Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2001г. Выпуск 44 Антикоррупционная политика: основные рубежи в России (часть II)

Основные начала антикоррупционной политики

     Антикоррупционная политика обязана стать постоянной частью государственной политики. Практически это означает, что необходимо безотлагательно разработать и запустить антикоррупционную программу, которая должна перерасти в постоянно действующую систему ограничения коррупции. Разработка и реализация такой программы должны базироваться на точном понимании природы коррупции, на анализе причин неудач борьбы с ней, осознании существующих предпосылок и ограничений, на ясных и продуктивных принципах.  Эксперты обращают внимание на несколько основных положений, которые необходимо учитывать при разработке антикоррупционной политики.
    Первое. Коррупция представляет собой постоянно самовоспроизводящееся явление, коренящееся в недрах самого уклада социальной жизни, не признающее культурно-этнических и территориальных границ. Искоренение коррупции или быстрое и устойчивое ее низведение до социально незначительного уровня на основе срочной целевой программы представляется невозможным. Борьба против коррупции является постоянной функцией государства и заботой всего общества. В этой связи должны быть созданы стабильные общенациональные основы ограничения распространения и самовоспроизводства коррупции, рассчитанные на длительную историческую перспективу.
    Второе. Борьба против коррупции затрагивает интересы каждого гражданина, общества и государства. Система противодействия коррупции включает существенно различающиеся между собой по содержанию и правовой природе меры, разработка и принятие которых относится как к исключительным полномочиям РФ, так и к совместному ведению РФ и ее субъектов. Значительная часть мер борьбы против коррупции должна быть разработана и реализована на уровне местного самоуправления. Оптимальные возможности для учета названных особенностей предоставляет федеральный закон, устанавливающий основы антикоррупционной политики федеральных органов государственной власти, а также основные начала антикоррупционной деятельности на региональном уровне и уровне органов местного самоуправления.
     Третье. Основы антикоррупционной политики  должны включать в себя: формирование ее понятия, целей и принципов; деятельность по охране прав и свобод человека и гражданина; установление приоритетных сфер и системы мер предупреждения коррупции, а также определение системы субъектов реализации антикоррупционной политики; определение компетенции органов публичной власти федерального, регионального и местного уровней в формировании и реализации антикоррупционной политики; определение и проведение антикоррупционных начал в правотворческой и правоприменительной деятельности; формирование общественного правосознания в соответствии с антикоррупционными стандартами; формирование основ международного сотрудничества в реализации мер антикоррупционной политики.
    Четвертое. В интересах формирования оптимальной системы борьбы против коррупции следует принимать во внимание, что коррупция состоит не только из деяний, связанных с подкупом и продажностью государственных и муниципальных служащих, но и из злоупотреблений иных лиц, в том числе в коммерческих и международных организациях, связанных с незаконным получением (присвоением) ими имущества, услуг или льгот за незаконную деятельность в интересах третьих лиц.
    Пятое. Приоритетным направлением антикоррупционной политики является предупреждение коррупции. Достижение этой цели связано с необходимостью установления сфер правового регулирования, наиболее подверженных коррупции, (исходя из международной и российской практики  эксперты  выделяют 12 таких сфер), а также антикоррупционных стандартов (гарантий, ограничений и запретов), обеспечивающих предупреждение или уменьшение коррупции в каждой из этих сфер.
    Шестое. В целях достижения социально необходимого уровня эффективности антикоррупционной политики допустимо устанавливаемое федеральным законом определенное ограничение прав лиц, занимающих государственные должности, должности государственной и муниципальной службы, а также лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях, не являющихся государственными и муниципальными органами или их учреждениями. Вместе с тем, достижение этой цели невозможно без государственной поддержки лиц, безупречно исполняющих свой служебный долг (такая норма сегодня уже действует по отношению к ряду государственных служащих при их награждении государственными наградами) и государственного протекционизма по отношению к честному и законному предпринимательству.
    Седьмое. Самой острой и вынужденной формой государственного реагирования на наиболее опасные формы коррупционного поведения, посягающие на конституционные права и свободы граждан, законные интересы общества и государства, является антикоррупционная уголовная политика. Уголовная ответственность и порядок уголовного преследования за коррупционные преступления могут быть установлены только на федеральном уровне. Вместе с тем, эффективная реализация антикоррупционной уголовной политики, в том числе мониторинг коррупционных преступлений, оптимальное разграничение компетенции субъектов антикоррупционной уголовной политики, ресурсное обеспечение борьбы против наиболее опасных проявлений коррупции, создание гарантий законности уголовного преследования за коррупционные преступления невозможны без нормативного закрепления исчерпывающего перечня таких преступлений. Такой перечень содержится в действующем уголовном законодательстве. При этом следует учитывать принципиальные отличия коррупционных преступлений в форме подкупа от иных коррупционных преступлений. В такой перечень включаются 29 составов преступлений, указанных в УК РФ (в форме подкупа - 8, иных коррупционных преступлений - 18, преступлений, связанных с коррупцией - 3). Такой подход необходим для ведения единой, объективной статистики коррупционных преступлений.
    Восьмое. Обеспечение реализации целей антикоррупционной политики связано с необходимостью формирования основанной на принципе "сдержек и противовесов", единой системы контроля и надзора, включающей государственный (парламентский контроль, финансовый контроль, специальный контроль) и общественный контроль.
    Девятое. Транснациональный характер коррупции обусловливает принятие российским государством обязательств по поддержке и всестороннему развитию международного сотрудничества в борьбе с коррупцией, что является одним из приоритетов антикоррупционной политики.     
     Целью антикоррупционной политики является снижение уровня коррупции и обеспечение защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства от угроз, воздействия и последствий, связанных с коррупцией, путем реализации следующих задач:
    предупреждение коррупционных нарушений;
    обеспечение ответственности за коррупционные правонарушения во всех случаях прямо предусмотренных нормативными правовыми актами, в том числе возмещение вреда, причиненного коррупционными правонарушениями;
    мониторинг коррупциогенных факторов и эффективности реализуемых мер антикоррупционной политики;
    формирование антикоррупционного общественного сознания;
    обеспечение прав граждан и организаций на доступ к информации о фактах коррупции и коррупциогенных факторах, а также на их свободное освещение в средствах массовой информации;
    создание механизма против подкупа граждан при проведении референдума и выборов в органы государственной власти и местного самоуправления;
    создание условий для замещения должностей государственной и муниципальной служб неподкупными лицами;
    поддержка предпринимательства и предпринимателей, не приемлющих подкуп (взятку) в качестве средства достижения коммерческих целей.
    Антикоррупционная программа  должна обеспечивать согласованное применение правовых, экономических, образовательных, воспитательных, организационных и иных мер, направленных на предупреждение коррупции, достижение наибольшей эффективности мер пресечения, ответственности и возмещения вреда, причиненного коррупционными правонарушениями. Разработка проектов федеральной антикоррупционной программы  должна осуществляться на основе открытого конкурса и финансироваться из федерального бюджета.  При доработке официального проекта учитываются предложения и рекомендации, высказанные участниками открытого обсуждения.
    Порядок разработки и финансирования проектов антикоррупционных программ регионального и муниципального уровней определяется нормативным правовым актом субъекта РФ и муниципального образования соответственно. Антикоррупционные программы, принимаемые органом государственной власти или местного самоуправления, финансируются из бюджета соответствующего уровня. Внебюджетные источники финансирования антикоррупционной программы подлежат обязательному опубликованию в официальных средствах массовой информации.