Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2003г. Выпуск 18 Военная реформа Российской Армии. Обобщение опыта проведения эксперимента по переходу к комплектованию Вооруженных Сил военнослужащими по контракту.


4. Обобщение опыта, полученного в ходе проведения эксперимента.
                   а) Подготовительный период.
    Для выполнения мероприятий по организации и проведению эксперимента на базе 76 вдд в Командовании Воздушно-десантными войсками была создана временная рабочая группа, которая в плане достижения цели эксперимента - Проверить возможности Министерства Обороны РФ по формированию соединения, комплектуемого военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, определить степени его боеспособности, финансовые и материальные затраты на переход и содержание соединения такого состава, определила основные направления подготовки по практическому решению поручения Президента РФ, Правительства РФ о переходе Вооруженных сил к комплектованию должностей рядового и сержантского состава военнослужащими по контракту.
    Основные из них:
совершенствование организационно-штатной структуры соединения;
приведение в соответствие денежного содержания военнослужащих требованиям времени и решение социальных проблем;
боевая подготовка;
материально-техническое обеспечение;
проведение инфомационно-воспитательных, социально-психологических и культурно-досуговых мероприятий.
    Совершенствование организационно-штатной структуры соединения.
    В целях создания дивизии будущего, рабочая группа предложила пересмотреть существующую в настоящее время организационно-штатную структуру соединения. Было предложено численность штатов мирного времени довести до численности военного времени. Ввести в штат дивизии новые элементы:
     отделение обеспечения контракта, численностью 5 военнослужащих и 2 человека гражданского персонала;
     полигон Завеличье , численностью 20 военнослужащих и 2 человека гражданского персонала;
     полигон Струги Красные численностью 35 военнослужащих и 6 человек гражданского персонала.
    Увеличить долю подразделений тылового и технического обеспечения до 30% от штатной численности, число лиц гражданского персонала довести до 646 человек. Данные нововведения позволили бы:
     улучшить работу по отбору граждан, желающих поступить на военную службу по контракту на конкурсной основе, непосредственно по месту жительства через руководство предприятий и военные комиссариаты, и в учебных центрах предварительного отбора;
     улучшить контроль за соблюдением выполнения условий контракта со стороны военнослужащего и должностных лиц Министерства Обороны. Проведение ежегодных тестирований военнослужащих на предмет их пригодности к службе и соответствие занимаемой им должности;
     улучшить отбор кандидатов на учебу по специальности в учебных частях;
     заключение договоров с руководителями предприятий, организаций (государственных и частных) по трудоустройству военнослужащих закончивших военную службу;
     исключить отрыв офицеров, прапорщиков, сержантов и солдат боевых подразделений, служащих по контракту, на выполнение задач, не связанных с их деятельностью по занимаемой должности, не отвечающих условиям контракта;
     увеличить интенсивность занятий по боевей подготовке.
    При приведении в соответствие денежного содержания военнослужащих требованиям времени и решении социальных проблем  группа настаивала на необходимости создать материальную заинтересованность военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, выйти на денежное содержание этой категории военнослужащих, которое позволит привлечь их наниматься на службу по контракту и создаст условия, позволяющие поддерживать укомплектованность соединения на установленном уровне и при этом производить отбор кандидатов на службу по контракту на конкурсной основе, с перспективой заключения с военнослужащим повторных контрактов.
    Решать этот вопрос предлагалось по двум направлениям:
    Первое - невысокое денежное довольствие и представление ряда льгот.
    Второе - высокое денежное довольствие без предоставления льгот.
    При рассмотрении первого направления надо учитывать величину прожиточного минимума на душу населения и то, что размер финансового довольствия должен быть не ниже среднего уровня заработной платы по России.
    Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2002 года Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения по РФ за 4 квартал 2001 года средняя величина прожиточного минимума на душу населения установлена 1574 рубля. Средняя заработная плата по России за 2001 год составляла 3262 рубля. Стоимость потребительской корзины на семью из трех человек в Псковской области в 2001 году составляла около 4500 рублей. Верхним ограничением является денежное довольствие офицеров и прапорщиков, которым необходимо его также повысить.
     Для создания заинтересованности военнослужащих-контрактников, предлагалось следующее денежное содержание военнослужащих служащих по контракту:
     рядового-2789 рублей;
     сержанта-2900 рублей;
     прапорщика-3770 рублей;
    офицеров:
     младших-4900 рублей;
     старших-6370 рублей.
    Для поднятия престижа военной службы в гвардейских частях предлагалось производить доплату в размере 300 руб. С момента зачисления в списки части.
    Дополнительно ввести льготы:
    бесплатное медицинское обеспечение и лечение всех членов семьи военнослужащего;
    предоставление возможности внеконкурсного поступления и получения бесплатного высшего образования военнослужащим по истечении определенного срока прохождения службы (после 3 лет)
    бесплатное пользование жилищно-коммунальными услугами.
Ряд льгот прелагалось провести в законодательном порядке.
     Общие расходы на рядового-контрактника в месяц с учетом вышеперечисленных льгот составят около 10 тысяч 900 рублей.
    Рабочая группа указывала на необходимость учитывать следующие факторы:
    1. Предлагаемое денежное содержание - это та минимальная сумма, от которой необходимо исходить при рассмотрении денежного содержания контрактника.
    2.     Если к началу эксперимента мы не сможем предоставить дополнительные льготы, то их необходимо компенсировать в денежном эквиваленте.
    3.     Предоставление льгот по обучению производить не за счет Министерства Обороны РФ.
    4.     При заключении контракта оговаривать денежное содержание за участие в различных военных операциях (контртеррористические, миротворческие, локальные войны).
    При рассмотрении второго направления предлагалось установить следующие нормы денежного содержания:
    - офицеры           - 15 тысяч руб.
    - прапорщики    - 13 тысяч руб.
    - сержанты         - 12 тысяч руб.
    - рядовые           - 10 тысяч руб.
    Для исключения социальной несправедливости по отношению к другим соединениям и частям, не участвующим в эксперименте, предлагалось разницу в денежном содержании платить по отдельной статье, не влияющей на размер пенсии.
    Одним из реальных рычагов привлекательности военной службы по контракту Рабочая группа рассматривала удовлетворение жилищно-бытовых условий военнослужащих по контракту. Технико-экономический расчет потребности в строительстве, реконструкции и ремонта казарменно-жилищного фонда 76 вдд был выполнен рабочей группой, назначенной по указанию Начальника строительства и расквартирования войск Заместителя Министра Обороны РФ. Расчет выполнен в трех вариантах:
    Вариант 1. Несемейные солдаты и сержанты, проходящие военную службу по контракту, размещаются в существующих зданиях казарм, реконструируемых под общежития с жилыми ячейками, оборудованными блоком санитарно-технических помещений. В связи с уменьшением вместимости реконструируемых казарм потребуется строительство общежитий на 2000 мест в казарменной зоне.
    Вариант 2. Несемейные солдаты и сержанты, проходящие военную службу по контракту, размещаются вне пределов зон военных городков, в жилых домах квартирного типа, используемых  как общежития. Потребуется построить 1020 квартир.
    Вариант 3. Несемейные солдаты и сержанты, проходящие военную службу по контракту, размещаются вне пределов зон военных городков- в зоне городской застройки в жилых домах квартирного типа, при этом каждому военнослужащему предоставляется отдельная, малогабаритная, однокомнатная квартира или комната в многокомнатной квартире по социальным нормам. Требуется построить 2070 квартир.
    Для семейных солдат и сержантов, проходящих военную службу по контракту, во всех случаях предусматривается строительство общежитий на 10% штатного состава-545 малогабаритных квартир на одну семью  каждая. Для бесквартирных офицеров и прапорщиков во всех случаях необходимо построить 600 квартир. Ориентировочный срок проведения работ - 18 месяцев.
    Командование ВДВ при прочих практически  равных условиях предлагало осуществить обустройство 76 вдд при комплектовании военнослужащими по контракту по варианту 2, что позволяло решить:
    исполнение действующего Законодательства РФ по обеспечению жильем,  и создание служебного фонда дивизии;
    размещение военнослужащих по контракту вблизи военных городков и повышение боевой готовности дивизии;
    проблему пребывания членов семей военнослужащих и других гражданских лиц на территории военных городков, где хранятся боеприпасы, оружие и военная техника;
    перевод в будущем без дополнительных материальных затрат служебного фонда в фонд для размещения военнослужащих по контракту.
    Переход Вооруженных Сил к комплектованию должностей рядового и сержантского состава военнослужащими по контракту, учитывая уровень их подготовки, радикально меняет подход к планированию, организации и проведению мероприятий боевой подготовки. Значительно сокращается период одиночной подготовки. Создаются условия комплексирования занятий боевой подготовки, проведения дополнительно разного рода действий при вооружении,  тренировок, соревнований для совершенствования уровня подготовки солдат контрактников. Увеличивается время для проведения мероприятий по боевому слаживанию подразделений. Появляется возможность более чаще проводить командно-штабные тренировки, комплексные тренировки на средствах связи на местности с обозначением своих войск и войск противника. Рабочая группа предложила вернуться к ранее существовавшей системе планирования боевой учебы. Данная система определяла регулярное проведение тактических учений всех степеней, что являлось завершением подготовки подразделения, части и соединения в целом на определенном этапе подготовки. Группа руководства по проведению учений была в праве оценить уровень подготовки, привлекаемых на учения подразделений и частей, определить степень их готовности к выполнению стоящих перед ними задач.
     Основными задачами материально-технического обеспечения войск на современном этапе являются:
    высокая степень укомплектованности (95% -100%) частей и соединений вооружением и военной техникой, позволяющей им выполнять, стоящие перед ними, задачи;
    поддержание вооружения и военной техники в исправном состоянии, с коэффициентом технической готовности 95% - 100%, что позволит её практическое использование во всех условиях боевой жизни войск;
    своевременное перевооружение на новые образцы вооружения и военной техники, отвечающие требованиям времени, стратегии и тактики современного боя;
    создание условий для хранения и содержания вооружения  и военной техники согласно требованиям, заложенным в режимах её хранения и эксплуатации;
    содержание войсковых запасов материально-технических средств на уровне отвечающем требованиям руководящих документов боевой и мобилизационной готовности войск.
    Выполнение вышеизложенных задач материально-технического обеспечения позволит соединениям и частям, перешедшим на комплектование военнослужащими по контракту, заниматься полноценной боевой учебой, быть готовыми выполнять любые стоящие перед ними задачи, в том числе и внезапно возникающие.
    Рабочей группой было указано, что подготовительный период эксперимента потребует дополнительные финансовые затраты на проведение:
    рекламы военной службы по контракту (подготовка видео-роликов на телевидение, выступления руководя руководящего состава по телевидению и радио, публикации в газетах, издание печатной и другой продукции);
    мероприятий связанных с профориентацией и профотбором (создание базы социально-психологической службы в дивизии и полках);
    культурно-досугового обеспечения военнослужащих и членов их семей (совершенствование культурно-досуговой базы солдатских клубов, библиотек и общежитий, обновление походных технических средств воспитания);
    мероприятий психолого-педагогической и правовой подготовки молодых офицеров.
    Выводы сделанные рабочей группой:
    1.     Эксперименту необходимо придать статус правительственного.
    2.     Финансирование эксперимента провести целевым назначением на Воздушно-десантные Войска без посредников с обязательным индексированием и Воздушно-десантные Войска должны выступать в роли заказчика.
    3.     Общие расчеты, проведенные по минимальным нормам, требуют более детального и углубленного анализа и проработки.

     Наименование затрат.

     Сумма (млн. Руб.

     Денежное содержание личного состава

     483,6

     Строительные работы

     1551,328

     Боевая подготовка

     206,99

     Обслуживание ВВТ

     50

     Совершенствование учебно-материальной базы

     11,1

     Затраты на информационно-воспитательрые, социально-психологические и культурно-досуговые мероприятия

     1,380

     Итого:

     2 304,405


          Дополнительные затраты:
     Перевооружение                                                       14 840,00
    Вывод ПТГр из ЧР                                                           2,313
    Ремонтные работы с ВВТ                                             181,0
         Итого:                                                                 15 023,313

     Строительство жилья и реконструкция казарменного фонда займут до 2 лет,  перевооружение - до 6 лет, желательно эксперимент проводить не в течение 1 года, а хотя бы в течение 2 лет. Через 2 года жильем можно будет обеспечить почти всех контрактников, что позволит приостановить их уход.
     б) Период практического  выполнения задач эксперимента.
    Ограниченность подготовительного периода эксперимента по времени не позволила претворить в жизнь все предложения рабочей группы. В связи с этим возникающие проблемы приходилось решать в ходе его практического проведения. Для организованного начала эксперимента Командованием ВДВ и дивизии были разработаны и утверждены руководящие документы регламентирующие повседневную деятельность частей соединения. Дивизия была доукомплектована необходимым количеством вооружения и военной техники, уровень укомплектованности  доведен до 100%.
     На склады соединения  подано необходимое количество тылового, военно-технического и другого имущества, что позволило содержать эти запасы по нормам, определенным соответствующими приказами и директивами. Завершен ремонт существующих объектов учебно-материальной базы. Согласно новых штатов были развернуты и подготовлены к работе полигоны Завеличье и Струги Красные .
    Основной вопрос эксперимента - комплектование воинских частей дивизии военнослужащими по контракту планировалось провести в два этапа.
    Первый этап - комплектование одного из полков и подразделений управления дивизии, проводился с 1 сентября по 31 декабря 2002 года:
    - с 1 по 25 сентября 2002 года за счет кандидатов отобранных в Воздушно-десантных Войсках;
    - с 25 сентября по 31 декабря 2002 года за счет кандидатов отобранных в военных комиссариатах.
    Второй этап, спланирован и проводится со 2 января по 30 апреля 2003 года, комплектование остальных частей и подразделений соединения.
    В период до 31 декабря 2002 года военные комиссариаты представили для отбора 1184 кандидата (36,7%). Комиссиями от дивизии отобрано 978 человек, из которых только 656 (66% от отобранных комиссиями соединения) заключили контракт с командирами воинских частей.
    В этот же период в Воздушно-десантных Войсках отобрано 1228 кандидатов, в том числе в частях 76 вдд 1104 кандидата.
    Данное количество отобранных, желающих служить по контракту,  позволило укомплектовать должности солдат и сержантов в полку на 88,2%, а в подразделениях управления дивизии на 48,5% военнослужащими по контракту. Этот факт говорит о том, что перед началом проведения эксперимента не созданы условия, которые привлекали бы добровольцев на военную службу по найму.
     Еще сложнее будет провести второй этап комплектования дивизии, завершение которого планируется 30 апреля 2003 года. В ходе его проведения необходимо отобрать и нанять на службу 2864 военнослужащих-добровольца (52,6% от общей численности) и укомплектовать должности солдат и сержантов всех частей соединения военнослужащими по контракту на 100%.
      Основными проблемами, сокращающими количество желающих наниматься на военную службу по контракту являются:
    1.     Недостаточность рекламы на радио, телевидении и других средствах массовой информации. Её отсутствие в местах скопления людей: парках  культуры, торговых центрах, рынках, метро, спортивных комплексах, крупных площадях, вокзалах, кинотеатрах. Это, в значительной мере, снижает количество добровольцев служить по контракту.
    2.     Эксперимент по значимости не вышел за рамки Вооруженных Сил. Агитирование и отбор кандидатов на военную службу по контракту производится в основном внутри их Видов. Военные комиссариаты, из-за отсутствия служебного персонала, не в состоянии организовать вербовочную работу по отбору кандидатов непосредственно по месту их  жительства, на предприятиях и  других организациях. Местные органы власти вообще не принимают в нем участие.   
     3.     Невыполнение Министерством Обороны  рекламируемых привлекательных сторон военной службы по контракту, таких как  денежное содержание, обеспечение жильем по социальным нормам, регламентируемый рабочий день, исполнение обязанностей строго по избранной военной специальности. Так, например, из числа отобранных кандидатов в военных комиссариатах Приволжско-Уральского Военного Округа в количестве 45 человек, только 28 человек заключили контракты, а 17 человек отказались их заключить по вышеизложенной причине.
    4.     Отсутствие реальных рычагов стимулирования и привлекательности прохождения военной службы по контракту. Результаты социологического опроса военнослужащих полка, проведенного 6-7 января 2003 года, показали, что у 62% военнослужащих ожидания от службы по контракту не оправдались, из них 91% из-за низкого денежного содержания. Не удовлетворяют материально-бытовые условия прохождения военной службы 72% военнослужащих, в том числе отсутствие жилья (квартир или общежития для военнослужащих и членов их семей), большая скученность личного состава в казармах и размещение кроватей в два яруса.
    Установленный образец контракта устраивает только 40% личного состава, основными мотивами, побудившими подписать контракт, стали: стремление улучшить свое жилищное и материальное положение - 88%, возможность хорошо заработать в горячих точках - 62%.
    Военнослужащие по контракту  заинтересованы в льготах и компенсациях: получение жилья, 50% оплата коммунальных услуг военнослужащим и членам их семей, возможность получения бесплатного высшего образования, бесплатное лечение членов семей военнослужащих, отмена подоходного налога.  Чтобы выполнить главную задачу эксперимента, завершить к 30 апреля комплектование всех частей дивизии военнослужащими по контракту, желательно прислушаться к предложениям командования ВДВ, по выработке и проведению в жизнь реальных рычагов стимулирования и привлекательности военной службы по контракту.  
     Из-за короткого промежутка времени, прошедшего с начала проведения эксперимента, рано еще говорить об изменении климата в отношениях между военнослужащими, жизни подразделений как отдельных коллективов. Все это дело времени. Они еще только формируются. Но уже обозначились сложности работы молодых офицеров в плане организации воспитательной и правовой работы в коллективах, которыми они командуют. Встает вопрос о создании в войсках единой системы воспитания, подкрепленной научными обоснованиями. Организации институтов и курсов по подготовке офицеров на должности заместителей по воспитательной работе.
    Объективной необходимостью становится качественный подбор и подготовка младших командиров, которые были бы в состоянии нормализовать межличностные отношения в подразделениях. Могли бы командовать подчиненными в бою, проводить соответствующие занятия по боевой подготовке. Являлись бы связующим звеном между рядовым,  сержантским составом и офицерами. Возникает вопрос о введении в штаты подразделений новых должностей, таких как главный сержант подразделения (от роты до полка), помощник руководителя группы по государственно-общественной подготовке во взводе.  
     Немаловажным для решения главной задачи эксперимента является своевременная подготовка казарменно-жилищного фонда к приему военнослужащих по контракту. В 2002 году Министерство Обороны израсходовало на эти мероприятия 606 млн. рублей.
    На 2003 год выделено 1 млрд. 5 млн. 500 тыс. рублей, в том числе 838,3 млн. рублей на капитальное строительство, 105,2 млн. рублей на капитальный ремонт и 62,0 млн. рублей на текущий ремонт объектов казарменно-служебной зоны. Сдача в эксплуатацию основных объектов казарменно-служебного фонда дивизии, оказывающих основное влияние на жизнеобеспечение личного состава, спланирована к 1 мая 2003 года.
    Строительство новых объектов для соединения (4 солдатских общежития и 2 учебных корпуса) планируется завершить к 1 сентября 2003 года.
    Своевременное завершение строительства новых объектов, ремонта казарменно-служебного фонда позволит снять напряженность отношений командного состава с рядовым и сержантским составом, снизить количество не желающих заключать контракт на военную службу по этой причине.
    Уровень боевой готовности и боевой подготовки части является основным показателем ее готовности к выполнению боевых и других , стоящих перед нею задач. Боевая подготовка в полку, на базе которого проводился первый этап эксперимента, организована и проводится согласно плана боевой подготовки на 2003 учебный год, по программам разработанным с учетом его проведения.
    Непродолжительный период одиночной подготовки завершился приемом зачетов по предметам боевой подготовки, для определения уровня подготовленности военнослужащих по контракту к исполнению должностных обязанностей. После чего начались занятия по боевому слаживанию подразделений. Зимний период обучения в части должен закончиться проведением батальонных тактических учений с боевой стрельбой и началом подготовки к показному полковому тактическому учению с десантированием и боевой стрельбой, спланированного на лето 2003 года.                        
     Проанализировав итоги первого этапа эксперимента можно определить, что его положительное завершение в основном зависит от следующих факторов:
    1.     Денежное содержание военнослужащего по контракту должно обеспечивать прожиточный минимум самого военнослужащего и членов его семьи.
    2.     Должны быть созданы для военнослужащих по контракту и членов их семей жилищно-бытовые условия, отвечающие требованиям социальных норм.
    3.     Заинтересованности военнослужащего по контракту в выполнении обязанностей военной службы, определенных условиями контракта, в заключении им повторного контракта.
    Если Министерству Обороны удастся в оставшееся до окончания эксперимента время решить эти проблемы, то и сам эксперимент можно считать удачным. Если же нет, то не удастся добиться главного -  перейти, в ближайшее время,  к комплектованию должностей солдат и сержантов военнослужащими по контракту, по найму на добровольной основе. Второй этап эксперимента заканчивается 30 апреля 2003 года. К этому времени все части дивизии должны быть укомплектованы по этому принципу.