Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2004г. Выпуск 19 Международное законодательство по противодействию торговле людьми


Приложение 3. Некоторые положения законодательства в сфере противодействия торговли людьми в Западноевропейских странах и Таиланде
_________________________
При подготовке раздела использованы материалы препринта - Синицын Ф.Л. Международное законодательство по проблемам торговли людьми. - Пермь. 2000 (Прим. авт.).

Итальянская Республика

      Италия является государством с повышенным уровнем вовлеченности в международную торговлю людьми как страна назначения для потоков торговли людьми и транзита. Италии присоединалсь Конвенции по уничтожению всех форм дискриминации против женщин, Конвенции о рабстве, Конвенции о преследовании торговли людьми и эксплуатации проституции третьими лицами и многих других международных соглашений.  
_________________________
См. Human Rights International Instruments - NY and Geneva, 1995, р. 4 -5.

    Кодекс о наказаниях Итальянской Республики (ст. 535, 536 и 537) предусматривает наказание за принуждение лица выехать в иностранное государство для занятия там проституцией путем использования насилия, угроз или обмана. Однако, жертвами такого преступления могут быть, согласно данному Кодексу, только женщины и меньшинства.
_________________________
См. Italian Parliamentary Proceedings. Chamber of Deputies. 13Ih Legislature. Annex В to the Reports. Session of May 14, 1997, р. 4.

    Так называемый "Закон Мерлини" 75 от 1958 года фактически запрещает лишь добровольную миграцию с целью проституции и не ведет к надлежащему преследованию торговцев людьми. Закон о торговле людьми, напротив, акцентирует внимание на признаках насилия со стороны преступников, как элемента торговли людьми.  Цель закона - создание государственного центра по координации действий и оперативному реагированию, в задачу которому ставится выполнение следующих обязанностей:
    а) Бороться с явлением торговли людьми, для чего выработать определенный государственный план по борьбе с организованной преступностью и эксплуатацией людей.
    б) Предпринять государственное расследование, касающееся размеров торговли людьми, ее транзитных путей, организаций, вовлеченных в торговлю людьми, связи их с организованной преступностью, размера финансовых потоков, с целью проведения кампаний по увеличению общественного знания о проблеме торговли людьми через средства массовой информации.
    в) Усилить банковский и фискальный контроль с целью сделать более сложным отмывание доходов, полученных крупными преступными организациями.
    г) Поощрять повышение знаний в области торговли людьми персонала иммиграционных учреждений и пограничных постов, так как это сделает возможным лучшее распознавание потенциальных жертв торговли людьми.
    д) Учредить   специальный   полицейский  отряд по преследованию торговли людьми, поощрять его сотрудничество с Интерполом и Европолом.
     е) Создать бесплатную телефонную линию для жертв торговли людьми.
    ж) Поддерживать инициативы итальянских организаций, которые предоставляют убежище женщинам - жертвам торговли людьми.
    з) Защищать безопасность и достоинство жертв торговли людьми, гарантируя им право представлять документы по частному уголовному обвинению, право на временное пребывание по гуманитарным основаниям, а также право свидетелей на защиту во время и после судебного процесса.
    и) Поощрять реинтеграцию женщин, являющихся жертвами торговли людьми, в странах их происхождения.
    к) Гарантировать негосударственным организациям возможность представления документов по частному уголовному обвинению на судебных процессах и защиты жертв торговли людьми.
    Данный закон уже показал свою хорошую работу. ОБСЕ в своем докладе отмечает, что в Италии, в отличие от остальных стран-членов ОБСЕ, прокуратура регулярно конфискует имущество торговцев людьми и использует эти средства для выплат компенсаций жертвам торговли людьми.
_________________________
См. Trafficking in human beings: Implications for the OSCE. Warsaw. 1999, р. 39

    К недостаткам закона можно отнести то, что позволяя женщинам временно оставаться в стране для их безопасности этот правовой акт, не предусматривает мер по сохранению в тайне личных данных жертв торговли людьми, что также является важным моментом защиты прав и свобод личности.

Королевство Бельгии

     
      Бельгия является страной назначения для потоков торговли людьми, в основном женщин с целью принуждения их к проституции. От 10 до 15% иностранок, вовлеченных в секс-бизнес в стране, являются жертвами торговли людьми.
    Бельгия ратифицировала Конвенцию по уничтожению всех форм дискриминации против женщин, Конвенцию о рабстве, Конвенцию о преследовании торговли людьми и эксплуатации проституции третьими лицами и другие международные    документы, касающиеся  проблемы торговли людьми.
_________________________
См. Human Rights International Instruments, - NY and Geneva, 1955, р. 2-3.

    Министерство иностранных дел и Министерство труда Бельгии издали Циркуляр о предоставлении вида на жительство и разрешений на работу (рабочих карт) иностранцам, ставшим жертвами торговли людьми, который устанавливает порядок регистрации жертв торговли людьми на территории страны. В соответствии с этим порядком жертвы торговли людьми должны покинуть страну в течение 45 дней. Однако в зависимости от обстоятельств имеется возможность для жертвы получить разрешение на:
    получение свидетельства о приезде, согласно которому жертва может находиться в стране в течение 3 месяцев;
    пребывание в стране на срок до 6 месяцев (может быть продлено еще на 6 месяцев);
     бессрочное пребывание.
    Последнее возможно в случае, если Кабинет Королевского прокурора Бельгии решает, что по заявлению жертвы торговли людьми должно быть проведено следствие и что заявление жертвы торговли людьми является важным в судебном процессе.
    В Бельгии действует Закон о борьбе против торговли людьми и детской порнографии, который вносит дополнения в Закон Королевства Бельгии о въезде, пребывании, поселении и высылке иностранцев в виде статьи 772:
    1. Лицо, которое любым способом, само или через посредника, содействует въезду или пребыванию иностранца в Королевстве, если оно
    - по отношению к иностранцу, прямо или косвенно, использует силу, обман, насилие любого рода или угрозу, или
    -  злоупотребляет особенно уязвимым положением иностранца, возникшим в результате его нелегального или полулегального административного положения, беременности, болезни, физических или психических недостатков,
    должно быть наказано в виде лишения свободы на срок от 1 до 5 лет и денежным штрафом в размере от 500 до 25000 франков...
    3. Преступление, описанное выше, наказывается лишением свободы на срок от 10 до 15 лет каторжных работ и денежным штрафом в размере от 1000 до 100000 франков, в случае совершения данного преступления группой лиц, независимо от того, был виновный лидером этой группы или простым членом.
    Этот Закон внес также поправку в некоторые статьи Уголовного кодекса Бельгии, которые стали звучать так:
_________________________
См.  Закон Королевства Бельгии о въезде, пребывании, поселении и высылке иностранцев. 1995 г.

    Статья 379. Лицо, которое покусится на нравственность для удовлетворения сексуального желания другого человека путем развращения или вовлечения в проституцию несовершеннолетнего лица мужского или женского пола, должно быть наказано. . Квалифицирующими  признаками,  отягчающими  ответственность,  по данной статье являются недостижение потерпевшим возраста 15 или 10 лет.
     Статья 380.2 1. Лицо, которое
    -  для удовлетворения полового желания другого лица, завербует, уведет или удержит при себе совершеннолетнее лицо, чтобы ввергнуть его в развратные действия или проституцию,..
    -   эксплуатирует проституцию другого лица, будет наказано+
    3. Совершение преступления, описанного в п. 1 настоящей статьи, будет наказано лишением свободы на срок от 10 до 15 лет в виде каторжных работ и денежным штрафом в размере от 100 до 50000 франков, если преступник
    -  пользуется, прямо или косвенно, обманом, угрозами или принуждением любого рода, или
    -  злоупотребляет особенно уязвимым положением иностранца, возникшим в результате его нелегального или полулегального административного положения, беременности, болезни, физических или психических недостатков,
    4. Преступление, описанное в п. 1 настоящей статьи, будет наказано лишением свободы на срок от 10 до 15 лет в виде каторжных работ и денежным штрафом в размере от 1000 до 100000 франков, если жертвой преступления является несовершеннолетнее лицо.
    5. Преступление, описанное в п. 1 настоящей статьи, будет наказано лишением свободы на срок от 15 до 20 лет в виде каторжных работ и денежным штрафом в размере от 1000 до 100000 франков, если жертвой преступления является лицо в возрасте до 10 лет.
    Статья 382.2 Вне зависимости от статуса лица, совершившего преступление,.. суд может приказать закрыть заведение, в котором совершались вышеуказанные преступления, на срок от 1 месяца до 3 лет со дня вынесения приговора.
    Закон также предусматривает, что    бельгиец или иностранец, обнаруженный в Бельгии, совершивший вне Королевства одно из преступлений... может преследоваться по закону в Бельгии, даже если бельгийские власти не получат никакой жалобы или официального сообщения от зарубежных властей.
    

Королевство Нидерландов

     
      Нидерланды - одна из наиболее вовлеченных в торговлю людьми стран мира. Особенно это касается торговли женщинами с целью принуждения их к проституции. Последние   годы   в   стране в грандиозном масштабе выросло число торговли людьми из стран Центральной и Восточной Европы, особенно из бывших советских республик. Сейчас 75% женщин, ставших жертвами торговли людьми в Нидерландах - родом из стран Центральной и Восточной Европы.
_________________________
См. Преступление и порабощение. Вашингтон, 1997, с5

    Королевство Нидерландов ратифицировало Конвенцию по уничтожению всех форм дискриминации против женщин, Конвенцию о рабстве.
    В Нидерландах действует Закон об иностранцах, статья 17 которого гласит, что при малейшем подозрении о случившемся акте торговли людьми, женщине - жертве торговли людьми, может быть позволено находиться на территории страны до тех пор, пока не будет полностью завершен судебный процесс по обвинению преступников в торговле людьми.  Это положение было распространено и на свидетелей, которые хотят дать показания для расследования случаев торговли людьми.
    Кроме того действует Инструкция по работе со случаями торговли людьми, изданная Управлением генерального атторнея Нидерландов. Согласно данной Инструкции, лицо подлежит ответственности за торговлю людьми, если оно вовлекает другое лицо в проституцию путем применения насилия или угрожая применением насилия, или использованием своей власти, вытекающей из обычных отношений, сложившихся обстоятельств или неполного представления лица об окружающей обстановке, или предпринимает любое действие, о котором знает или может уверенно подозревать, что оно вовлечет другое лицо в проституцию.
    В соответствии с Нидерландском кодексом о наказаниях (ст. 250) максимальное наказание за торговлю людьми достигает  6 лет лишения свободы. Если жертвой преступления стал представитель меньшинства, или преступление было совершено с применением физического насилия или организованной группой, то максимальный срок наказания за его совершение увеличивается до 10 лет.
_________________________
См. Foundation Auainst Traffickins in Women (STV) GAATW Bulletin. December 1999, р. 1.
     

Федеративная Республика Германии

     
     Германия является, пожалуй, самым значимым пунктом назначения для потоков торговли людьми из России и других стран содружества. Две трети женщин, ввозимых торговцами людьми в Западную Европу, направляются в Германию
     Статья 12 Конституции Германии содержит в себе запрет принудительного труда.
_________________________
См. Verfassung der Bundesrepublik Deutschland. A. 12.

     Кодекс о наказаниях ФРГ содержит следующие статьи, касающихся торговли людьми.
_________________________
См. Strafgesetzbuch der Bundesrepublik Deutschland mit Erlдuterungen. Munchen, 1999.

    Способствование проституции (ст. 180 а) (лишение свободы на срок до 3 лет или денежный штраф);
     Торговля людьми (ст. 180 б) (лишение свободы на срок до 3 лет или денежный штраф);
    Торговля людьми с отягчающими обстоятельствами (ст. 181) (Отягчающими обстоятельствами при принуждении другого лица к занятию проституцией являются физическое воздействие, обман, угрозы применения физического воздействия, использование беспомощности, беззащитности  лица, связанную с его пребыванием в чужой стране. Наказание  лишение свободы на срок от 1 до 10 лет);
    Сутенерство (ст. 181 а) (Признаки: эксплуатирует, с корыстной целью надзирает за лицом, занимающимся проституцией, и определяет место, время, объем и другие условия,  неоднократно предпринимает действия, препятствующие этому лицу прекратить занятие проституцией. Наказание - лишение свободы на срок от 5 месяцев до 6 лет. Преследуется законом и тот, кто предпринимает такие действия по отношению к своему супругу.
    Германия ратифицировала Конвенцию по уничтожению всех форм дискриминации против женщин, Конвенцию о рабстве и другие, но Конвенцию о преследовании торговли людьми и эксплуатации проституции третьими лицами ратифицировала в свое время только Германская Демократическая Республика.
_________________________
См. Human Rights International Instruments - NY and Geneva, 1995, р. 4 -5.


Королевство Таиланд

     Таиланд - азиатская страна назначения для многочисленных потоков торговли людьми из соседних стран - Мьянмы, Китая, Лаоса, Камбоджи, Вьетнама, а также транзитный пункт для потоков торговли людьми, направляющихся в Гонгконг, Тайвань и Малайзию. Именно по этой причине указанное государство выделено из стран азиатского континента.
_________________________
См. Roujanavong W. Thai Laws on Prostitution and Trafficking // GAATW Newsletter. N I /98

    В основном речь идет о торговле женщинами для принуждения их к проституции. На территории Таиланда активно действует организация "Всемирный альянс против торговли женщинами" (ГААТВ), которая прилагает большие усилия по борьбе с торговлей людьми не только в Таиланде, но и во всем регионе Южной Азии.
    Таиланд ратифицировал Конвенцию по уничтожению всех форм дискриминации против женщин и другие, но не ратифицировал Конвенцию о рабстве и Конвенцию о преследовании торговли людьми и эксплуатации проституции третьими лицами.
_________________________
См. Human Rights International Instruments, р. 8 -9.

    В Кодексе Таиланда о наказаниях введены квалифицирующие признаки, необходимые для адекватного определения акта торговли людьми, такие как насилие, обман, угрозы в отношении совершеннолетнего лица. В части преступления против лица, не достигшего возраста 18 лет, такие признаки не требуются.
     Согласно Кодексу наказанию подлежит лицо, которое для сексуального удовлетворения третьего лица, выступает в роли сводника, предлагает другому лицу или доставляет это лицо для неприличной сексуальной цели, используя обманные средства, угрозы, физическое насилие, аморальное влияние или психическое насилие в любом виде.
     Статья предусматривает также квалифицирующие признаки, отягчающие ответственность лица за совершение данного преступления: если описанное выше преступление совершено против лица в возрасте от 15 до 18 лет; если преступление совершено против лица, не достигшего возраста 15 лет (ст. 283).
    Лицо, которое для получения незаконной прибыли получает, продает, заманивает или перевозит лицо, даже с согласия этого лица, будет наказано (ст. 312).
    Недостаток упомянутого закона состоит, в том, что кодекс обращается только к теме торговли людьми с целью принуждения к проституции ("неприличная сексуальная цель"), не предусматривая того, что цели у торговли людьми могут быть иными.
    Также в Таиланде действует Закон О предотвращении и преследовании проституции . По данному закону проституция ставится вне закона, добровольная проституция наказуема, однако технически закон не делает сам акт проституции преступлением.
     В соответствии со ст.9 закона лицо, которое побуждает, склоняет или перевозит другое лицо для проституции, даже при ее или его согласии и безотносительно того, совершен данный акт в Таиланде или вне его, должно быть наказано. Отягчающим вину обстоятельством являются, недостижение жертвой возраста 18 лет или если данное преступление совершается с применением обмана, насилия в любой форме. Наказанию подлежит и лицо, задерживающее или ограничивающее свободу другого лица, или другим образом лишающее лицо свободы или наносящее физическое увечье или применяющее угрозы или любым образом применяющее насилие к другому лицу с целью принудить это лицо к проституции (ст.12).
    Напрямую направлен против торговли людьми  Закон "О мерах по предотвращению и преследованию торговли женщинами и детьми". Этот правовой акт принят для обеспечения выполнения вышеперечисленных норм права Таиланда, касающихся торговли людьми.
    Законом обусловливается, что само намерение предпринять акт торговли людьми является преступлением, которое служит основанием для ареста и преследования всех лиц, связанных с планированием и приготовлением такого акта. Кто-либо, помогающий в совершении данного преступления или поощряющий преступников, будет наказан так же, как и лица, совершившие данное преступление.
    Наказание, предусмотренное за торговлю людьми, является достаточно суровым - тюремное заключение на срок от 1 до 20 лет, пожизненное заключение или даже смертная казнь.
    Закон предоставляет широкие полномочия государственным чиновникам, работающим в органах, занятых борьбой с торговлей людьми. В частности, закон позволяет задерживать предполагаемую жертву торговли людьми для допроса на срок от 30 минут до 10 суток. Эта мера предусмотрена для прерывания процесса торговли людьми, а также производства обысков, включая обыски средств передвижения, предотвращения и преследования торговли людьми и с целью помощи жертвам этой торговли.
    Согласно закону, судебные органы наделяются полномочиями брать показания жертв торговли людьми немедленно после того, как жертва бежала от преступников."