Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2003г. Выпуск 18 Военная реформа Российской Армии. Обобщение опыта проведения эксперимента по переходу к комплектованию Вооруженных Сил военнослужащими по контракту.


2. Основные положения Федеральных законов,определяющих военную службу по контракту.
    Одной из составных частей военной реформы в плане реализации принятого руководством страны решения о сокращении численности Армии и Флота, в рамках дальнейшей оптимизации структуры и состава Вооруженных Сил является переход к комплектованию должностей рядового и сержантского состава военнослужащими по контракту. В соответствии с ноябрьскими (2001 года) поручениями Президента и Правительства России Министерством обороны совместно с федеральными органами исполнительной власти развернута практическая работа по разработке проекта Федеральной целевой программы перехода к комплектованию вышеуказанных должностей военнослужащими именно по такому принципу. В целом разработку Программы предусматривается завершить к 1 июня 2003 года. Такой принцип комплектования должен быть рациональным, при учете демографических условий, специфики форм и способов выполнения задач по защите нашего государства, сохранения его территориальной целостности, а также финансово-материальных возможностей страны.
    Рассмотрим основные особенности данного принципа комплектования Вооруженных Сил.
    Так в Федеральном законе О воинской обязанности и военной службе говорится, что военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях, органах и создаваемых на военное время специальных формированиях. Она подразделяется на службу по призыву и на службу в добровольном порядке по контракту.
    В законе указывается, что правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция РФ, другие Федеральные законы и иные нормативные акты РФ в области обороны, воинской обязанности и военной службы, статус военнослужащих и международные договора РФ.       Граждане, проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус устанавливаемый Федеральным законом.
    Закон определяет порядок поступления граждан на военную службу по контракту. Гражданин добровольно заключает контракт о прохождении военной службы с Министерством обороны или федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, письменно по типовой форме в порядке определяемом Положением о порядке прохождения военной службы . Условия контракта включают в себя обязанность гражданина проходить военную службу в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях или органах в течении установленного контрактом срока, добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, а также право гражданина на соблюдение его прав и прав его семьи, включая получение льгот, гарантий и компенсаций установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ определяющими статус военнослужащих и порядок прохождения военной службы. Контракт  вступает в силу со дня его подписания соответствующим должностным  лицом в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы и прекращает свое действие со дня заключения военнослужащим иного контракта о прохождении военной службы, исключения военнослужащего из списков воинской части в случаях установленных федеральными законами.
    Заключение контракта о прохождении военной службы, прекращение его действия, а также иные отношения, связанные с ним, регулируются  законом О воинской обязанности и военной службе , Положением о порядке прохождения военной службы , а также законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, определяющими порядок прохождения военной службы и статус военнослужащих.
    Федеральный закон О статусе военнослужащих в соответствии с Конституцией РФ определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан уволенных с военной службы и членов их семей.
    В законе сказано, что:
    статус военнослужащих есть совокупность прав и свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и иными нормативными актами Российской федерации;
     военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом, Федеральными конституционными законами и федеральными законами.
    Наиболее полно это изложено в главе 2 данного закона Права и свободы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей .
    
     Глава 3 настоящего закона определяет обязанности и ответственность военнослужащих.
    Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что военнослужащий по контракту, независимо от воинского звания и занимаемой им должности, имеет определенные права и обязанности, ряд свобод и льгот, которые в значительной степени отличают его от военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
    Этот факт в значительной степени повышает ответственность государства, Министерства Обороны, других федеральных органов за своевременность и правильность выполнения взятых на себя обязательств перед военнослужащим, проходящим военную службу по данному принципу. Выполнение всего этого позволит создать военный организм государства такого качества, который будет способен решать все возложенные на него задачи.