Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2002г. Выпуск 22 Правовые основы антитеррористического взаимодействия


Некоторые направления совершенствования международного законодательства

     Международное право,  к  сожалению,  не  всегда успевает за новыми вызовами, террористов. Вне сферы универсального договорного регулирования до сих пор остаются вопросы, связанные с намеренным применением оружия против гражданского  населения, - наиболее часто использующимся в последнее время террористами методом.
    Серьезно ослабляет эффективность глобальной системы антитеррористического  взаимодействия  и  то обстоятельство,  что в конвенциях участвуют далеко не все государства. Наконец, явно не адекватны механизмы контроля над их выполнением.
    В целом можно сделать вывод - международные правовые акты по борьбе с терроризмом есть, но создание полноценной правовой основы, адекватной масштабам и  современным возможностям террористов, является настоятельной необходимостью. До сих пор законодатели не могли даже дать четкого и недвусмысленного юридического определения терроризма. А между тем терроризм набирает обороты, число террористических групп растет. В приложении 3. приводятся сведения о международных террористических организациях.
     Существующие нормативно-правовые акты в значительной мере направлены на противодействие следствиям, вытекающим из террористических актов,  а не на искоренение причин, лежащих в основе террористических актов. Причинами террористических актов зачастую являются, существующее в мире, политическое, экономическое и социальное неравенство.
     Необходимость анализа причин терроризма, в частности, отмечена в Берлинской декларации Парламентской Ассамблеи ОБСЕ (июль 2002 г.). В Декларации отмечается, что "терроризм зачастую связан с политическими, экономическими и социальными проблемами и что последствия глобализации могут способствовать широкому росту недовольства, которое может вести к терроризму".  В Декларации отмечена важность лишения терроризма поддержки со стороны общества и необходимость принятия эффективных мер для устранения социально-экономических факторов этой поддержки таких, как бедность, безработица, неграмотность, расовая, этническая, религиозная и прочие формы дискриминации, путем обеспечения стабильного развития всех регионов с уделением особого внимания социальным аспектам процессов глобализации. В ней же подчеркивается, что борьба с терроризмом должна вестись в соответствии с нормами международного права, включая права человека, международное гуманитарное право и правовые нормы, касающиеся беженцев.
     В целом на международном уровне признается, что антитеррористические действия должны быть направлены исключительно против тех, кто совершает террористические акты, и их сообщников, а не против любого национального, этнического или религиозного сообщества как такового. Однако зачастую  борьба с терроризмом для населения по своим последствиям мало отличается от действий террористов - лишение крова, убитая родня, разрушенная инфраструктура, потеря социального статуса, здоровья, источников существования и так далее. Необходима правовая основа защиты населения от негативных последствий борьбы с терроризмом. В том числе, регламентация прав, пострадавших от антитеррористических международных операций, на компенсации, с указанием  международных институтов, которые должны эти компенсации производить и источников, за счет чего эти компенсации должны производиться. Необходим также международный институт социальной и психологической реабилитации пострадавших от антитеррористических международных операций.
    В борьбе с терроризмом на международном уровне после сентябрьской трагедии в США ключевое значение придается вопросу о его финансовых ресурсах. Международные стандарты борьбы с финансированием терроризма основаны на Международной конвенция о пресечении финансирования терроризма от 9 декабря 1999 года, резолюция 1373 Совета Безопасности ООН и Специальные рекомендации Целевой группы по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ).  Борьба с финансированием терроризма не может быть ограничена методами замораживания активов террористических организаций. Она должна дополняться усилиями по борьбе с организованной преступностью, незаконной торговлей наркотиками и оружием, торговлей людьми, отмыванием денег, захватом заложников и другими преступлениями, которые являются основным источником финансирования террористической деятельности.

    В связи с этим может потребоваться принятие международных  норм, позволяющих преодолевать эффективно и динамично банковскую тайну в процессе выявления, замораживания и наложения ареста на активы террористов. Возможно создание законодательных основ борьбы со злоупотреблениями террористов в финансовой сфере, которая не будет ограничиваться банковским сектором, а будет охватывать весь финансовый сектор, как официальный, так и неофициальный.
     Все более настоятельно назревает необходимость принятия международных норм, направленных на ограничение возможностей использования Интернета и средств массовой информации в интересах террористов и участников других организованных преступных форимрований. Международный комитет по контролю над наркотиками ООН в своем докладе за 2001 год предложил рассмотреть вопрос о разработке конвенции ООН о борьбе с киберпреступностью с учетом таких региональных достижений в этой области как Конвенция Совета Европы о киберпрестпуности.    

           И, наконец, актуализируется вопрос расширения сферы Международного уголовного суда путем включения в нее преступлений терроризма