АВ 2003г. Выпуск 18 Военная реформа Российской Армии. Обобщение опыта проведения эксперимента по переходу к комплектованию Вооруженных Сил военнослужащими по контракту.
1. Военная реформа, её основное содержание.
Целью военной реформы ставилось приведение военной организации РФ в соответствие с современными внешними и внутренними условиями и задачами по обеспечению обороны и безопасности страны при рациональном использовании выделяемых на эти нужды средств и ресурсов.
Преобразования военной организации РФ были начаты с момента образования современной российской государственности, созданием Вооруженных Сил РФ, образованием министерств и ведомств, имеющих в своем составе войска, воинские формирования и органы, формированием оборонного промышленного и научного комплекса.
Однако реальное реформирование Вооруженных Сил было переведено в практическую плоскость, начиная с середины 1997 года, с утверждения Президентом РФ замысла строительства Вооруженных Сил. На этой основе были подготовлены и утверждены ряд указов Президента РФ:
Концепция национальной безопасности Российской Федерации.
Военная доктрина Российской Федерации.
Основы (Концепция) государственной политики РФ по военному строительству на период до 2005 года.
Концепция строительства Вооруженных Сил РФ на период до 2005 года.
План строительства и развития Вооруженных Сил РФ на 2001-2005 годы.
Новый импульс процессу военной реформы был придан решениями, выработанными на заседаниях Совета Безопасности РФ 11 августа и 9 ноября 2000 года, и на проведенном в период между ними 27 сентября совещании под руководством Президента РФ, членов Совета Безопасности РФ.
По их результатам была намечена программа действий на период до 2010 года по формированию перспективного облика Военной организации РФ всех задействованных в военном строительстве структур государства. Эта программа была основана на выводах из оценки состояния и развития военно-политической обстановки, из которых следовало, что наиболее реальными угрозами военной безопасности России в конце ХХ, начале ХХI веков являются:
курс на утверждение мирового господства одной сверхдержавы при опоре на военную силу;
стремление отдельных государств и межгосударственных объединений принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности, прежде всего ООН и ОБСЕ;
опасностью ослабления политического и военного влияния России в мире, вытеснение ее из районов традиционных интересов;
укрепление военно-политических блоков и союзов, прежде всего расширение НАТО на восток;
возможностью появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов;
распространение оружия массового поражения и средств его доставки;
ослабление интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств;
возникновением и эскалацией вооруженных конфликтов и локальных войн вблизи государственной границы РФ и внешних границ государств-участников СНГ, особенно на Юго-Западном и Центрально-Азиатском стратегических направлениях, что может стать детонатором военных конфликтов более крупного масштаба;
притязаниями на территорию РФ, активизацией национально-этнического и религиозного экстремизма на Кавказе;
эскалация международного терроризма и тесно связанного с ним национальным экстремизмом, незаконным оборотом оружия, распространением наркотиков, изготовлением фальшивых денег и перемещением капитала. Международным терроризмом развязана открытая компания в целях дестабилизации обстановки в России;
активизация деятельности на территории РФ иностранных спецслужб и используемых ими организаций;
возведение в ранг стратегической доктрины перехода НАТО к практике силовых (военных) действий вне зоны ответственности блока и без санкции Совета Безопасности ООН чреват угрозой дестабилизации всей стратегической обстановки в мире.
Оценки характера угроз свидетельствуют о необходимости укрепления и повышения эффективности Военной организации нашего государства. В соответствии с Основами (Концепцией) государственной политики РФ по военному строительству на период до 2005 года главной целью военного строительства в РФ на этот период является создание военной организации, соответствующей современным и прогнозируемым геостратегическим, социально-политическим, экономическим и военно-техническим условиям и обеспечивающей эффективное выполнение задач по обеспечению обороны страны, безопасности государства и защиты его интересов при рациональном использовании выделяемых на эти нужды средств и ресурсов.
Мероприятия военной реформы в РФ проводятся по согласованным программам и планам строительства и развития Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, других компонентов военной организации, утвержденных Президентом РФ.
Изложенный в Основах (Концепции) государственной политики РФ по военному строительству на период до 2005 года, ( Основы-2005 ), комплекс экономических, социально-политических, организационно-технических, собственно военных и других мероприятий военного строительства по коренному преобразованию военной организации РФ определяет основное содержание военной реформы в период до 2005 года, целью которой в этот период является оптимизация структуры, сокращение состава и численности силового компонента военной организации на основе комплексирования сил и средств Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов при решении ими задач обороны страны и безопасности государства.
Достижение цели военного строительства Основами (Концепцией) государственной политики РФ по военному строительству на период до 2005 года предусматривалось в два этапа.
В рамках первого этапа (до 2001 года), основные усилия были сосредоточены на планировании, организации и выполнении первоочередных структурных преобразований, а также других мероприятий, направленных на создание условий для повышения качественных параметров и подъема эффективности всех компонентов Военной организации.
В рамках второго этапа (до 2005 года) после завершения структурных преобразований намечалось взять курс на последовательный рост технической оснащенности, энерговооруженности, ресурсообеспеченности, профессионализма, мобильности, других качественных параметров военной организации государства и её компонентов.
Основными направлениями военной реформы в РФ, определенными Основами -2005 ,являются:
совершенствование системы и повышение качественного уровня государственного управления военным строительством;
оптимизация системы органов военного управления, структуры, состава и численности военной организации, сбалансированное развитие её компонентов;
сведение к минимуму числа министерств и ведомств, которым разрешено иметь в своем составе войска и воинские формирования;
совершенствование стратегического планирования, приведение объема и содержания задач военной организации в соответствие с реальными потребностями обороны и безопасности РФ, исключение несвойственных военной организации функций и задач;
совершенствование систем боевой и мобилизационной готовности, мобилизационной подготовки в РФ;
повышение эффективности системы оперативной и боевой подготовки, воспитания военнослужащих;
укрепление организованности, правопорядка и воинской дисциплины;
совершенствование систем комплектования, подготовки кадров, военного образования и военной науки;
совершенствование оперативного оборудования территории РФ и завершение создания единой военной структуры государства;
оптимизацию технического обеспечения с переходом на единую систему заказов вооружения и военной техники общего назначения;
приоритетное решение задач модернизации вооружения и военной техники, создания научно-технического, конструкторского и производственного задела, выполнение НИОКР, направленных на создание новой унифицированной, стандартизированной, высокоэффективной системы вооружения для переоснащения военной организации;
структурное, технологическое и качественное преобразование материально-технической базы военной организации, оборонно-промышленного комплекса, в том числе совершенствование системы государственного регулирования его развития;
переход к единой, интегрированной и унифицированной системе тылового обеспечения всех компонентов военной организации;
приведение системы финансового обеспечения военной организации в соответствие с новыми экономическими условиями, поэтапный переход на стоимостной бюджетный учет материальных ценностей, а также на действующие формы бухгалтерского учета;
обеспечение полного и рационального использования внебюджетных средств недопущение расходов, неоправданных интересами обороны и безопасности РФ;
совершенствование системы социального обеспечения военного строительства, повышение социального статуса военнослужащих;
проведение активной государственной политики по укреплению военной службы, а также военно-патриотическому воспитанию граждан и подготовке их к военной службе;
развитие международного военно-политического (военного) сотрудничества, в первую очередь с государствами-участниками СНГ, а также военно-технического сотрудничества с зарубежными странами;
совершенствование нормативной, правовой базы военного строительства, развития военной организации, её правоотношений с гражданским обществом и государством на демократических принципах.