Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2002г. Выпуск 10 Правовые проблемы национальной безопасности в условиях глобализации информационной сети


3. О правовых барьерах информационным угрозам

     Новые технологические возможности обусловливают глобализацию информационных сетей Интернета. Наличие в этом процессе позитивных и негативных явлений актуализирует правовые проблемы обеспечения национальной безопасности, включая информационную.
    Представляется назревшей проблема установления объема и пределов социального контроля над информационной сферой жизни человека, общества и государства, введения правового регулирования оборота информации.

*   *
*

     Конституцией РФ установлено право каждого гражданина свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29, п. 4), гарантирована свобода массовой информации, запрещена цензура (ст. 29, п. 5).
    Соответствующим федеральным законом установлен перечень сведений, составляющих государственную тайну. Основные конституционные запреты на установленный порядок оборота информации должны быть защищены уголовным законодательством, предусматривающим ответственность за посягательство на информационную безопасность. Уголовный кодекс РФ содержит нормы об ответственности за компьютерные преступления (ст. 272 - 274), разглашение государственной тайны (ст. 283) и иные. Очевидно они нуждаются в совершенствовании.
    Решение определенных проблем информационной безопасности предпринято в ряде федеральных законов: О безопасности , О государственной тайне , О средствах массовой информации , Об информации и защите информации , Об участии в международном информационном обмене и других.
    Однако нарастающая глобализация информационных сетей и связанные с этим проблемы обгоняют упорядочивающие возможности действующего законодательства, которое лишь фрагментарно пытается противодействовать отдельным информационным угрозам.

*   *
*

     Объективная потребность переработки нарастающего объема информации, связанной с разными аспектами жизни человечества, ведет к глобализации компьютеризации общества, перевода производства, финансовых потоков, управления на новые информационные технологии.
    Облегчая систему управления, компьютерные системы сами превратились в источники дополнительных угроз информационной безопасности, поскольку появилась возможность несанкционированным внедрением в компьютерные сети разрушать системы управления в сферах производства, финансов, вооруженных сил, правопорядка и др.
    Существенно возрастает опасность последствий технических и технологических ошибок в сфере использования компьютерных систем. Явно увеличиваются возможности криминального информационного воздействия, манипулирования массовым и индивидуальным сознанием, нагрузки на психику, порождающие конфликты, агрессию, наркоманию, психические заболевания, терроризм.
    Интернет, имеющий неофициальный центр, таит в себе угрозу узурпирования мировых информационных ресурсов, установления контроля над массовым общественным сознанием.
    Представляется необходимым осознание человечеством и официальными международными организациями (ООН и др.) потребности и необходимости достижения международных соглашений об осуществлении жесткого технического и программного контроля глобальных компьютерных систем, который должен быть открытым, социальным и подчиненным общечеловеческим гуманитарным интересам. В системы национального, в том числе и уголовного, законодательства государств должны быть включены соответствующие нормы достигнутых международных соглашений.
    Разрозненные усилия отдельных стран должны быть объединены. Только такой подход, при неизбежности глобального охвата компьютерными сетями, позволит уменьшить, а в идеале прекратить информационные войны . Однако в обозримом времени можно ожидать лишь их усиления.

 *   *
*

     Новые информационные угрозы нуждаются в более активном комплексном научном исследовании с участием специалистов различных направлений.
    Особая роль отводится уголовному праву. Оно призвано:
    обобщить общественно опасные проявления посягательств на информационную безопасность человека, общества, государства;
    сконструировать составы преступлений, адекватно отражающих современные общественно опасные реалии.
     Задача криминологии - разработка стандартов безопасного информационного поведения, исключающего причинение вреда жизненно важным интересам человека.
    Совет Безопасности Российской Федерации принял ряд нормативно-правовых мер по противодействию информационным угрозам. Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. 24, ориентирует на создание системы национального контроля над источниками информационных угроз. Логичным продолжением такого подхода должны стать разработка, принятие и последовательная реализация Федерального закона Об основах национальной безопасности Российской Федерации , а также активизация усилий по конструктивному международно-правовому сотрудничеству по противодействию угрозам глобализации информационной сети.
    
    

 Аналитический вестник подготовили Н.А.Васецкий, О.В.Дамаскин,
В.Г.Попов,  В.А.Коношенко