АВ 2002г. Выпуск 10 Правовые проблемы национальной безопасности в условиях глобализации информационной сети
2. Интернет вне правового пространства - угроза демократическим свободам
Начало эпохи Интернета не должно означать отказа от важнейших достижений демократии. Однако имеются признаки стремительного вторжения посредством Интернета в частную сферу.
Заслуживающие доверия источники сообщают о доступности для всеобщего обозрения в Интернете данных о банковских счетах частных лиц, широкой доступности личных данных персонала, в том числе состоящего на государственной службе.
Становятся известными цифровые истории болезни, электронные карточки судимости, личные характеристики, интимная и компрометирующая информация. Интернет ставит под угрозу конфиденциальность личных данных как важнейший элемент гражданского общества. Это находит широкое отражение в новых избирательных технологиях, дезориентирующих избирателей и тем самым способствующих искажению их политической воли.
Невозможно отрицать, что до сих пор не существует действенной защиты от использования Интернета в антиобщественных целях. При этом следует делать различие между обычной личной сферой, защищаемой средствами правового государства, и личными данными, доступными в сети в анонимном порядке.
Важной задачей обеспечения информационной составляющей национальной безопасности России, как и других стран, становится предотвращение угрозы распада общества на разрозненные, конкурирующие и объединяющиеся ситуационно друг с другом сетевые общественности . Граждане остаются в полном неведении относительно манипуляций с их данными в электронных системах связи.
Обществу навязывается мысль об удобстве и комфортности новой жизни в киберпространстве при посредстве Интернета.
Предполагается, что это позволит решать все банковские вопросы через Интернет, заочно общаться с официальными учреждениями, принимать участие в голосовании в качестве избирателей.
Однако не следует забывать, что надежность результата всегда зависит от качества контрольной системы и возможностей ее корректировки. Хакерское движение дает убедительные примеры несанкционированного вторжения даже в закрытые информационные сети. В ряде случаев они преследуют криминальные намерения, тенденция роста которых неуклонно возрастает.
Типичным стало разглашение номеров кредитных карточек, счетов в банке, историй болезни и применяемых лекарств. Жизнь, здоровье и имущество лишаются необходимой защиты, что создает угрозу им в условиях глобализации электронных сетей информации. Киберпространство превращается в зону тотального, но безответственного контроля.
Технократическое восприятие отношений мира и человека составляет основную причину того, что новая цифровая революция в глобальных системах информации носит упрощенный, а поэтому асоциальный характер.
*
Будущее современной модели цивилизации будет решаться в столкновении гражданского общества с неокультуренной до настоящего времени, не оформленной в правовом отношении цифровой революцией, претендующей на глобальное всемогущество.
Свободный прежде мир киберпространства целенаправленно превращается в зону тотального контроля.
Совокупность различных данных, содержащих детальную информацию о пользователе, финансах, объектах материального мира превращается в пользующийся спросом товар. Появление такого товара на рынке, неурегулированном нормами права, чревато негативными последствиями, включая терроризм.
Благодаря победному шествию Интернета технология выходит из зоны демократического политического влияния.
Динамика Интернета слишком велика, чтобы регулировать его при помощи обычных наднациональных организаций, например, ООН, которая призвана координировать долгосрочные межгосударственные переговорные процессы.
Национальные правительства, традиционные международные организации не способны регулировать Интернет. Возникает проблема определения возможностей такого регулирования. В силу своей технической инфраструктуры Интернет стал своеобразным катализатором социальных, политических и экономических перемен. Это обусловливает потребность определения новых форм регулирования.
Необходимость в стандартизировании и регулировании при отсутствии уже устоявшихся регулирующих и стандартизирующих структур обусловила создание новых органов. Например, в США проблемная группа Internet Engineering Task Force (IEТF), отвечает за все базисные технологии Интернета и разрабатывает стандарты для протоколов передачи данных в Интернете, Internet Protocols (IРs).
Стандарты устанавливает World Wide Web Consortium (WWWC). Сильные стороны этого консорциума заключаются во всесторонней технической компетентности входящих в него 380 промышленных предприятий и научно-исследовательских учреждений. Каждая из этих организаций-участников имеет одно место и один голос в Консультативном Совете.
Эти организации выполняют свои функции, не являясь уполномоченными на это государством. Деятельность этих самодеятельных технократических структур имела огромный технический успех, но не упредила возникших негативных аспектов, включая социальные. Такая концентрация регулирующей власти в руках технократических структур не позволяет несведущим в технике пользователям принимать участие в такой форме саморегулирования. Поэтому саморегулирование в Интернете должно включать в себя техническую, экономическую, политическую и социальную составляющие и обеспечивать представительство всех заинтересованных законопослушных групп.
*
Чем больше Интернет становится средством массовой информации, тем шире должен быть круг его участников.
Чем больше разрастаются компьютерные сети, чем глубже они проникают в общество, тем сильнее технические функции должны отвечать общественным интересам и потребностям, включая защиту от сетевой преступности.