Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2001г. Выпуск 44 Антикоррупционная политика: основные рубежи в России (часть II)


Предпосылки и ограничения в  борьбе с коррупцией

     Чтобы понять и оценить возможности реализации любой  программы борьбы с коррупцией в России, необходимо проанализировать возможное участие в решении этой проблемы основных партнеров: органов власти, ключевых компонентов гражданского общества (предпринимательства, независимых средств массовой информации, общественных институтов) и общества в целом.
    1. Средства массовой информации  давно и прочно стали основной ареной, на которой   идут баталии вокруг коррупции. Деловая элита осознала могущество СМИ. В результате  развернулась   острая борьба между экономическим кланами за информационные каналы. Неурегулированность юридических и экономических отношений между журналистами и их "хозяевами" влечет широкое распространение теневых и даже коррупционных отношений в этой сфере. В итоге негосударственные СМИ рискуют превратиться из мощного отряда гражданского общества в инструмент борьбы между экономическими и бюрократическими кланами.
    2. Российский бизнес состоит из трех неравных частей. К первой и меньшей относятся основные финансовые группы, выросшие на бюджетных деньгах и доступе к административным ресурсам.
    Ко второй части российского бизнеса следует отнести представителей "второго эшелона" бизнеса, не  имеющего доступа к бюджетным  ресурсам и потому прежде всего заинтересованного в нормальных правилах экономической игры. Предприниматели, вставшие на ноги в условиях реальной конкуренции, не заинтересованы в сращивании власти и бизнеса, являющемся питательной средой коррупции.
     Однако эта часть российского бизнеса плохо консолидирована и не имеет постоянных эффективных механизмов отстаивания своих интересов. Одновременно власть, по сложившейся традиции, взаимодействует с представителями первого малочисленного отряда бизнесменов, большей частью игнорируя "широкие слои" предпринимателей, которые могли бы стать существенной опорой в антикоррупционных усилиях.
    Наконец, третья группа предпринимательства, обозначаемая часто как "малый и средний бизнес" и являющаяся  основой среднего класса, буквально повязана сплошной низовой коррупцией, что является источником возрастающего социального напряжения во многих общественных слоях.
    3. Российское общество. Российское общественное сознание, еще не защищенное укорененностью гражданской ответственности и приверженностью демократическим принципам, весьма склонно поддаться соблазну простых рецептов, из которых один из самых распространенных - "сильная рука".
    В то же время в последние годы резко выросло число общественных организаций, которые в гораздо меньшей степени охвачены ржавчиной коррупции, чем другие сферы жизни. Эти институты гражданского общества могут стать серьезным подспорьем при реализации программы по борьбе с коррупцией.
    4. Российские власти сами обеспокоены  состоянием борьбы с коррупцией.  Однако их активное участие в антикоррупционной кампании  тормозит ряд препятствий:
на достаточно высоком уровне есть лица, которым может быть инкриминирована коррупционная деятельность;
существует большой пласт чиновников, не заинтересованных в изменении сложившейся ситуации;
во власти сохранились и преобладают старые стереотипы, определяющие упрощенные подходы к решению задач, подобных борьбе с коррупцией.
     Для преодоления этих препятствий требуется не меньшая политическая воля, чем та, которая демонстрировалась на самых тяжелых этапах предшествующих преобразований.