АВ 2004г. Выпуск 4 Законодательное обеспечение миграционной политики Российской Федерации
Управляемая миграция рабочей силы таит в себе невиданный потенциал для экономического роста Российской Федерации. Приток в страну квалифицированной рабочей силы способствует росту рынка труда и объемов трудовой деятельности и, тем самым, вносит вклад в развитие малого бизнеса и стабилизацию системы социального обеспечения. Будущую потребность в рабочей силе невозможно предсказать заранее с абсолютной точностью. Поэтому необходимо стремится к созданию в России гибкой и управляемой системы трудовой миграции, учитывающей квалификационное развитие спроса и предложения на рынке труда. Миграция не должна мешать реализации отечественного потенциала рабочей силы, и для этого необходимы усилия общества и государства, направленные на повышение квалификации всех трудящихся, изменение условий оплаты труда.
Российская миграционная трудовая биржа - это постоянно действующий орган, реально функционирующее и динамично развивающееся предприятие, имеющее правовой статус открытого акционерного общества. Оно было создано в ноябре 2002 г. группой ученых и практиков, которые имеют опыт работы в государственном секторе экономики и социального обеспечения, прекрасно владеют методикой работы миграционных, кадровых и социальных служб.
Главная идея Российской миграционной трудовой биржи состоит в том, чтобы внебюджетными средствами и общественными усилиями создать в России систему негосударственной поддержки трудящихся-мигрантов, целевого оказания им гуманитарной, юридической и финансовой помощи, консультационных услуг для того, чтобы их потенциал был наиболее полно востребован, что позволит улучшить отношения между россиянами и мигрантами, обеспечить гармоническую интеграцию мигрантов в российское общество.
Одной из задач Российской миграционной трудовой биржи является обеспечение прав трудящихся мигрантов в сопряжении с экономическими интересами российских работодателей и государственных служб, регулирующих миграционные процессы.
Структура Российской миграционной трудовой биржи включает Межрегиональный фонд поддержки соотечественников за рубежом Интеграция , Профессиональные союзы мигрантов и наемных рабочих, страховые агентства, обслуживающие трудящихся-мигрантов, группы взаимодействия с этническими мигрантами, трудоустроившихся в России. Партнером миграционной трудовой биржи могут быть юридические лица, коммерческие и общественные организации, способные внести вклад в реализацию целей и задач, стоящих перед миграционной трудовой биржей.
Направления деятельности Российской миграционной трудовой биржи связаны с тем, чтобы принять на себя бремя определенных коммерческих рисков трудовых мигрантов. В этом ей готовы помочь многие представители российского бизнеса и работодатели, испытывающие нехватку рабочей силы. Российская миграционная трудовая биржа интегрирована с государственными структурами, взаимодействует с подразделениями, связанными с миграцией, чтобы принести посильную пользу и государству, и переселенцам. Например, направлять потоки людей в те регионы, где больше всего требуются рабочие руки. Биржа обеспечивает, чтобы мигранты приобретали достойную работу и условия жизни, не стихийно, а планомерно на основе приглашений и контрактов, заключаемых с учетом реальных возможностей их приема, размещения и трудоустройства в конкретных населенных пунктах. В процессе деятельности филиалов Российской миграционной трудовой биржи ведутся мероприятия по следующим основным направлениям:
- статистический анализ и практическая оценка информационных и процедурных недостатков в сфере реализации трудового потенциала мигрантов в российских регионах;
- определение условий поддержки трудящихся-мигрантов в правовой, информационной, а также образовательной, гуманитарной и финансовой сфере с целью гармонизации их интересов с интересами Российского государства и коренного населения регионов России;
- оценка состояния региональных рынков труда и числа вакансий, требующих как высокой, так и низкой квалификации в таких отраслях, как строительство, здравоохранение, материальное производство и других, где целесообразно использовать труд мигрантов;
- создание управляемых миграционных потоков, которые в ряде случаев исключают возникновение в регионах проблем этнического, социального и экономического характера;
- определение перспектив объединения усилий государственных органов, общественных и коммерческих организаций в области решения проблемам трудовой миграции;
- предотвращение злоупотреблений и противоправных действий в области оказания помощи и услуг трудящимся-мигрантам, приезжающим в соответствующий регион путем придания этим мерам легального и официального статуса, соответствующего условиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
- апробация в регионах мероприятий Российской миграционной трудовой биржи, в качестве головного специализированного участника негосударственного целевого оказания трудовым мигрантам гуманитарной и финансовой помощи, консультационных услуг для того, чтобы их потенциал был наиболее полно востребован, что позволит улучшить отношения между россиянами и мигрантами, обеспечить гармоническую интеграцию мигрантов в российское общество;
- обеспечение притока трудовых ресурсов требуемой квалификации в экономику регионов России и прилежащих к нему местностей, где наблюдается кадровый голод, включая такие отрасли, как строительство, тяжелая промышленность, в том числе добывающая и обрабатывающая, здравоохранение, образование, сельское хозяйство и др.;
- систематизация информации о пребывании, деятельности, условиях жизни и труда ранее въехавших в соответствующий регион трудовых мигрантов;
- приведение существующей миграционной массы и вновь входящих миграционных потоков в рамки единого правового, информационного, административного пространства;
- обеспечение личной безопасности и защищенности материальных и духовных интересов мигрантов, в том числе путем личного страхования и защиты личных сбережений и имущества трудовых мигрантов;
- профессиональная подготовка и профессиональное обучение мигрантов в целях повышения эффективности их использования миграционных трудовых ресурсов в каждом регионе России;
- формирование инфраструктуры проживания, а также медицинского, социального и культурного обслуживания мигрантов на территории российских регионов по типовым проектам, утверждаемым и реализуемым в установленном законодательством порядке;
- мобилизация инвестиционных ресурсов, включая средства инвестиционных компаний, фондов, государственных и коммерческих кредитных, благотворительных организаций для целевого финансирования реализации мероприятий, в особенности по аккумулированию финансового и организационного потенциала этнических, религиозных и иных общественных организаций мигрантов и стран их происхождения;
- контроль над распределением финансовых средств, обеспечение их целевого и законного расходования на нужды трудящихся-мигрантов;
- объединение местных организаций-работодателей (финансового, производственного, обслуживающего, страхового, строительного, образовательного бизнеса) в единую систему трудоустройства и управления миграционными трудовыми потоками.
Схема взаимодействия Российской миграционной трудовой биржи с федеральными и региональными органами исполнительной власти прилагается.
Деятельность Российской миграционной трудовой биржи поддержана Правительственной комиссией по миграционной политике, Федеральной миграционной службой МВД России, комитетами Совета Федерации по обороне и безопасности, по делам молодежи и спорту, комитетом Государственной Думы по делам национальностей, администрациями ряда городов России, исполнительным комитетом Совета Ассамблеи народов России, Международной ассамблеей столиц и крупных городов, Ассоциацией малых и средних городов России, Российским союзом промышленников и предпринимателей (работодателей), Международным фондом защиты от дискриминации и другими общественными отечественными и зарубежными организациями.
С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ И РЕГИОНАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ