АВ 2002г. Выпуск 16 Киберпреступность и наркобизнес
Рекомендации Международного комитета ООН по контролю над наркотиками
МККН выступает в качестве гаранта трех международных договоров о контроле над наркотиками:
Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г.;
Конвенция о психотропных веществах 1971 г.;
Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.
Функциональное предназначение перечисленных Конвенций заключаются в обеспечении здоровья и благополучия всех наций и мирового сообщества в целом. Исходя их этих функций МККН предлагает концепцию "совместной опеки" в рамках развитого информационного общества, которая будет способствовать его дальнейшему процветанию и безопасности.
В своем докладе МККН считает, что:
Наиболее настоятельная задача, которая стоит перед правительствами, заключается в обеспечении принятия на национальном уровне процессуальных и материально-правовых норм, необходимых для борьбы с преступлениями, совершаемыми в электронной сфере. О наличии отягчающих обстоятельств в таких деяниях можно говорить лишь тогда, когда они совершаются с целью незаконного оборота наркотиков или, если они совершаются членом какой-либо организованной преступной группы (в соответствии с определением, содержащимся в Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности).
Следует насколько возможно, унифицировать принимаемые меры, чтобы правонарушения, санкции и нормы доказательств одинаково рассматривались, в разных странах мира как инструменты предупреждения возникновения новых "информационных убежищ". В связи с этим необходимо оказывать материально-техническую и иную помощь развивающимся странам, которые, как считается, могут быть использованы в таком качестве.
Органам по обеспечению соблюдения законов о наркотиках и судебным органам следует предоставить соответствующие ресурсы и оборудование для проведения расследований, выявления, задержания и уголовного преследования лиц, которые используют новые технологии в сфере незаконного оборота наркотиков.
На национальном уровне необходимо создавать специализированные межведомственные подразделения по борьбе с наркобизнесом, использующим высокие технологий. С учетом правила, что "для борьбы с сетями необходимы сети", надо расширять сферу действия сетей системы "24/7", включать в нее новые страны и поддерживать сотрудничество с другими органами по борьбе с киберпреступностью.
Не менее актуальна проблема обеспечения защиты от "кибернетических атак" основных объектов инфраструктуры государства, а также органов по обеспечению соблюдения законов о наркотиках, их информационных и оперативных баз данных
Следует изыскать финансовые ресурсы для закупки оборудования и организации на соответствующем уровне подготовительных мероприятий с целью обучения сотрудников директивных органов, правоохранительных органов, спецслужб и следственных подразделений методам судебной экспертизы и развития требуемых технических навыков.
Необходимо продолжать работу по обеспечению скорейшей ратификации Конвенции Европейского союза о киберпреступности и оказывать поддержку другим инициативам в этой области в других регионах.
Правительствам рекомендуется требовать от аптек, работающих в он-лайновом режиме, получения лицензий независимо от того, где они расположены и куда доставляются лекарственные средства, отпускаемые по рецепту, а также создать систему надзора за деятельностью таких аптек. Он-лайновая торговля наркотическими средствами и психотропными веществами должна быть запрещена полностью, поскольку она осуществляется в обход существующей системы национального и международного контроля.
Правительствам следует содействовать повышению уровня осведомленности населения, особенно родителей и учителей, о том, что молодые люди, использующие Интернет, могут сталкиваться с сообщениями, поощряющими злоупотребление наркотиками, и что имеются технические средства для блокирования или отфильтровывания таких сообщений.
Правительствам следует поддерживать создание Web-сайтов, в увлекательной форме представляющих объективную информацию о незаконном потреблении наркотиков, например, разъясняющих национальные законы, которые регулируют вопросы незаконного хранения, использования и оборота наркотиков, а также содержащих описание наркотиков и последствий их применения.
Целесообразно рассмотреть вопрос о разработке конвенции Организации Объединенных Наций о борьбе с киберпреступностью. Такая конвенция могла бы содержать универсальную для всего мира классификацию и определения преступности, связанной с использованием высоких технологий и компьютеров, и послужить основой для унификации законодательства и налаживания международного сотрудничества в расследовании и уголовном преследовании трансграничных преступлений, совершаемых посредством или с помощью электронных средств. В нее можно было бы также включить раздел о преступлениях, связанных с наркотиками, и напоминание правительствам о том, что они должны запрещать любую форму рекламирования наркотических средств или психотропных веществ. В этой конвенции вопросы безопасности и защиты от преступности должны быть согласованы с вопросами уважения гражданских свобод, человеческого достоинства и неприкосновенности частной жизни.
Поставщики услуг в Интернете должны расширять практику создания линий экстренной связи, через которые население могло бы сообщать об оскорбительном или незаконном содержании существующих в Интернете сайтов. Поставщики должны быть поставлены в известность, что информация о наркотиках на некоторых Web-сайтах может противоречить положениям международных договоров о контроле над наркотиками.
Финансовым институтам следует пересмотреть принимаемые ими меры по борьбе с отмыванием денег в свете последних научно-технических достижений.