закон был принят в 1970 году для борьбы со сложными, хорошо организованными преступлениями и оказался действенным оружием против организованной преступности. Тот факт, что сейчас этот закон может быть использован в борьбе с торговцами людьми, укрепляет позиции правоохранительных органов в войне против работорговли.
     Что касается защиты, то поправка внесла изменения в закон, благодаря которым члены семей жертв работорговли, как и сами жертвы, теперь могут получить Т-визу; эти люди также получили право подавать гражданские иски против торговцев и, в случае выигранного дела, добиваться значительных денежных компенсаций.
     В области предотвращения случаев работорговли поправка дает полномочия на финансирование программ за пределами США и требует, чтобы Соединенные Штаты предоставляли денежную помощь иностранным неправительственным организациям, которые создают и участвуют в работе приютов в приграничных зонах, помогают обучать пограничников и служащих, работающих на границе, идентифицировать случаи торговли людьми. Для того чтобы содействовать правительствам зарубежных стран в предотвращении торговли людьми, поправка также обязывает правительство Соединенных Штатов проводить международные информационные программы, особенно в приграничных территориях и группах риска, направленные на борьбу с торговлей людьми. Поправка требует, чтобы правительство США участвовало в распространении материалов, как в своей стране, так и за рубежом, среди людей, которые отправляются за границу, предупреждая их о том, что секс-туризм является нелегальным, преследуется по закону и представляет опасность для всех, кто участвует в подобных авантюрах.
     Если говорить о правоприменительной практике АЗЖТ,  то хотя ее результаты в сопоставлении с масштабами торговли людьми в США и не впечатляют, но некоторые результаты имеются.  
     Так  за три года (со времени начала кампании по выдаче Т-виз) было выдано 172 Т-визы. Департаментом здравоохранения и сферы услуг выданы соответствующие сертификаты на материальную помощь и прочие льготы почти 400 жертвам торговцев людьми. Кроме того, Департамент здравоохранения и сферы услуг финансирует различные неправительственные и другие организации, оказывающие помощь жертвам работорговли. В марте 2003 года упомянутый Департамент выделил 15 организациям около 3,5 млн. долларов для оказания помощи жертвам торговцев людьми, включающей в себя предоставление временного жилья, профессиональное обучение, повышение культурного уровня и помощь в приобретении транспортных средств, а также доступ к соответствующим образовательным программам и юридической помощи. Например, в России Агентство международного развития США содействует в работе Винрок Интернэшенл (Winrock Int.), которая обеспечивает женщинам, находящимся в группе риска, экономическое образование, включающее специализированные курсы по различным профессиям и развитию малого бизнеса.
     Со времени принятия АЗЖТ число судебных расследований, открытых по поводу актов торговли людьми, как и число вынесенных судебных обвинений, увеличилось более чем в два раза. Количество подсудимых, обвиненных в преступлениях, связанных с торговлей людьми, возросло в три раза (с 24 до 79). В целом, ужесточилась в два раза (от 6 до 13 лет лишения свободы)  мера наказания. Повысился уровень осведомленности в обществе об опасности, связанной с торговлей людьми, в США и во всем мире. Положительные результаты ожидаются и от принятия поправки к АЗЖТ.
     Как видно из сказанного выше, проблема торговли людьми появилась не внезапно, и решить ее мгновенно тоже нельзя. Она возникла не в одной стране, и решить ее одно государство не в силах.  Это негативное глобальное явление может быть преодолено лишь посредством совместных, направленных на искоренение этого зла, усилий стран, из которых, через которые и куда везут жертв работорговли, настойчивого и последовательного преследования в судебном порядке торговцев людьми и защиты их жертв в тех случаях, когда планы торговцев реализуются.