Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2002г. Выпуск 16 Киберпреступность и наркобизнес


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Некоторые ответы России на глобальные кибернетические вызовы

     Из сказанного выше следует, что киберпреступность - это преступность без границ. В таких условиях сугубо национальные правоохранительные стратегии не являются достаточными. Только самое широкое международное сотрудничество может препятствовать превращению Интернета во всемирную сеть незаконного оборота наркотиков и иной преступной деятельности. Россия не остается в стороне от разработки международных мер в этой сфере. Так,  Российская Федерация внесла на 54-ю Сессию Генеральной Ассамблеи ООН соответствующие предложения, о борьбе с информационным терроризмом и криминалом,  которые были одобрены Комитетом по Вопросам Разоружения и Международной безопасности  ООН. В связи с принятием Конвенции Совета Европы о киберпреступности представляется целесообразным присоединение к этому субрегиональному юридическому акту.
     В настоящее время отечественные эксперты в области информационной безопасности внимательно следят за развитием процессов в международном кибернетическом пространстве. Самые разные стороны данной проблемы находят отражение в принятии ответственных государственных решений, обсуждаются на научно-практических конференциях, дискутируются в специальной литературе, освещаются в мероприятиях, направленных на эффективное обеспечение национальной безопасности в кибернетическом аспекте.
_________________________
См., например: Информационные вызовы национальной и международной безопасности. - М., 2001; Россия и процессы глобализации. Что делать? Тезисы Совета по внешней и оборонной политике. - М., 2001; Защита персональных данных. - М., 2001; О совершенствовании системы безналичного обращения в Российской Федерации. Законодательное обеспечение. - М., 2002; Программа Третьей Всероссийской конференции Информационная безопасность России в условиях глобального информационного общества . - М., 2002.
     К примеру, Правительством Российской Федерации разработана  Федеральная целевая программа Электронная Россия , Советом Безопасности Российской Федерации принята Доктрина информационной безопасности .
     Обсуждая меры противодействия киберпреступности, нельзя недооценивать роль научного фактора. Только совместными усилиями всех ветвей власти, правоохранительных органов, спецслужб, ученых-специалистов в сфере высоких технологий можно найти адекватный ответ транснациональному и доморощенному преступному миру.   
     В марте 2002 года в Александровском зале Кремля прошло закрытое совместное заседание президиума Государственного Совета, Совета Безопасности и Совета по науке и технологиям при Президенте Российской Федерации. На этом высоком собрании под председательством Президента Российской Федерации В.В. Путина, были одобрены три важных документа, весьма перспективных для анализируемой в нашем случае темы:
       Основы политики Российской Федерации в области развития науки, технологий и техники на период до 2010 года и дальнейшую перспективу ;
       Приоритетные направления развития науки, технологий и техники на период до 2010 года ;
       Перечень критических технологий на период до 2010 года .
     В перечисленных документах российская наука признается одним из мощных средств обеспечения национальной безопасности страны. В развитие этого, к сожалению, ранее не всегда признаваемого факта, бюджетное финансирование научных исследований и технологических разработок намечается довести до 4% от его общего объема. Новая цифра в пять раз выше показателей 2002 года.
     Определены девять приоритетных направлений развития науки. По этим направлениям выделены критические технологии.  В их список входят 53 технологии, включая и те, которые имеют непосредственное отношение к анализируемой нами проблеме. Назовем некоторые из них:
     высокопроизводительные вычислительные системы;
     компьютерное моделирование;
    искусственный интеллект;
    информационно-телекоммуникационные системы;
    элементарная база микроэлектроники;
    наноэлектроника и квантовые компьютеры;
    распознавание образцов и анализ изображений;
    радио и акустоэлектроника;
    оптическая и сверхвысокочастотная связь.
     Высокие (критические) технологии являются сегодня для России жизненно необходимым инструментом прямого и опосредованного включения в модернизацию системы глобального управления. А здесь позиции современной России, которая первая запустила человека в Космос,  далеко не лидирующие. Так, по степени участия в информационной революции Россия находится где-то на 50-м месте в мире. Отсюда вполне понятно, что без перспективных разработок в сфере информационных технологий, современных средств связи, коммуникаций - страна не только обречена на перманентное международное отставание, но теряет возможности эффективно и в полном объеме обеспечить свою безопасность, как от национальной, так и от транснациональной преступности.
    Итак, поднятие информатизации страны на самый высокий политический уровень, приоритет президентской политики, уже началось. Однако многое здесь будет зависеть от еще двух серьезных обстоятельств:
     Во-первых, создания в России органа, ответственного за проведение государственной политики, преодоление межведомственных барьеров в контроле над развитием кибернетической сферы. Пока же в его отсутствие превалирует конкуренция со стороны различных государственных и коммерческих структур в стремлении продвинуть местнические, а то и сугубо личные, корыстные интересы в графу национальных приоритетов. Между тем подойти к решению этого актуального вопроса может помочь, например, опыт США, где не первый год успешно функционирует Президентский Совет по информатике и внедрению Интернет-технологий.
     Во-вторых, поддержки активности населения, особенно молодежи, в обеспечении информационной безопасности на частном уровне. Российское сетевое сообщество и неправительственные организации, при координирующем участии государства, могли бы оказать неоценимую помощь национальной безопасности страны в борьбе с кибернетической преступностью. Разумеется, и в области противодействия незаконному распространению наркотиков. Некоторые соображения на этот счет звучали на парламентских слушаниях "Незаконный оборот наркотиков - угроза национальной безопасности и целостности России", проведенных 26 октября 2001 года в Государственной Думе.