Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2003г. Выпуск 18 Военная реформа Российской Армии. Обобщение опыта проведения эксперимента по переходу к комплектованию Вооруженных Сил военнослужащими по контракту.


Выводы:
    1.     Правильный выбор рода войск для проведения эксперимента. Командование ВДВ сумело, благодаря сложившимся в войсках боевым традициям, высокому патриотизму, чувству ответственности и трудолюбию офицеров, организовать и провести подготовительный и первый этапы эксперимента.
    2.     В ходе выполнения задач подготовительного и первого этапов удалось определить основные вопросы, которые необходимо решить при переходе к военной службе по контракту, в ходе развертывания начального периода.
    3.     При решении вопросов первого этапа эксперимента выработана идеология отношения к военнослужащим по контракту рядового и сержантского состава.
    4.     Определена необходимость доработки законодательных документов регламентирующих военную службу по контракту, разработки развернутого образца контракта, содержащего все правовые, социальные и другие акты, как военнослужащего так и государства в лице Министерства Обороны.
    5.     Разработать государственную программу повышения авторитета  и привлекательности военной службы по контракту. Повышения социального и материального статуса военнослужащих, роста их профессиональной подготовки, гуманизации и демократизации  военно-служебных отношений.
    Военное строительство - не лабораторное исследование и не полевое испытание, проводимое в специально конструируемых условиях. Оно развертывается в динамично развивающейся обстановке. События, происходящие в мире, не только корректируют военные цели и планы государства, влияют на содержание и динамику преобразований, но и отодвигают во времени решение ранее выявленных проблем.
    И для того, чтобы за решением повседневных задач не потерять из виду общую  перспективу, чтобы военное строительство не выглядело как пожарное реагирование на остро заявляющие о себе проблемы, у политического и военного руководства должна быть постоянная цель, ориентированная много больше чем на 5-10 лет. В одном из интервью министр обороны РФ  С.Б. Иванов заявил, что не может исключать появления на определенном этапе государства или группы государств, которые будут претендовать на нашу территориальную целостность, выдвигать  претензии или, пользуясь слабостью России, пытаться нас шантажировать, в том числе военной мощью. Но, коль скоро хотя бы гипотетически такая опасность может возникнуть - пусть через десятилетия, создавать реальные основы противодействия ей необходимо уже сейчас.
    Государству нужны вооруженные силы, которые здесь и сейчас надежно гарантируют его военную безопасность. Обороноспособность страны есть данность, которая не может иметь переходного состояния: -  она либо адекватна возможным угрозам и реальным вызовам,  либо её нет.