АВ 2004г. Выпуск 4 Законодательное обеспечение миграционной политики Российской Федерации
Проблема повышения эффективности регулирования миграционных процессов в Российской Федерации на сегодняшний день является очень актуальной как на федеральном, так и региональном уровнях.
Предприятия страны уже сейчас сталкиваются с проблемой нехватки рабочей силы. Заполняется эта ниша в большей части за счет нелегального сектора. Представители российских бизнес-структур обязаны подавать заявки на наем иностранной рабочей силы на год вперед, что лишает бизнес гибкости, и оплачивать за пребывание каждого привлеченного иностранного работника значительные денежные средства. Процедура оформления привлеченного работника еще сложнее и дольше, чем процедура регистрации. Во-первых, работодатель сам должен сначала получить разрешение на привлечение иностранной рабочей силы. Затем получить разрешение на работу для каждого работника отдельно. При условии, что все документы которые должны быть легализованы в дипломатических представительствах и консульских учреждениях РФ и за рубежом, переведены на русский язык и нотариально заверены, оформлены правильно, то срок рассмотрения заявления составляет не менее 1,5 месяцев. При малейшей ошибке - круг повторяется. При этом работодатель несет финансовые расходы в виде государственных пошлин плюс внесение средств, необходимых для обеспечения выезда каждого работника из РФ.
Государству, в лице исполнительной власти, сложно регулировать данный процесс в связи с имеющей место ведомственной разобщенностью действий в этом направлении.
Создание миграционных трудовых бирж является первым этапом в налаживании эффективного миграционного регулирования в стране, причем не только за счет выделяемых средств федерального бюджета, а, в первую очередь, путем привлечения частного российского капитала.
Поскольку миграционная сфера затрагивает интересы национальной безопасности, бизнес в этой сфере, во-первых, должен быть четко регламентирован государством и относиться к лицензионным видам коммерческой деятельности. Во-вторых, поскольку коммерческие фирмы, работающие с мигрантами, несут за них финансовую ответственность перед государством, установленный минимальный размер уставного капитала для этих фирм должен быть на порядок больше, чем в обычных случаях. (Такая же практика сегодня действует в отношении создаваемых банков.) В-третьих, коммерческие фирмы, работающие с мигрантами, должны неукоснительно соблюдать инструкции миграционной службы, по ограничительным квотам, порядку ведения информационного учета и подачи информации об иностранных гражданах в органы миграционного контроля. В-четвертых, в штатном расписании этих фирм должны быть сотрудники, прошедшие специальную подготовку и аттестацию по миграционному управлению.
Одним из главных направлений усовершенствования законодательства о трудовой миграции является упрощение процедуры регистрации и легализации трудовой деятельности мигрантов.
На первый взгляд процедура регистрации иностранных граждан на территории РФ проста. Согласно ст. 23 Закона О правовом положении иностранных граждан в РФ для этого достаточно в трехдневный срок обратиться в местный ОВД, предъявив удостоверение личности и миграционную карту с отметкой пограничного контроля пункта пропуска.
Сложности, приводящие к росту нелегальной миграции, начинаются при попытке зарегистрироваться по месту проживания. Это долгий и сложный процесс, требующий привлечения собственников жилья. Сложность процесса регистрации - основная причина роста числа незарегистрированных мигрантов и, как следствие, потери контроля над массовыми перемещениями и снижение управляемости процессами миграции.
Исходя из этого, предлагается сделать процедуру регистрации не разрешительной, а уведомительной. МВД при этом сохраняет учетные и контролирующие функции, являясь держателем банка данных об иностранных гражданах на территории РФ, в соответствии со ст. 26 Закона О правовом положении иностранных граждан в РФ .
Основную же инфраструктуру для обеспечения процесса регистрации явочным порядком, целесообразно развернуть как сеть пунктов (терминалов), создаваемых с привлечением российского частного капитала (на базе миграционных трудовых бирж), которые были бы:
- общедоступными,
- унифицированными - работающими по одному стандарту.
Одновременно, наряду с такими пунктами (терминалами), возможно строительство гостиниц с развернутой инфраструктурой и миграционных учебно-методических центров.
Также должна быть упрощена процедура продления временного пребывания мигрантов в РФ.
Предлагается на законодательном уровне регулировать деятельность коммерческих фирм, работающих с мигрантами. Это, к примеру, может быть Федеральный Закон О миграционных трудовых биржах . Миграционные трудовые биржи, с одной стороны, обеспечивают интересы трудовых мигрантов (оформляют необходимые документы, организуют их проживание, предоставляют целый комплекс услуг), с другой стороны, -российских работодателей, предоставляя им уже готовую легализованную рабочую силу.
Представляется, что легализация мигранта должна также централизованно проводиться в пунктах, создаваемых на базе миграционных трудовых бирж. Работодатель по соглашению с биржей получает готовую очищенную рабочую силу.
Средством предотвращения использования работодателями труда мигрантов-нелегалов является повышение ответственности работодателя. Например, за каждый выявленный случай - штраф, многократно превышающий официальную стоимость легализации мигранта на территории РФ.
Также предлагается обязательное страхование мигранта на случай административного выдворения. Каждый въезжающий на территорию РФ трудовой мигрант обязан застраховать расходы по его административному выдворению. Таким образом, в случае совершения им правонарушения, влекущего административное выдворение, все издержки покрывает страховая компания.
Было бы также целесообразно ускорить разработку, рассмотрение и принятие федеральных законов в сфере миграции, в том числе "О миграции в Российской Федерации", О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон РФ О гражданстве Российской Федерации , "О привлечении и использовании иностранной рабочей силы на территории Российской Федерации", о внесении изменений и дополнений в федеральные законы "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", "О вынужденных переселенцах" и "О беженцах".
Уже назрела необходимость приступить к разработке проектов законов "О репатриации", "Об иммиграции", о государственной поддержке переселенческих объединений при общинном обустройстве и других законопроектов, направленных на совершенствование государственного регулирования миграционных процессов и учитывающих в первую очередь интересы коренного населения.
Следовало бы также инициировать качественную и своевременную подготовку и принятие модельных законов, касающихся проблем миграции, в том числе "О правилах пребывания и регистрации граждан на территориях государств - участников СНГ, связанных с миграцией", "О порядке въезда и выезда для граждан СНГ на территориях государств Содружества", "Общие направления миграционной политики государств - участников СНГ" и "О принципах регулирования трудовой миграции".
Было бы крайне полезно эффективнее использовать возможности двусторонних межпарламентских связей с государствами Содружества в целях сближения и гармонизации национальных законодательств в сфере регулирования миграционных процессов, совершенствования договорно-правовой базы, регламентирующих взаимные поездки граждан СНГ.
На уровне региональных структур целесообразно разработать меры, связанные с обустройством вынужденных мигрантов, включив эти меры в региональные программы социально-экономического развития.